«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по биологии "Строение цветка и его функции".

Урок по теме "Строение цветка и его функции", 6 класс

Учебник биологии под редакцией В.В.Пасечника

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г.О.КРАСНОАРМЕЙСК МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ









Открытый урок по биологии

«Строение цветка и его функции»

с применением информационно-коммуникативных технологий(ЭОР)

и игровых технологий

(школьный уровень)




Учитель И.В.Милюкова




Дата проведения – 09.11.2017 г.















2017-2018 учебный год


Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями строения цветка, функциями и его значением в жизни растений.

Образовательные задачи:

1.Ознакомить обучающихся со строением цветка, строением каждой части.

2.Показать связь строения цветка с выполняемой функцией.

3.Сформировать у обучающихся новые знания о строении растений

Развивающие задачи:

1.Развивать образное логическое мышление.

2.Развивать познавательные способности и интересы обучающихся.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки с установленными модульными ЭОР на каждой парте, презентация урока на тему «Строение цветка», модели цветков, схемы.

План урока

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель:

- Ребята, начать наш урок я хочу с легенды. Послушайте ее.

- Сказание о этом цветке есть почти в каждой европейской стране. Старейший из известных мифов пришел из Древней Греции. Богиня растительного мира Флора одаривала всех своих подопечных чудесными именами, но забыла о неприметном маленьком цветке… И когда богиня проходила мимо, та прошептала ей вслед: «Не забудь меня…». Именно так и нарекла его Флора, одарив вместе с трогательным именем еще и способностью возвращать каждому, кто взглянет на цветок, память о позабытом доме, любимых и родных.
- Догадались?

- А вот еще одна легенда, которая рассказывает о парне и девушке, гулявших у берега Дуная. Девушка попросила жениха достать ей цветок, растущий у самого обрыва, и тот исполнил ее просьбу, но не удержался и сорвался в реку. Буйное течение унесло его, и последнее, что он успел выкрикнуть любимой: «Не забудь меня!». Через несколько дней его тело нашли у берега, и в руках он сжимал тот самый цветок. Невеста похоронила своего любимого, посадив на его могиле эти цветы, которые с тех пор и получили свое имя.
- Кто из вас узнал, о каком цветке идет речь?


Слайд №1

Учитель:

- А какая часть незабудки изображена на слайде?



- А теперь попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Ответы детей.

- Цветок – это очень важная часть растения. А как вы думаете у всех растений цветки одинаковые?

Ответы детей.

Учитель:

- Самые нежные и удивительные создания природы - это, безусловно, цветы.
Их очень много на нашей планете. И все они совершенно разные. Есть экзотические, полевые, садовые, комнатные цветы.

Слайд №2



- А теперь откройте тетради и запишите тему урока.

Учитель:

- На уроке нам предстоит узнать о строении цветка, его роли и функциях. Вы научитесь составлять формулу цветка.

- Давайте послушаем, что же такое цветок (включаю интерактивный модуль ЭОР).

Обучающиеся записывают в тетрадь определение:

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, который служит для опыления, оплодотворения, а также образования семян и плодов. Является побегом, так как развивается из генеративной (цветочной) почки.


3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

- Цветы появились очень давно. И цель у цветов была не только чтобы удивить нас, но и для того, чтобы выжить.

- Давайте рассмотрим строение цветка. На ваших столах есть схема. Сейчас мы прослушаем модуль по строению цветка, а затем подпишем части цветка (включаем интерактивный модуль ЭОР на ноутбуках)

1.Цветоножка – связывает цветок со стеблем растения.

2.Цветоложе – расширенная часть цветка, на которой расположены все части цветка.

3.Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

4.Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Чашечка бывает двух видов: раздельнолистная и сростнолистная.





Далее ребята подписывают части цветка на схеме.

4.Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки ввер.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (махи руками.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.


Работа по вариантам

- А сейчас давайте заполним схемы:

- строения пестика (1 вариант);

- строение тычинки (2 вариант)

Далее взаимопроверка и разбор главных частей цветка на модели.

(Обучающиеся зарисовывают в тетрадь главные части цветка)

Слайд №3



Учитель:

- А еще ребята, на цветке листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют – правильными (яблоня, вишня, капуста, ромашка, нарцисс). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей, львиный зев, орхидея).

(Обучающиеся зарисовывают в тетрадь правильные и неправильные цветки)

Слайд №4



Учитель:

- Все известные науке растения делятся на группы – однодомные: огурцы, кукуруза, двудомные: тополь, ива, конопля. У первых, пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, у вторых - на разных, тычиночные на одних растениях, а пестичные на других.


Слайд №5

Учитель:

- Ученые-ботаники предложили формулу цветка, чтобы разобраться в его строении. Для этого используют следующие условные обозначения:

Слайд №6





(Обучающиеся записывают в тетрадь краткую запись строения цветка)


5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

- Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулу цветка вишни.



Ответы детей:

- цветок обоеполый, правильный,

- лепестков – 5,

- чашелистиков – 5 сросшихся,

- тычинок много,

- пестик – 1.

Учитель:

- А теперь посмотрите, как можно коротко записать схему данного цветка.


Слайд №7


Учитель:

- Цветы самый совершенный орган по структуре и функции среди других структур растения. Они лучше приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.


Слайд №8



Учитель:

- Ребята! Вот незадача! Пока мы работали – налетел сильный ветер и перемешал все части цветка ….

- Нужно помочь цветку! Примените свои знания, полученные сегодня на уроке и попробуйте восстановить цветок.

(включаем интерактивный модуль ЭОР на ноутбуках)


- Давайте проверим, что у вас получилось. Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

- Вы любите отгадывать ребусы? Попробуйте отгадать, какие цветы зашифрованы.


Слайды №9, 10, 11, 12


Лилия


Ромашка


Цветы


Роза


Учитель:

- А теперь попробуйте отгадать загадки про цветы.

1.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

2.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
3.На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные. (Георгин)

4.На шесте — флаги,
Под шестом — шпаги. (Гладиолус)

5.Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках … (Мимоза)

6.Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Учитель:

- Молодцы!

- Надеюсь, работой на уроке вы остались довольны!

- А что вы узнали?


6.Рефлексия (продолжить предложение)

Цветок - это…

Околоцветник – это …

Главные части цветка это …..

Расширенная часть цветоножки – это…

Цветы бывают………..

Представьте, если бы не было цветов, то……

Знания о цветке мне пригодятся для……….


7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее