Урок 28. Общая характеристика мхов. Зеленые мхи
Цели урока:
сформировать представление о моховидных как самых примитивных наземных растениях;
развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;
способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблицы «Мхи. Кукушкин лен», «Размножение мхов», живые и гербарные экземпляры растений.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
2.1. Анализ контрольной работы. Обсуждение и коррекция ошибок.
2.2. Вводное слово учителя.
— Пионерами освоения суши были псилофиты (потомки прибрежных водорослей), от них и произошли наземные споровые растения. И моховидные — самые примитивные из них. Нам предстоит понять, в чем сохранилась у них связь с водной средой, определяющая эту примитивность, а в чем произошел прорыв вперед по сравнению с водорослями.
2.3. Объявление темы урока.
— Какова цель нашего урока?
3. Изучение нового материала
3.1. Демонстрация видеофильма о мхах.
3.2. Составление общей характеристики мхов (на основе заполнения пропусков в предложениях).
Относятся к высшим ….... растениям. Место обитания — ……., лишь бы была…….. Корни ....... .
Тело представлено ........ Имеются следующие ткани: ........ Отсутствуют …… ткани. В жизненном цикле преобладает…….. над……... На ….... образуются половые органы: женские …... и мужские ...... Спорофит мхов представлен ….... и …...... Спорофит…... на гаметофите.
3.3. Рассказ учителя о кукушкином льне. Демонстрация презентации.
— К листостебельным мхам относят кукушкин лен. Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. Мхи растут плотными скоплениями, следовательно, мужские и женские растения оказываются близко друг от друга. Им, как и водорослям, необходима для осуществления процесса оплодотворения вода. При ее наличии подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота, из которой на следующий год образуется спорофит. Внешне он выглядит, как коробочка на длинной ножке. Коробочки покрыты волосистыми заостренными колпачками. Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку, отсюда и название мха — кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. После созревания спор колпачок с коробочки опадает, в сухую погоду споры высыпаются из коробочки и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, спора прорастает, образуя тонкую зеленую ветвящуюся нить, которая называется протонемой. Нить ветвится. На ней образуются почки, из которых впоследствии вырастают новые побеги зеленого мха.
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Индивидуальная работа. Заполнение таблицы.
Признак | Кукушкин лен |
Особенности стеблей | Прямостоячий, неветвящийся |
Особенности листьев | Узкие зеленые, имеется жилка |
Наличие ризоидов | На нижней части стебля |
Строение спорофита | Коробочка на длинной ножке, покрытая волосистым заостренным колпачком |
Расположение мужских и женских органов | Двудомное |
6. Информация о домашнем задании
§ 39 (с. 118—121); выполнить задания 4,5 на с. 65,66 рабочей тетради.
7. Подведение итогов урока
8. Рефлексия
Учащиеся высказывают впечатления об уроке.
Прием «Закончите фразу»:
Было бы хорошо, если бы...
Урок мне понравился, но хотелось бы еще...
Меня особенно удивило и поразило то, что...
Сегодняшний урок дал мне...
Было бы лучше, если...