«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Окружающий мир: рабочая программа для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы А.А. Плешаков.

В программе прописаны цель, задачи курса, основное содержание учебного предмета, подробно представлены личностные, метапредметные, предметные результаты.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Окружающий мир

Пояснительная записка


Программа по «Окружающему миру» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Учебник «Окружающий мир», автор А. Плешаков входит в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.


Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально – ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности, способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно – следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально – ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Задачами духовно – нравственного развития и воспитания через предмет окружающий мир являются:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через:

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, горда;

- любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

- уважение к защитникам Родины;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания через:

- представление о возможном негативном влиянии на морально – психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.



Содержание учебного предмета (270ч)


Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнеде­ятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.


Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.






Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема

Коли

чество часов

Содержание учебного материала

Виды практических работ

1.

Раздел «Как устроен мир»

6

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь – примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории.

Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы, моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели. Устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды. Сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Участвовать в природоохранной деятельности.

2.

Раздел «Эта удивительная природа»

18

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества 9соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода как вещество. Значение воды для жизни на земле. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Высказывать источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений, правила поведения в природе. многообразие животного мира. классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). виды животных. зоология - наука о животных. Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

Наблюдать опыт с растворением веществ, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы). Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. Моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. Моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Моделировать различие грибов – двойников. Моделировать круговорот веществ в природе.

3.

Раздел «Мы и наше здоровье»

10

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в воспитании мира. Гигиена органов чувств. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов. Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота. Закаливание, как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Представление результатов проектной деятельности.

Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека, измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. Практическая работа: изучить свойства кожи. Моделировать строение пищеварительной системы. Составлять меню здорового питания. Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы.

4.

Раздел «Наша безопасность»

7

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Моделировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. В виде схем и ролевой игры. Моделировать схему эвакуации из школы в ходе учебной тревоги. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.


5.

Раздел «Чему учит экономика»

12

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Знание, способы добычи и охраны полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культуры растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Моделировать семейный бюджет. Моделировать экологические прогнозы.

6.

Раздел «Путешествие по городам и странам»

15

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Франция, ее местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, ее местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж – Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, использовать фотографии достопримечательностей, сувениры. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Моделировать достопримечательности из пластилина.





Планируемые результаты изучения предмета


1. Личностные результаты обучения

Ученик научится:

1) формированию основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формированию уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятию и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитию этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитию навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формированию установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Ученик получит возможность научиться:

1) установке на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

2) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


2. Метапредметные результаты обучения

Регулятивные

Ученик научится:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Ученик получит возможность научиться:

1)преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2)самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные

Ученик научится:

1) освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) использованию знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

3) активному использованию речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

4) использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

5) овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

6) описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

7) сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

8) проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

9) использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

10) использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

11) обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

12) узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

13) оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос) в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.



Ученик получит возможность научиться:

1)осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

2) записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

3) моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

4) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

5) наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

6) определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Коммуникативные

Ученик научится:

1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

5) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Ученик получит возможность научиться:

1)учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2) с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


3.При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

2) сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

3)определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

4)узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края;

5) оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

6) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

7) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

8) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

9) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

10) распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

11) выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

12) выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

13) владеть элементарными приемами чтения карты;

14) приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


Ученик получит возможность научиться:

1) использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

2) осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

3) пользоваться простыми навыками самоконтроля самрчувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

4) выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

5) ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы

6) проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.


Сведения об использовании учителем учебно – методических материалов



I. Литература для учителя:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа ( сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.

2. Сборник рабочих программ «Школа России», 1 – 4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Плешаков А.А. Окружающий мир, стр. 368 ). – М.: Просвещение, 2011.



Дополнительная литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2011.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2012.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2012.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2013.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2013.

  7. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010.

  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М. Просвещение, 2010.

  9. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2010.

  10. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М. Просвещение, 2014.

  11. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М. Просвещение, 2014.

  12. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. – М. Просвещение, 2015.

  13. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. – М. Просвещение, 2015.

  14. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. – М. Просвещение, 2016.

  15. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.2. – М. Просвещение, 2016.

  16. Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. – М.: Просвещение, 2015.

  17. Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. – М.: Просвещение, 2016.

  18. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. 3 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.

  19. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. 3 класс. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2013.

  20. II. Перечень литературы для обучающихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2011.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2012.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2012.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2013.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2013.

  7. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010.

  8. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М. Просвещение, 2014.

  9. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М. Просвещение, 2014.

  10. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. – М. Просвещение, 2015.

  11. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. – М. Просвещение, 2015.

  12. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. – М. Просвещение, 2016.

  13. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.2. – М. Просвещение, 2016.

  14. Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. – М.: Просвещение, 2015.

  15. Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. – М.: Просвещение, 2016.

  16. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. 3 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.

  17. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. 3 класс. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2013.



Перечень средств материально – технического оснащения образовательного процесса



Наглядный материал

  1. 1.Муляжи овощей

  2. Муляжи фруктов

  3. 3.Коллекции полезных ископаемых

  4. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

  5. Термометр для измерения температуры воздуха.

  6. Живые объекты (комнатные растения)

  7. Карта Российской Федерации

  8. Карта полушарий



Список оборудования и приборов

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  2. Ноутбук

  3. Мультимедийный проектор

  4. Интерактивная доска

  5. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

  6. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  7. Наборное полотно.

  8. Дидактические игры.

  9. Подставки для книг, держатель для схем и таблиц.

  10. Стол учительский угловой.

  11. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.




Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

  1. 1.Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

  2. 1.Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

  3. 1.Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее