«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации фгос ноо

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО


Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на двух основных типах:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей и учреждений культуры – Центр детского творчества, Дворец культуры им.Захарова, Детская Центральная библиотека, Центральная библиотека, Каслинский музей художественного литья, кинотеатр «Россия»);

  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье», воспитательные программы классных руководителей и т.п.).

В ходе научно-педагогических исследований прошлых лет выделены несколько направлений, которые органично легли в традиционные разделы воспитательной работы школы и находят своё отражение во внеурочной деятельности (нравственное, эстетическое, гражданско-правовое, интеллектуальное, трудовое, экологическое, оздоровительное, военно-патриотическое).

В школе создана прочная система воспитательной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что педагогический коллектив вышел на качественно новый уровень подхода к воспитанию.

Прежний богатый опыт, потребность учащихся в освоении многомерности мира, осознание ими собственного «Я» в этом мире, необходимость в духовном развитии – все это позволило сделать поворот в воспитательной работе, сосредоточить усилия на личности ребенка, провести его через те культурологические сферы, которые рождают в человеке добрые черты, высоконравственные потребности.

За основу взяты следующие воспитательные технологии:

- «Программа возрождения традиций российской культуры» (разработана школой совместно с Р.А.Литвак);

- «Технология КТД» (И.П.Иванов, В.А.Караковский);

- технология саморазвития личности (Г.К.Селевко);

- игровые технологии (Н.Е.Щуркова);

- гуманистическая концепция А.Маслоу и др.

Сегодня ведущей целью воспитания для педагогического коллектива является идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой и обществом, которому требуется человек с высоким чувством самосознания.

Как он будет общаться со своим «Я», с друзьями, с родными, как найдет себя, будет ли стремиться к интеллектуальному, духовному, физическому развитию – главные вопросы для педагогов школы.

Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности
В рамках общеинтеллектуального направления предусмотрен кружок «Я - эрудит». Этот курс предлагает учащимся компетентностно-ориентированные задания на эрудицию и логику, формирует умение решать проблемы и учит работать с информацией. В течение учебного года школьники готовятся к участию в многоступенчатом дистанционном конкурсе «Эрудит-марафон учащихся»(ЭМУ). Цели: - стимулировать личностное развитие каждого ребенка; - создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников в течение учебного года; - формировать ключевые компетенции младших школьников (важнейшее составляющее ФГОС II поколения) и сопровождать динамику системой мониторинга.
Общекультурное направление реализуют:

1) Курс «Путешествие по стране этикета». Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

2) Клуб «Мы вместе». Его программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей.

Цель: формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.). Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей.

Социальное направление внеурочной деятельности представлено комплексной программой «Древо ремесел», включающей 3 составляющих:

- Кружок «Бумажная пластика»;

- Кружок «Изобразительное искусство»;

- Кружок «Веселые клубочки».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в её ориентации на личность ребёнка, в предоставлении права каждому обучающемуся освоить тот уровень программного материала, который соответствует его индивидуальным особенностям и способностям, а также в доступных материалах, позволяющих ребёнку реализовать творческий выплеск и освоить практические азы декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

Цель программы: Социальная адаптация и развитие детей через практическую творческую деятельность в декоративно-прикладном и изобразительном видах искусства.

Программу «Древо ремесел» реализуют педагоги дополнительного образования (Центр детского творчества), занимаясь с детьми 3 часа в неделю.

Духовно-нравственное направление отражают:

1) Кружок «Азбука нравственности». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

2) Программа курса «Многоцветные кружева Каслей» разработана в качестве инструмента познания своей малой родины.

Целью программы является – содействие становлению личности младших школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.

В результате реализации программы для воспитанников созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей личности, усвоению нравственного, духовного, исторического и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины.

Спортивно-оздоровительное направление представлено:

1) Курсом «Час здоровья». Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

2) Народные игры «Час досуга».

Русские народные игры, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Основной целью программы является воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора. Программа курса способствует повышению двигательной активности детей, дополняя «Час здоровья».

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом, воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни, формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

6



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее