«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок в 6 классе по теме «Части речи»

Данный урок русскогоязыка был проведён в 6 классе.по теме "Части речи"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы

Открытый урок в 6 классе по теме «Части речи»

Тип урока: обобщения, систематизации знаний.

Цель деятельности учителя: организовать деятельность обучающегося, направленную на актуализацию знаний о частях речи, способствовать отработке умения формирования навыка определения частей речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определять части речи;

  • использовать части речи в устной и письменной речи;

Метапредметные:

Познавательные:

  • извлекать и преобразовывать информацию;

  • сравнивать и делать выводы;

Коммуникативные:

  • строить монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

Регулятивные:

  • формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности;

  • соотносить цель урока и результат своей деятельности;

  • осуществлять рефлексию;

Личностные:

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод, частично-поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, малая группа.


Ход урока.

  1. МОТИВАЦИЯ.



Приветствие:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы начинаем наш урок!

Присаживайтесь, пожалуйста.

  1. Словарная работа. (учащиеся на доске и в тетрадях пишут словарные слова). Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Загадки – складки:

Открывают детворе Д

вери школы в ……….

Лист последний на заре

Сбросил лес наш в ……..

Утром лужи во дворе

Льдом покрыты в ……

Смех ребячий на горе

Все на лыжах в …………

Начинает календарь

Месяц с именем …………

Снег колючий на земле

Гонит ветер в ……….

  1. Постановка задач

Учитель: назовите все части речи, встретившиеся в предложении.

Как вы определили, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

— Почему нужно уметь определять, какой частью речи является слово? (Не зная, как склоняются существительные и прилагательные, как изменяются глаголы, числительные, местоимения, можно сделать в тексте немало ошибок, когда понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснения, грамотно написать без ошибок - вот тогда придется трудно, если человек не знает законов языка, не изучал грамматику).

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь (ЧАСТИ РЕЧИ)

—  Какие задачи поставим перед собой? (задачи на слайде)

Знакомство с грамматической сказкой. Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопросы:

Практическая работа. 

Слева на доске записаны слова-эмоции, сможете ли вы из одного слова образовать другое, родственное, но принадлежащее к другой части речи?

(Жалость – (какой? – жалкий; что делать? – жалеть; как? – жалко)

Грусть –

Печаль –

Тоска –

Сочувствие –

Сожаление –

Горечь –

Что обозначает имя существительное? Что обозначает имя прилагательное? Что обозначает глагол? (заполняют оценочную карту)


4.Актуализация знаний.

Сколько частей речи в русском языке?

Сообщение учителя («Это интересно») Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Учитель: ребята, как вы думаете, почему у солнышка одни лучики длиннее, а другие короче? (Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. А также есть отдельная группа слов – это междометия и звукоподражательные слова).

Междометия служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства. Звукоподражательные слова-это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Задача 2. Умение различать самостоятельные и служебные части речи.

- Как же мы можем узнать, в каком случае слово является служебной частью речи, а в каком – самостоятельной? (Предположения детей)

 (Поисковая деятельность. Самостоятельная работа в группах и работа под руководством учителя).

- Найти ответ на этот вопрос мы и должны в результате нашей работы. Работать будем группами. В ходе работы заполните таблицу, сделайте вывод.

Я вам предлагаю посмотреть на порядок рассуждения:

  1. Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?

  2. Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи?

  3. Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

Итак, вернёмся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос:

Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда

служебной? Объясните, приведите свои примеры.

На доску проецируется слайд с правильными ответами в таблице. Оцените свою работу в группе.


Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Можно задать вопрос

Нельзя задать вопрос

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения







Вывод:



- Мы справились со второй задачей? Да.

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – зелёная стена.

Прилагательное «зелёная» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.


Молодцы!


Задача 3. Закрепление алгоритма определения частей речи.


Каким же алгоритмом мы должны руководствоваться, чтобы определить часть речи? Работа с учебником (стр. 169). Читаем правило.

Задача 4. Умение определять части речи, учитывая морфологические и синтаксические признаки.

Ребята, я вам предлагаю продолжить работу со стихотворением А.Фета и выписать в тетрадь известные вам части речи. Работа в группах.

Проверка.

Самооценивание работы группы. Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»



Этап контроля:

Тест (выполняют на листиках, меняются, проверяют, ставят себе оценку)

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

-6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3» (заполняют оценочную карту)

Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

Рефлексия: в накопительной оценочной карте ставят себе оценку за урок и сравнивают с предполагаемой. Что нужно, чтобы повысить свою отметку?

- Удалось ли достичь цели урока, решить поставленные задачи? Что помогало в этом, что препятствовало? Какой опыт мы будем использовать в дальнейшем?





Домашнее задание

§26, отв. на вопросы;

упр.206 или207



Рефлексия

Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке?

Какие задачи перед собой ставили?

Достигли ли их и как?

Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?

Получили ли удовольствие, работая на уроке?

ОЦЕНКИ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее