Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа района имени Лазо рабочего поселка Мухен
Открытый урок на тему:
в 9 классе
Кушнарь Лариса Александровна
учитель математики первой квалификационной
категории
2017– 2018 учебный год
Девиз: «Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький».
Конфуций.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
Формирование ключевых компетентностей:
а) усвоение знаний в их системе, умение самостоятельно применять полученные ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия;
б) развитие умений рассчитывать свои силы и оценивать свои возможности;
в) воспитание умения контролировать внимание на всех этапах урока.
Задачи урока:
Выявить уровень усвоения полученных знаний;
Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;
Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
Побуждать к само-, взаимоконтролю;
Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Психологическая установка
Продолжаем отрабатывать навыки решения систем уравнений;
Формируем математическую интуицию;
На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.
Каждый учащийся сам себе дает установку
Содержание урока
1.Разминка. Проверка домашнего задания;
2.Решение систем уравнений с двумя переменными алгебраическими способами;
3. .Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом;
4.Исследование систем уравнений и новые открытия.
5. Итоги урока.
I. Оборудование: доска, набор заданий, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, презентация урока, мультимедийная установка.
Работа учащихся состоит из этапов. Результаты каждого этапа ученики заносят в индивидуальные оценочные листы и показывают cвое эмоциональное состояние.
ОЦЕНКА МОЕЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ.
Фамилия ученика…………………………………..
Этап | Вид работы | Оценка | Эмоциональное состояние | |
1 | Разминка. Проверка домашнего задания. |
|
| |
2 | Решение систем уравнений алгебраическими способами |
|
| |
3 | Графическое решение систем двух уравнений с двумя переменными. |
|
| |
4 | Исследование систем уравнений |
|
| |
5
| Общая оценка. |
|
|
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель сообщает учащимся тему и цель урока.
Рассказывает о том, как будет построен урок.
Знакомит с требованиями ведения оценочного листа.
Этап I Начало урока посвящается проверке знаний.
Решение систем, содержащих два уравнения с двумя переменными второй степени весьма трудная задача, но в некоторых случаях системы могут быть решены с помощью простых и изящных приемов. Открыть некоторые из них – это цель домашней работы в группах.
4 группам дано задание решить систему уравнений:
Ученик 1 групппы показывает решение системы уравнений:
- графическим способом. |
Решение:
В одной системе координат построим графики уравнений: и ху= -3.
-графиком этого уравнения является окружность с центром в точке (0;0) и радиусом .
В треугольнике АВС,АВС =90°, АВ=1, ВС=3, АС=.
Длину отрезка АС= возьмем за радиус окружности .
ху=3; у=; - графиком этого уравнения является гипербола, ветви которой расположены во II и IV координатных углах.
х | -6 | -3 | -1 | -0.5 | 0.5 | 1 | 3 | 6 |
у | 0.5 | 1 | 3 | 6 | -6 | -3 | -1 | -0.5 |
Рисунок 1
Графики изображены на рисунке 1.
Графики и пересекаются в четырех точках (они обозначены буквами А, В, С, Д), следовательно, данная система уравнений имеет четыре решения:
(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Интересно заметить, что решения данной системы симметричны. Точки С и В и А и Д симметричны относительно начала координат. Точки С и А и Д и В симметричны относительно биссектрисы I и III координатных углов (прямой у=х), поэтому их координаты “меняются местами”
Решение ученика 2 группы.
Решить систему
Свое решение на доске показывает одна из групп:
(1)
Система (1) “распадается” на две более простые системы:
(2) | (3) |
Каждое решение системы (1) является решением хотя бы одной из систем (2) или (3).И каждое решение системы (2) и (3) является решением системы (1).
Системы (2) и (3) является симметричными, решим каждую из них:
(1) | (2) |
Пусть и корни уравнения | Пусть и корни уравнения |
и его корни, Тогда (3;-1) и (-1;3)- решения системы (1). | и его корни, Тогда (-3;1) и (1;-3)- решения системы (2) |
Для того чтобы понять содержательную сторону приведенного решения, обратимся к графической иллюстрации. На рис.2 в одной системе координат показано графическое решение систем.
Рисунок 2
и
Каждая прямая х+у =2 и х+у =-2 пересекает гиперболу ху=-3 в двух точках, а всего мы имеем четыре точки пересечения (они обозначены буквами А, В, С, Д). Это те же точки, которые получились при пересечение гиперболы и окружности (смотри рис.1).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Еще один способ решения данной системы представил один из учеников3 группы.
Решение:
Сложим почленно первое уравнение системы сначала с уравнением 2ху=-6,а затем с уравнением -2ху=6.Получим систему:
Из первого уравнения получаем, что
х+у=2 или х+у =-2.
Из второго уравнения получаем, что
х-у=4 или х-у=-4.
Рассматривая каждое уравнение первой строки совместно с каждым уравнение второй строки приходим к четырем системам линейных уравнений:
Решив каждую из них получим следующие решения исходной системы:
(3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
Решение проиллюстрировано графически на рис.3.
Рисунок 3
Теперь мы видим, что четыре прямые при попарном пересечении указывают нам те же самые точки, которые получились при пересечении окружности и гиперболы (смотри рис.1).
Ответ: (3;-1), (-3;1), (-1;3), (1;-3).
И еще разберем один из способов решения системы
Данная система является симметричной и решается она очень красиво с помощью введения новых переменных. Пусть , и учитывая, что ,получим:
Если u=-3, то или тогда получим:
и |
Полученные системы тоже являются симметричными системами, которые мы уже решали. Итак,(3;1), (-1;3), (-3;1),(1;-3)-решения данной системы.
Мы рассмотрели пять различных способов решения одной и той же системы уравнений. Каждый выберет для себя способ, который ему больше всего понравился, самое главное - что каждый из Вас научился решать системы такого вида и поэтому эпиграфом домашнего задания могли служить слова Б.В.Гнеденко: “Ничто так не содействует усвоению предмета, как действие с ним в разных ситуациях”.
Разминка.
Учащимся предлагается решить тестовые задания (из КИМов ГИА),результаты решений записать в тетрадь. На выполнение задания отводится пять минут.
(слайд 5-8).
Самопроверка тестового задания (слайд 9).
Обратитесь к своим оценочным листам. Поставьте в них заработанную оценку и изобразите свое эмоциональное состояние с помощью “смайлика” улыбающегося, безразличного или грустного.
. Этап II Решение систем уравнений алгебраическими способами.
(слайд 10).
. Ваша задача состоит в том, чтобы поставить в соответствие каждому уравнению верный ответ. Системы уравнений обозначены буквами. Если все задания выполните правильно , вы прочитаете имя одного из древнегреческих математиков. На решения отводится 15 минут.
Четверо учащихся решают системы уравнений по образцам у доски.
1). Решите систему уравнений по образцу
Образец:
Выразим в уравнении первой степени х-5у=-2 одну переменную через другую х=-2+5у.
Подставим полученное выражение (-2+5у) в уравнение второй степени
(-2+5у)-у2=16.
Приведем уравнение к уравнению с одной переменной
-2+5у-у2=-16, -у2+5у-2+16=0, -у2+5у+14=0 ·(-1), у2-5у-14=0.
Решим квадратное уравнение
у2-5у-14=0, а=1; в=-5; с=-14, D=в2-4ас=(-5)2-4·1·(-14)=25+56=81=920 – два корня.
У1;2= У1= У2=
Найдем значение второй переменной
Если У1=7, то х1=-2+5·7=33;
Если У2= -2, то х2=-2+5·(-2)=-2-10=-12.
(33;7); (-12; -2) – решения системы
Ответ: (33;7); (-12; -2)
2). Решить систему уравнений по образцу
Образец: Решить систему уравнений способом сложения.
Складываем почленно оба уравнения, получаем систему
Решим полученное уравнение с одной переменной 2х2=50
х2=50:2=25,
х=,
х1=5; х2= -5.
Найдем значение второй переменной
Если х1=5, то 52+3у2=28, 25+3у2=28, 3у2=28-25=3, у2=3:3=1, у1=1, у2= -1.
Если х2= -5, то (-5)2+3у2=28, 25+3у2=28, 3у2=28-25=3, у2=3:3=1, у1=1, у2= -1.
Ответ: (5;1); (5;-1); (-5; 1); (-5;-1).
Решите по образцу
3).Решить систему уравнений по образцу
Образец: Решить систему уравнений способом подстановки.
Выразим в уравнении первой степени 2у-х=7 одну переменную через другую –х=7-2у,
х=2у-7
Подставим полученное выражение (2у-7) в уравнение второй степени
(2у-7)2-(2у-7)у-у2=29.
Приведем уравнение к уравнению с одной переменной
4у2-28у+49-2у2+7у-у2=29, у2-21у+49-29=0, у2-21у+20=0,
Решим квадратное уравнение
у2-21у+20=0, а=1; в=-21; с=20, D=в2-4ас=(-21)2-4·1·20=441-80=361=1920 – два корня.
У1;2= У1= У2=
Найдем значение второй переменной
Если У1=20, то х1=2·20-7=40-7=33;
Если У2= 1, то х2=2·1-7=-5.
(33;20); (-5; 1) – решения системы
Ответ: (33;20); (-5; 1)
Решите по образцу
4). Решить систему уравнений по образцу
Образец: Решить систему уравнений графическим способом.
В уравнении ху= 4 выразим переменную у через переменную х, получим .
Составим таблицу значений переменных для гиперболы
х
-8
-4
-2
-1
1
2
4
8
у
-1
-2
-4
4
2
1
Найдем координаты вершины параболы х=0, тогда у=0,5·02-8=-8. КВП(0;-8)
Составим таблицу значений переменных для параболы у =0,5х2-8
х | -4 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 4 |
у | 0 | -6 | -7,5 | -8 | -7,5 | -6 | 0 |
у
х
Ответ: (-3,8; -1,2); (-0,6; -7,9); (4,2; 0,9) ;
Решите по образцу:
У=х2+1,
Ху=3.
Решение систем уравнений второго уровня.
Решить систему уравнений
x-5y=5,
x2 -25y 2=-75.
Разложим левую часть второго уравнения системы на множители, используя формулу разности квадратов
а2–b2=(a+b)(a-b):
х2 -25y2=(x-5y)(x+5y)
После этого наша система уравнений примет вид:
x-5y=5,
(x-5y)(x+5y)=-75.
Используя первое уравнение системы x-5y=5 , заменим во втором уравнении x-5y на его значение 5
x-5y=5,
5(x+5y)=-75.
Разделим левую и правую части второго уравнения системы на 5:
x-5y=5,
x+5y=-15. (3)
Таким образом, мы получили линейную систему уравнений. Вычтем почленно из 1-ого уравнения 2-рое: -10y=20.Выразим отсюда y: y=-2.
Теперь подставим у=-2 в одно из уравнений системы (3),
например во второе:
x+5*(-2)=-15, x=-5.
Ответ: x = -5, y = -2.
Решить систему уравнений
2x+3y=-8,
4x2 +5xy+9y2 =50. (1)
Возведем в квадрат обе части первого уравнения: (2x+3y)2 =(-8)2 Используем формулу квадрата суммы:
(a+b)2 =a +2ab+b
(2x+3y)2 =4x2 +12xy+9y 2
После этого наша система уравнений примет вид:
4x2+12xy+9y2=64,
4x2+5xy+9y2=50. (2)
Вычтем почленно из первого уравнения второе:
7xy=14,
xy=2.
Воспользуемся первым уравнением системы (1): 2x+3y=-8.
Выразим из этого уравнения x через y:
2x=-3y-8
x=-1.5y-4
Теперь подставим в уравнение xy=2 вместо x полученное выражение:
y(-1.5y-4)=2
-1.5y2 -4y-2=0
Найдем корни полученного квадратного уравнения: y1=-2 и y2=-2/3.
Подставляя полученные значения в уравнение x=-1.5y-4, найдем соответствующие значения x:
x1=-1.5*(-2)-4
x1=-1
x2=-1.5*(-2/3)-4
x2=-3
Ответ: x1 = -1, y1 = -2; x2 = -3, y2 = -2/3.
Решить систему уравнений
2x2 -xy=-8,
y2 -2xy=32. (1)
В первом уравнении вынесем за скобку x, а во втором y:
x(2x-y)=-8,
y(y-2x)=32.
Домножим второе уравнение на -1:
x(2x-y)=-8,
y(2x-y)=-32.
Домножим первое уравнение на y, а второе на x:
xy(2x-y)=-8y,
xy(2x-y)=-32x.
Мы получили два уравнения, с одинаковой левой частью, следовательно, их правые части равны:
-8y=-32x Выразим отсюда y: y=4x
Подставим в уравнение x(2x-y)=-8 вместо y, полученное выражение:
x(2x-4x)=-8
x(-2x)=-8
-2x2 =-8
x2=4 x1=2 x2=-2
Подставляя полученные значения в уравнение y=4x,
найдем соответствующие значения y:
y1=4*2
У1=8 y2=4*(-2)
y2=-8
Ответ: x1 = 2, y1 = 8; x2 = -2, y2 = -8.
Решить систему уравнений
x+4y=-2,
x3 +64y3 =-56.
Используя формулу суммы кубов a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2), разложим на множители x3+64y3:
x3 +64y3 =(x+4y)(x2 -4xy+16y2 ).
После этого система примет вид:
x+4y=-2,
(x+4y)(x2 -4xy+16y2 )=-56.
Подставляя во второе уравнение системы вместо x+4y его значение -2, мы получим:
x+4y=-2,
-2(x2 -4xy+16y 2)=-56.
x+4y=-2,
x 2-4xy+16y2 =28.
Возведем в квадрат обе части первого уравнения x+4y=-2.
По формуле квадрата суммы
(a+b)2 =a2 +2ab+b2 :
(x+4y)2 =x2 +8xy+16y2
Таким образом, мы получим систему уравнений:
x2 +8xy+16y2 =4,
x2 -4xy+16y2 =28. (3)
Вычтем почленно из первого уравнения системы (3) второе:
8xy-(-4xy)=4-28
12xy=-24
xy=-2
Воспользуемся первым уравнением системы (1) и выразим одно неизвестное через другое, допустим x через y:
x+4y=-2
x=-4y-2
Подставим теперь в уравнение xy=-2 вместо x полученное выражение:
y(-4y-2)=-2
-4y2 -2y+2=0
2y2 +y-1=0
Найдем корни полученного квадратного уравнения:
y1=-1 y2=0.5
Подставляя полученные значения в уравнение x=-4y-2, найдем соответствующие значения x:
x1=-4*(-1)-2
x1=2
x2=-4*0.5-2
x2=-4
Ответ: x1 = 2, y1 = -1; x2 = -4, y2 = 0.5
(слайд 11)
- Итак, вы получили имя ДИОФАНТ. Чем же знаменит он? Почему именно его имя я зашифровала в таблице?
Рассказ учителя.
Диофант Александрийский – один из самых своеобразных древнегреческих математиков. До сих пор не выяснены ни год рождения, ни дата смерти Диофанта; полагают, что он жил в 3 веке нашей эры. Из работ Диофанта самой важной является “Арифметика”, из 13 книг которой только 6 сохранились до наших дней. В сохранившихся книгах Диофанта содержится 189 задач с решениями. В пяти книгах содержатся методы решения неопределенных уравнений. Это и составляет основной вклад Диофанта в математику (слайд 12).
А вот о том, сколько же лет прожил Диофант вы мне ответите на следующем уроке, решив дома задачу текст которой у вас на парте,. Эта задача была найдена в одном из древних рукописных сборников задач в стихах, где жизнь Диофанта описывается в виде алгебраической загадки, представляющей надгробную надпись на его могиле.
Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею 5 лет проведя, сына дождался мудрец;
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил ,
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Этап III. Решение систем уравнений графическим способом.
Тестирование. Три уровня сложности.
1 уровень.
Установите соответствие между формулой и графиком
1).
у= кх+в(к0)
у= кх(к
у=кх+в (к0)
у=кх (к0)
У=!х!
абв
гд
2).
а бв
У=ах2 (а 0 ) г)д
У =к/х(к0)
У= к/х (к0)
4. У= х1/2 , 5. У=ах2 (а)
2 уровень.
“Проанализируйте уравнения, их графики и заполните таблицу”. В таблице записаны уравнения с двумя переменными, а ниже приведены их графики. Ваша задача состоит в том, чтобы поставить в соответствие каждому уравнению график. Системы уравнений обозначены буквами. Если все задания выполните правильно вы прочитаете имя одного из древнегреческих математиков.
3 уровень.
-Изображены графики некоторых уравнений, а справа записаны системы уравнений. Но в этой системе одного уравнения не хватает. Ваша задача заключается в том, чтобы
в систему вписать уравнение линии, изображенной на чертеже
дополнить чертеж графиком, уравнение которого уже записано в системе
найти решения данной системы графически.
В правом столбце таблицы записаны буквы, а рядом пара чисел. Каждая пара соответствует решению системы . Из полученных букв составьте фамилию великого французского ученого. Работает каждый индивидуально. Время работы 10 минут.
В это же время у доски 4 учащихся выполняют работу в парах (слайд 13).
- Возьмите свои оценочные листы, поставьте себе оценку за работу на третьем этапе урока и выразите свое эмоциональное состояние.
Этап IV.Исследовательская деятельность.
- На данном этапе урока нам предстоит с вами побывать в роли исследователей. Перед нами стоит задача: выяснить количество решений системы двух уравнений с двумя переменными в зависимости от параметра.
Индивидуальное домашнее задание , которое приготовил ученик(слайд 14,15).
Если , то система имеет единственное решение,
если , то система не имеет решений,
если , то система имеет бесконечно много решений.
При каких значениях параметра а система
а) имеет бесконечно много решений;
б) имеет единственное решение?
Решение:
а) , а = 4.
б) , а 4.
Решите систему уравнений:
Решение:
а)
, т.е. при m 1 система имеет единственное решение
,
б) , т.е. при m = 1 и n 1 исходная система решений не имеет.
в) , при m = 1 и n = 1 система имеет бесконечно много решений.
Ответ: если m = 1 и n 1, то решений нет;
если m = 1 и n = 1, то решений бесконечное множество, ;
если m 1 и n – любое, то
ИТОГ УРОКА.
Итак, сегодня мы с вами
закрепили знания, умения и навыки по теме “Уравнения с двумя переменными второй степени и их графики. Решение систем уравнений с двумя переменными”.
познакомились с великим ученым, который внес огромный вклад в развитие математики.
приобрели начальные навыки исследовательской деятельности
Все ваши работы сложите в файл и сдайте.
Задание на дом (слайд 16-18).
-Осталось проверить барометр вашего настроения.
Урок окончен.