Урок 36. Корень и его функции. Корневые системы
Цели урока:
сформировать представление о внешнем строении и функциях корня; ознакомить с разнообразием корней и типами корневых систем; прививать практические навыки распознавания и определения корневых систем;
развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;
способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Корень. Корневые системы», гербарии растений с мочковатой и стержневой корневыми системами, проростки фасоли и пшеницы, стеблевой и листовой черенки с придаточными корнями.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Выполнение заданий 7—9 на с. 43, 44 рабочей тетради.
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Учитель предлагает учащимся загадку:
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Что же это? (Корни)
3.2. Объявление темы урока.
— Какова цель нашего урока?
4. Изучение нового материала
4.1. Вводное слово учителя.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак
4.2. Фронтальная беседа.
— Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Учащиеся высказывают предположения.
— Чтобы представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте удержать за ручку зонтик, когда дует сильный ветер. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.
— Как вы думаете, какой величины корни у растений? Учащиеся высказывают предположения.
— Корней у любого растения бывает много, и идут они вглубь и вширь. Например, корни свеклы проникают на глубину 3 м, пшеницы — 2—2,5 м, яблони — до 12 м, верблюжьей колючки — до 20 м.
— Какие еще вегетативные органы мы рассматривали в прошлом году? Какие органы, кроме вегетативных, есть у цветковых растений? Приведите пример.
— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование, в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей. А объектом вашего исследования будут корни и корневые системы.
4.3. Работа в парах.
На каждую парту раздается гербарий с двумя корневыми системами, проростки фасоли и пшеницы. Учитель сообщает учащимся задание урока:
— Вам необходимо исследовать, чем отличаются эти корневые системы.
Задания:
1) Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы.
2) Прочтите в учебнике, какие корневые системы называются стержневыми, а какие — мочковатыми.
3) Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
4) Сравните корневые системы. Сделайте вывод о чертах сходства и различия стержневой и мочковатой корневых систем.
5) Сделайте рисунки и подпишите виды корней.
Вариант: выполнение заданий 10,11 на с. 45 рабочей тетради.
4.4. Беседа по вопросам:
— Чем отличаются корни друг от друга?
— Откуда отрастают придаточные и боковые корни?
— Из чего развивается главный корень?
Учитель зачитывает отрывок из басни И. Крылова «Свинья под дубом»:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
Ведь это дереву вредит...
— Чем же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться?
Учащиеся приходят к выводу о значении корня и его функциях и записывают его в тетради.
Конспект:
Функции корня: — закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком); — питает растение, всасывает воду и минеральные вещества; — откладывает и накапливает питательные вещества; — вегетативно размножается. |
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Учитель показывает стеблевые и листовые черенки с придаточными корнями.
— Какие это корни?
— Какое значение для цветковых растений имеет способность образовывать придаточные корни?
— С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур (капусты, картофеля)?
6.2. Игра «Да-нетка» (если учащиеся считают утверждение верным, то хлопают в ладоши).
1) У одуванчика корневая система стержневая.
2) Главный корень развивается из зародышевого корешка.
3) У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4) У пшеницы корневая система мочковатая.
5) Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
6) Придаточные корни образуются только на главном корне.
7) Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
6.3. Выполнение заданий.
1. Закончите предложения.
1) Через корень растение получает из почвы ……. и ……...
2) Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется ..........
3) Все корни растения составляют его …….....
4) На главном корне и придаточных корнях развиваются ……... корни.
5) В корневой системе одуванчика хорошо выражен …….. корень.
6) Корневая система пшеницы называется ……..
7) Боковые корни развиваются как на....... корне, так и на….... корнях.
8) Условная граница между главным корнем и стеблем называется…....
2. Соотнесите понятия и определения
А) корни Б) корневая система В) главный корень Г) боковые корни Д) придаточные корни Е) стержневая корневая система Ж) мочковатая корневая система
| 1) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве 2) система всех корней растений 3) корень, уходящий в почву глубже всех 4) корни, отходящие по бокам от главного и придаточного корней 5) корни, отходящие по бокам от стебля 6) система, состоящая из главного и боковых корней 7) система, состоящая из придаточных и боковых корней |
6.4. Игра «Четвертый лишний».
— Укажите лишнее растение в ряду:
1) фасоль, горох, соя, лук;
2) пшеница, морковь, рис, кукуруза;
3) одуванчик, щавель, овес, картофель.
7. Информация о домашнем задании
§ 25 (с. 76—79); придумать несколько вопросов по теме «Корень» отличных от вопросов к параграфу.
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
Учащиеся высказывают впечатления об уроке.
Прием «Закончите фразу»:
Было бы хорошо, если бы...
Урок мне понравился, но хотелось бы еще...
Меня особенно удивило и поразило то, что...
Было бы лучше, если...