«Зимний фестиваль знаний 2025»

Портрет моего класса.

Подростковый возраст - это переходный возраст (от 10-11 до 15 лет), в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Подросток - это полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие - и все виды его деятельности. Я решила провести исследование, цель которого создание социального портрета современного подростка. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир. Подростковый возраст можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. Для подростка характерно: интеллектуальное формирование мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека, профессионального самоопределения.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА












ПОРТРЕТ МОЕГО КЛАССА



Автор проекта: Хайруллина Олеся

Ученица 7 «а» класса МОУ Краснооктябрьской СОШ

Наставник проекта: Трускова Н.Г.

Учитель истории и обществознания

МОУ Краснооктябрьской СОШ

















п. Ишалино

2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение _____________________________________________стр.3

  1. Теоретическая часть.

    1. Психологические составляющие личности подростка.

    2. Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся.

2. Практическая часть.

2.1. Проведение социального опроса.

2.2. Составление диаграмм по результатам опроса, презентации и буклета «Как повысить самооценку».







































ВВЕДЕНИЕ.

Так как я подросток, то меня заинтересовало: что ценно, важно для подростков в моем классе, какие у них проблемы. Подростковый возраст - это переходный возраст (от 10-11 до 15 лет), в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Подросток - это полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие - и все виды его деятельности. Я решила провести исследование, цель которого создание социального портрета современного подростка. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир. Подростковый возраст можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. Для подростка характерно: интеллектуальное формирование мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека, профессионального самоопределения.

Цель работы заключается в исследование типа и свойств темперамента и характера у подростков.  

Задачи: 1. Провести исследование по выявлению типов темперамента. 2.  Сравнить собственные наблюдения, обработать полученные результаты.



















1.Теоретическая часть.

1.1. Психологические составляющие личности подростка.

Основные понятия, которые используются в работе: темперамент, жизненные ценности, тип интеллекта, способности, интересы, склонности. Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека, совокупность свойств нервной системы. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности бывают общие и специальные. К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности. Интересы – это внимательное отношение к чему-либо, стремление узнать, понять что-либо, отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Будущая профессия должна быть интересна. Большую часть жизни мы проводим на работе, потому заниматься нелюбимым делом – это испортить себе жизнь и здоровье. Нужно выбирать то, что любишь, тогда и учеба, и все остальное будут в радость. Склонности – это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту. Профессиональные склонности - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями.

2.1 Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Мы исследовали: тип темперамента, тип характера учащихся 7 классов. Так как, по нашему мнению, именно они являются важными показателями, которые характеризуют личность. Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными. Говоря о темпераменте, подразумевают многочисленные психические различия у людей — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и иные динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения, а также деятельности. Существуют следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, также, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.

В психологии понятие характер (от греч. charakter — «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. Известный немецкий психолог Э. Кремчер еще в середине прошлого века выделил три психотипа людей. Согласно его учению, существуют такие виды характеров: 1). Пикники. Люди среднего телосложения, полные или склонные к полноте. У них большая голова, короткая шея, лицо широкое, мелкие черты. Эту группу составляют циклотимики. По характеру они общительны, очень эмоциональны, легко сходятся с людьми, приспосабливаются к любым условиям. 2). Атлетики. Это люди спортивного телосложения, высокого роста, с развитой мускулатурой. У них широкая грудная клетка, широкие плечи. Атлетики относятся к искотимикам, то есть являются сдержанными, властными натурами, которые трудно приспосабливаются к новой социальной группе. Они не обладают впечатлительностью, не любят перемен. 3).Астеники. Характерными представителями этого типа являются люди худощавые, со слабой, неразвитой мускулатурой. У них узкие лица. Они относятся к шизотимикам, то есть упрямым, слишком серьезным, замкнутым личностям. С этими людьми некомфортно в общении.

  1. Практическая часть.

2.1. Проведение социального опроса.

Мы провели опрос в виде тестирования на определение темперамента. В тестировании участвовало 38 учеников, которые ответили на следующие вопросы (приложение 1). Второй опрос на определение типа характера (приложение 2).

2.2. Составление диаграмм по результатам опроса, презентации и буклета «Как повысить самооценку».

Диаграмма по типу темперамента (приложение 3).

Диаграмма по типу характера (приложение 4).

Буклет на тему «Как повысить самооценку».



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1.

а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны.

2.

а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и  энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь.

3.

а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в свои силах.

4.

а) незлопамятны;

б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь  системы в работе и распорядка дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

5.

а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны.

6.

а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересы постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны.

7.

а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

8.

а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы.

 

9.

а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны.

 

10.

а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г)  у вас тихая, слабая речь.

 

11.

а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите сочувствия других.

 

12.

а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны.

 

13.

а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

 

14.

а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны.

 

15.

а) упрямы;

б) в интересах и склонностях не постоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

 

16.

а) имеете склонность к горячности;

б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас  высокие требования к окружающим и себе.

 

17.

а) склонность к риску;

б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

в) начатое дело доводите до конца;

г) у вас быстрая утомляемость.

 

18.

а) резкие смены настроения;

б) склонны отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

 

19.

а) бываете агрессивным, задирой;

б) отзывчивы и общительны;

в) незлобивы;

г) мнительны, подозрительны.

 

20.

а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г) имеете склонность уходить в себя.

 

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

 

Например:

«а»     — 7 раз   * 5 = 35%

«б»     — 10 раз * 5 = 50%

«в»     — 2 раза  * 5= 10%

«г»     —  1 раз    * 5 =  5%

 

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.

«а» — тип холерика

«б» — тип сангвиника

«в» — тип флегматика

«г» — тип меланхолика.

   Типы темперамента 

Холерик.

Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах.

Сангвиник.

«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая.

Флегматик.

Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую.

Меланхолик.

Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тест «Сильный ли у вас характер?»

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, из-за упрямства, наперекор другим либо из "престижных" соображений?

а) да;

б) нет.

3. Какие из перечисленных качеств вы более всего цените в людях?

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение показать себя.

4. Имеете ли вы склонность к педантизму?

а) да;

б) нет.

5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

а) да;

б) нет.

6. Любите ли вы анализировать свои поступки?

а) да;

б) нет.

7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас трудностях?

а) да;

б) нет.

9. Какое из перечисленных определений больше всего, по вашему мнению, подходит к вам?

а) мечтатель;

б) "рубаха-парень";

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;

д) "философ" в широком смысле этого слова;

е) суетный человек.

10. Если в пылу полемики ваш оппонент "сорвется" и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно обидитесь;

г) предложите сделать перерыв.

11. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев.

12. Если вы попадете впросак, кого вините в первую очередь?

а) самого себя;

б) "фатальное" невезение;

в) прочие "объективные" обстоятельства.

13. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают ваши способности и знания?

а) да;

б) нет.

14. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, "ноль внимания";

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

15. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?

а) да;

б) нет.

Таблица оценки ответов

Вопрос/ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

0

0

2

2

0

2

2

0

0

0

2

2

0

0

0

б

1

2

1

0

2

0

0

2

1

2

1

0

2

1

2

в

2

-

0

-

-

-

-

-

3

1

0

0

-

2

-

г

3

-

-

-

-

-

-

-

2

3

-

-

-

0

-

д

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

0

-

е

-

-

-

-

-

-

-

-

0

-

-

-

-

-

-

Подсчитайте общую сумму набранных баллов.

Ниже 14 баллов. Увы, вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, только не себя. И в дружбе и в работе на вас трудно положиться.

1423 балла. У вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы и заблуждения.вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков, ведь вам это под силу.

24–30 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладаете достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнениями других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбирать правильное решение. Избегайте самолюбования и всегда помните: сильный– это не значит жесткий.

Свыше 30 баллов. Может быть, такая сумма очков – это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения? Просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А если есть, то им просто нечего порекомендовать.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее