Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 37
Есаулова Наталья Алексеевна.
Патриотическое воспитание (из личного опыта ).
« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский.
Любовь к Родине (патриотизм), гордость за её достижения, преданность ей, уважение к истории и культуре Отечества, желание преумножать и сохранять её богатства — эти черты характера необходимо формировать и развивать у детей.
Задача педагога и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Патриотическое воспитание — понятие ёмкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины — правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания: на занятиях решать задачи с умственным развитием ребёнка, в игре — навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности — уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Самым эффективным фактором воспитания являются личностные качества воспитателя, его активная жизненная позиция, его суждения. К.Д.Ушинский сказал: « Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища , кормить его ненавистью, отчаяньем и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».
Если мы хотим, чтобы дети любили свою Родину , нам нужно показывать её с привлекательной стороны.
Главные задачи патриотического воспитания, которые мы решаем в работе с детьми:
Уточнять и углублять представления о Родине — России.
Развивать чувство гордости за достижения Родины.
З накомить с государственными символами России — гербом, флагом, гимном.
Развивать представления о том, что Российская Федерация — огромная, многонациональная страна.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу, к своей семье.
Углублять знания о Российской армии.
Воспитывать уважение к памяти павших бойцов.
Для решения этих задач используем разнообразные формы и методы работы. Работу по патриотическому воспитанию я веду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы и методы работы:
беседы и занятия о стране, её истории, городе, выдающихся русских людях;
экскурсии и целевые прогулки (тематические мероприятия в библиотеке, к монументам Воинской славы);
показ иллюстраций, фильмов;
чтение художественной литературы;
о рганизация тематических выставок, уголков;
народные и фольклорные праздники (Осенины, Сороки, Рождество, Пасха, Калядки, Масленица
государственно-гражданские праздники (День защитника отечества, День победы, День матери, Международный женский день, День знаний, День защиты детей );
прослушивание аудио записей;
игры, направленные на патриотизм;
участие детей в концертах для участников ВОВ;
знакомство детей с народным декоративно — прикладным искусством. Это помогает дошкольникам почувствовать себя частью русского народа, частью русской природы и её истории.
в работе с детьми широко используются все виды фольклора ( загадки , сказки, пословицы, поговорки, заклички, и т.д.). В нём, из поколения к поколению, передаются нравственные ценности: добро, трудолюбие, дружба, взаимопомощь).
Особое внимание уделяется теме Великой Отечественной Войны. Дети должны знать и помнить о подвигах наших дедов и прадедов, чувствовать гордость за защитников нашей Родины, уважать и чувствовать благодарность к ним.
Делая вывод, хотелось бы закончить словами К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека....»