Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку для студентов 1 курса СПО "Интеллектуальная акция Орфографический флешмоб"

Данная разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку предназначена для преподавателей спо с целью расширения и систематизации знаний студентов, развития познавательной активности, а также способствует формированию навыка орфографической и пунктационной зоркости.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»









ОТКРЫТОЕ ВНЕАУДИТОРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Интеллектуальная акция по русскому языку

«Орфографический флешмоб»



Учебная дисциплина: Русский язык

Специальность:23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Курс: 1

Автор: Ирбулатова Н.С.- преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;



2019



СОГЛАСОВАНО

Методист техникума

____________ _________________________

подпись расшифровка


«____»_____________20_____г.


УТВЕРЖДЕНО

на заседании ПЦК

_________________________________

полное название ПЦК

Протокол №______

от «____»_____________20___г.

Председатель ПЦК

_____________ ___________________

подпись расшифровка

СОГЛАСОВАНО

на заседании службы

стандартизации

Протокол №______

от «____»_____________20_____г.

Руководитель

службы стандартизации

___________ Артюшенко Н.Н.




































Тема

Интеллектуальная игра «Орфографический флешмоб»

Преподаватель

Ирбулатова Н.С.

Дата проведения

19.04.2019

Учебная дисциплина

Русский язык

Группа

1-18 РАТ-89, 1-18 РАТ-90, 1-18 МОР-2,2-17 МОР-1

Цели:


Воспитательные

воспитание ответственности за порученное дело и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, исполнительности, чувства долга, умения управлять эмоциями;



Образовательные

Систематизировать и расширить знания студентов по русскому языку;


Развивающие

Развивать познавательную активность студентов, самостоятельно принимать решение, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять факты и события;



Методы

Словесный, метод стимулирования и мотивации интереса к обучению, наглядно-демонстрационный, практический, метод контроля.

Элементы педагогических технологий

ИКТ-технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, технология критического мышления.

Оборудование

Мультимедийныйпроектор, колонки, компьютер,экран

Список литературы


Основные источники:

Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: русский язык и литература. Волгоград: «Учитель», 2012.

Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. Волгоград: «Учитель», 2012.

Интернет-ресурсы:

http://pishi-stihi.ru/rodnoj-yazyk-bryusov.html

http://eva.ru/fun-and-fun/messages-3004392.htm

http://rus.1september.ru/

http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=17#pp17


1 академический час

Пояснительная записка



Свободное грамотное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа учебных занятий, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий, а также во всевозможных интеллектуальных акциях и играх.

Развитие пытливости, любознательности каждого студента, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности являются важной и необходимой задачей, стоящей перед преподавателем. Решение этой задачи осуществляется не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на занятиях, с другой –вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов обучающихся техникума –создание ситуации творческого саморазвития.

Интеллектуальная акция по русскому языку «Орфографический флешмоб», нацелена на решение следующих проблем:

-повышение качества знаний по русскому языку;

-поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;

-формирование функциональной грамотности обучающихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Данная интеллектуальная акция будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку.

Актуальность определяется и тем, что обучающиеся должны понимать, что изучение орфографии содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми общеобразовательными дисциплинами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует успешному овладению будущей профессией.

Цели и задачи:

1)Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

2) Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;

3) Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.

4) Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).


Интеллектуальная акция «Орфографический флешмоб» предполагает 3 этапа:

1. Отборочный этап проводится за несколько дней до акции: в учебных группах объявляется о проведении интеллектуальной акции по русскому языку, проводится регистрация студентов, желающих принять участие.

2. Вводный этап: представление жюри, вводное слово преподавателя .

3. Основной этап : участникам к письменному выполнению предлагаются задания из раздела «Орфография и пунктуация русского языка».

4. Заключительный этап: подведение итогов акции. Побеждает участник акции, набравший наибольшее количество баллов. Награждение почетной грамотой победителя интеллектуальной акции по русскому языку «Орфографический флешмоб»

Представленный сценарий учитывает возрастные особенности студентов, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а также психологическую атмосферу всего мероприятия в целом.























Форма мероприятия: интеллектуальная акция.

Цель акции: актуализировать знания студентов о морфологическом, традиционном, фонетическом и дифференцирующем принципах орфографии.

Задачи акции:



Обучающие:

  • актуализировать знания о принципах русской орфографии ;

  • совершенствовать умение делать синтаксический анализ сложной синтаксической конструкции с разными видами связи в ходе синтаксического разбора;

  • актуализировать знания о пунктуации сложного предложения и простого предложения с осложняющими конструкциями в ходе объяснительного диктанта;

  • актуализировать знания по орфографии (правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий, правописание наречий и слов с непроверяемыми орфограммами-буквами).



Развивающие:

  • развивать логическое мышление в ходе выборочного и распределительного списывания;

  • развивать абстрактное мышление в ходе синтаксического анализа сложной синтаксической конструкции;

  • развивать кратковременную слуховую память в ходе работы с теоретическими статьями, объяснительного диктанта;



Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при оформлении записей;

  • воспитывать интерес к русскому языку и литературе при помощи использования фрагментов текстов русских писателей в качестве языкового материала.



Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.







В ходе подготовки и реализации данного мероприятия использовались следующие педагогические технологии:

Личностно-ориентированная технология:

-раскрытие индивидуальных способностей

Технология критического мышления:

-творческое сотрудничество обучающихся и преподавателя;

Технология проведения дискуссий:

-развитие мышления;

-формирование коммуникативной культуры;

-организация внутреннего потенциала обучающихся, направленная на пользу, радость окружающим;

ИКТ- технологии:

-создание и использование презентации, видеосюжетов;

Игровые технологии:

-театральные мизансцены;

Технология сотрудничества:

Взаимосотрудничество , сплочение между участниками команды ради победы;

Технология «Дебаты»:

-индивидуальная работа ;

Технология творческого развития:

-для достижения желаемого результата способность к импровизации,

-развитие творческого потенциала.

















ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Организационный этап: Просмотр клипа: «Песня о русском языке»

Слово преподавателя: Добрый день, уважаемые участники интеллектуальной акции «Орфографический флешмоб»!

Проблема повышения грамотности студентов является актуальной не только для преподавателей филологических дисциплин. Нелестные отзывы о вопиющей безграмотности нынешних студентов можно услышать от преподавателей разных предметов. Нередко замечания о безграмотности сопровождаются комментариями, в которых сравниваются уровни грамотности поколений. Это сравнение не в пользу современной молодежи, т.к. нынешние студенты и школьники не читают, а смотрят, не пишут, а слушают, вместо писем - Интернет и смс, вместо книг - «ширпотреб» с кратким пересказом. Грамотным быть вроде и необязательно. Выросло поколение Интернет – и телефонозависимых людей. Ставить ли это им в вину, ссылаясь на то, что «безграмотность всегда была не бедой, а виной», тем более при нынешних возможностях получения образования? Понятно, что данная проблема не должна оставлять равнодушным.

А ведь грамотность связана с достоинством: грамотный чувствует себя достойным, а если человек допускает грубую ошибку, то это как разоблачение, катастрофа. Недаром слово «грамотно» в ХХ веке стало означать – с хорошим качеством: можно грамотно (или неграмотно) строить, управлять.

Безграмотность всегда считалась не бедой, а виной человека, вызывала не жалость, а презрение. Особенно с тех пор, как образование стало доступно всем.

С каждым годом мы все меньше и меньше пишем, читаем, письма вытеснил телефон, книги вытеснились газетами, газеты – телевизором. Получается, что сегодняшнее поколение – не читающее и не пишущее, а слушающее и глядящее. Грамотность стала вроде как бы и не нужной для жизни. Но сегодня мы постараемся доказать , что быть грамотным – это модно!


Чтец 1: (читает стихотворение )

Л. Корнилов «Русский язык! Звонких житниц запас!»

Русский язык! Звонких житниц запас
Собран Владимиром Далем для нас.
Только к его Словарю прикоснусь,
В душу повеет могучая Русь.
Буквы заглавные – что терема.
Говор живой – что держава сама.
Словно в зарницы, в страницы вглядись –
Даль развернется, откроется высь.
В гнездах, что пчелы, взроятся слова.
Соты медовы, в них мудрость жива.
В пашнях страниц всколыхнется страда.
Каждому слову – своя борозда.
Слово за словом – и слышится речь:
Родину надо крепить и беречь!
Голос за голосом – слышен народ:
Русь не согнется, вовек не умрет!..
В смутах ли страшных, в нужде ли какой
Эту великую книгу открой...

Чтец 2: И.Желнов «Есть в мире много языков …»

Есть в мире много языков
У разного народа.
Для нас же, русский стал родным,
И нет его дороже.
Красивый, тёплый и родной,
Он согревает душу.
На нём общаемся с тобой,
Читаем, пишем, думаем на нём
И мысли излагаем.
Прекрасней нет его для нас.
Живём им, им и дышим.
В России дружно мы живём,
Все вместе "русский" учим.

Чтец 3: С.Скачко «С благоговеньем прикасайся…»
С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать , право ,
Как эллочек и фимок рать
К заморским “ингам”, “шн” и “вау»
Его , кряхтя , хотят прижать.



Чтец 4: Сабир Абдулла «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!


Основной этап: Уважаемые участники акции! Вашему вниманию предлагаются карточки с заданиями по разделам орфографии и пунктуации. За отведенное время вам необходимо выполнить задания в карточках. Желаем удачи!

Вариант I

ФИО студента:

Группа:

Задание 1: «н и нн в суффиксах прилагательных»

Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая свадьба, чека…ая поступь, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, нутря…ое сало, фаза…ий питомник, жема…ые манеры, песча…й карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат.

Задание 2: « Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»

расстав..шь, обнаруж..вший,проед..шься, вывез..нный,выдел..шь, сброш..нный,постигн..шь, ознаком..вшийся,догон..шь, озадач..вший,разбуд..шь, омыва..мый,беспоко..шься, подстрел..нный,шепч..шься, расчист..вший

Задание 3: «Правописание наречий»

Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....

Задание 4: «Непроверяемые орфограммы».

М…сты, п…тёрка, дв…ры, гр…за, к…р…ндаш, лес…ница, уч…ник, ро…кий, ло…ка, д…рев…я, пас…аж…р, ал…ея, жи…кий, скри…ка, блу…ка, со…нце, ст…лица, х…р…шо, звёз…ный, с…ёж…лся, плат…е, (на)листе, (по)лёт, реч…ка, (с)б…жал, дач…ный, спл…ши.

Задание 5: « Знаки препинания»

Вы слышали что-нибудь о Чудском озере на льду которого Александр Невский победил псов-рыцарей? Кто смотрел фильм «Александр Невский» тот запомнил как трескался лед под копытами коней как тонули немецкие рыцари. Почему же не тонули русские?

Александр Невский погнал тяжеловооруженных врагов на ту часть озера со дна которой били теплые ключи. Лед в этом месте не окреп он трескался под тяжестью закованных в железо врагов и они шли на дно в песке которого до сих пор лежат их ржавые доспехи.





ВАРИАНТ II

ФИО студента:

Группа:

Задание 1: «н и нн в суффиксах прилагательных»

Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, чва…ый вид, бестала…ое существо, багря…ый закат, саза…ий улов, фортепиа…ый класс, полотня…ая куртка, травя…ая смесь, спонта…ое деление, гума…ый закон, хворостя…ой настил, льня…ая ткань, баклажа…ая икра, тума…ые фразы, смоля…ое покрытие.

Задание 2: « Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»

сыпл..шь, слыш..мый,накол..шься, движ..мый,заед..шь, завис..вший,высуш..шь, постел..нный,расстел..шь, заморож..нный,продолж..шь, очист..вший,смож..шь, слыш..мый,скрюч..шься, увид..нный

Задание 3: «Правописание наречий»

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Задание 4: «Непроверяемые орфограммы».

 В…зал, др…жал, варе…ки, л…пата, в…дро, ша…ка, чес….ный, м…ро…, дру…, т…жёлый, тр…пинка, ноч…ной, грус…но, осен…ю, под…ём, (за)брал, (в)лез, (в)лес, (за)платил, под…езд, об…явление, (с)сол…ю, осен…ий, шарман…щик, ч…тение, ч…лоч…ки,  ш…шеч…ка.

Задание 5: « Знаки препинания»

Вы слышали что-нибудь о Чудском озере на льду которого Александр Невский победил псов-рыцарей? Кто смотрел фильм «Александр Невский» тот запомнил как трескался лед под копытами коней как тонули немецкие рыцари. Почему же не тонули русские?

Александр Невский погнал тяжеловооруженных врагов на ту часть озера со дна которой били теплые ключи. Лед в этом месте не окреп он трескался под тяжестью закованных в железо врагов и они шли на дно в песке которого до сих пор лежат их ржавые доспехи.


Заключительное слово преподавателя.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее мероприятие. Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха. Я благодарю всех ребят, которые приняли участие в акции.

Подведение итогов акции. Награждение победителя.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее