Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 имени Героя Советского Союза Т.Н. Подгорного
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на ПЕД\СОВЕТЕ зам. директора по УВР директор школы
протокол № __ Жилин А.Г. Ратушний Н.И.
от__________ _______________ ПР. № ______________от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ОКРУЖАЮЩИЙ МИР » 4 КЛАСС
НАЧАЛЬНОГО ( ОСНОВНОГО ) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Невинномысск
2017- 2018 уч. год
Раздел 1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно- методическим комплектом «Гармония» ( автор – кандидат пед. наук, доцент О.Т. Поглазова), с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка; развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств;
- выработка нравственно- этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
-формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимосвязи, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами. Ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез, уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.
В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.
Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».
У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего края.
Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима- знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Место предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов, в том числе на обобщение и проведение контрольных работ отводится 6 часов, которые проводятся как письменные работы в виде тестов.
Раздел 2. Содержание учебного курса.
4 класс (68 часов)
№п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Ориентирование в пространстве и во времени | 13 часов | 1 | 1 |
2. | Путешествие в космос | 5 часов | 1 | 1 |
3. | Путешествие по поверхности и недрам России | 9 часов | 1 | 1 |
4. | Путешествие по экосистемам | 11 часов | 1 | 1 |
5. | Путешествие в прошлое России | 18 часов | 1 | 1 |
6. | Путешествие по океанам и материкам Земли | 12 часов | 1 | 1 |
Итого: 68 часов 6 6
1.Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч)
Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.
Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».
Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.
Наблюдения, практические и творческие работы: освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.
Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.
Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.
Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.
2. Путешествие в космос (5 ч).
Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.
Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».
Экскурсия в планетарий.
3.Путешествие по поверхности и недрам России (9 ч)
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.
Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.
4.Путешествие по экосистемам (11 ч)
Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.
Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.
Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.
Экскурсии к реке Дон.
5. Путешествие в прошлое России (18 ч)
Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.
Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.
Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.
Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.
Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.
Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.
Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.
6.Путешествие по океанам и материкам Земли (12ч)
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.
Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).
Раздел 3. Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные
способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Предметные
усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;
умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные вопросы | Домашнее задание | Виды деятельности |
| Ориентирование в пространстве и во времени (13 ч) |
|
|
|
|
|
1 | 3.09 | Путешествия – источник знаний. | урок закрепления знаний и выработки умений | Систематизировать знания, полученные в 1-3 классах; сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии. | Раб.тетр.№2, уч.с.5-11 | Работа со схемами и моделями, беседа по картине, групповая работа |
2 | 6.09
| Как человек научился считать время. | урок изучения и первичного закрепления знаний | Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам. | Раб.тетр. № 5, 6, 7, 8, учебник с. 11-17 | Групповая работа. Практическая работа №1, наблюдение, рассуждение |
3. | 9.09 | Устройство для счета времени. | урок изучения и первичного закрепления знаний | познакомить с разными видами часов, созданных человеком | Учебник с.18-21 | Практическая работа. Познавательная деятельность |
4. | 13.09 | Как считают время в истории. | урок изучения и первичного закрепления знаний | Закрепить знание единиц времени, познакомить с солнечным и лунным календарем. Ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра». Сформировать представление об историческом времени. | Раб.тетр. №12, 13, 14, 16, учебник с. 22- 27 | Тестовая работа. Практическая работа. Самонаблюдения. Составление кроссворда |
5. | 16.09 | Ориентирование на местности. | урок изучения и первичного закрепления знаний | Проверка усвоения знаний по теме Различие ориентиров – городской Заповеди путешественника | Творческое задание: составить секретное письмо пирата, по которому можно будет найти клад, спрятанный когда-то давно. | Проверочная работа № 1, работа с учебником |
6. | 20.09 | Путешествие с компасом. | урок изучения и первичного закрепления знаний | Сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта. Познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия | Раб.тетр.№ 3, 4. 6, учебник с.34-37 | Решение проблемной ситуации, исследовательская работа |
7. | 23.09 | Как изображают предметы и местность | урок комплексного использования знаний | Сформировать знания учащихся о способе изображения предметов ( с рисунком, разрезом, чертежом, планом) | Раб.тетр. №10, учебник с.38-39 | Графический диктант, беседа по вопросам, практическая работа |
8. | 27.09 | Что такое масштаб. | урок комплексного использования знаний | Знакомство с понятием «масштаб», старинными мерами длины. | Учебник с. 40-42 Раб.тетр.№ 15 | Индивидуальная работа по карточкам. Составление плана предмета, используя масштаб. Практическая работа. |
9. | 30.09 | План местности. | урок комплексного использования знаний | Сформировать знания учащихся о способах изображения местности, познакомить с условными знаками плана местности, учить читать план местности и составлять его. | Учебник с. 43-47 | Групповая работа, разгадывание ребусов. Составление плана местности, практическая работа в тетради |
10. | 4.10 | Что изображают на картах. | урок комплексного использования знаний | Сформировать представление о физической и исторической карте, показать отличие карты от плана, учить читать карту, показывать географические объекты, познакомить детей с профессией картографа. | Раб.тетр. №19, 23, учебник с.48-54. | Чтение плана местности, работа с картой, сравнение карты и плана. Решение кроссворда. |
11. | 7.10 | Представление о земле древних народов. Модель Земли. | урок комплексного использования знаний | Познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли, формировать представление о глобусе как модели Земли | Раб.тетр.№28, учебник с.55-57 | Работа по физической карте России, работа по карточкам, решение кроссворда |
12. | 11.10 | Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. | урок комплексного использования знаний | Закрепление знаний о глобусе как модели Земли. Знакомство с понятием «карта полушарий». | Раб.тетр. № 27, 32, 34, учебник с. 58- 60 | Работа с глобусом. Работа по карте полушарий. |
13. | 14.10 | Обобщающий урок по теме: « Ориентирование в пространстве и во времени» | урок обобщения и систематизации знаний | Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. Элементарные приемы чтения карты |
| Контрольная работа №1 |
Путешествие в космос (5 ч) |
|
|
|
|
|
|
14. | 18.10 | Солнце и звезды | урок комплексного использования знаний | Дать представление о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе, познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы | Учебник с. 62-65 | Наблюдение, работа в группах |
15-16. | 21.10
25.10 | Земля- планета Солнечной системы | урок комплексного использования знаний | Что входит в Солнечную систему. Как древние люди представляли Землю. Когда впервые увидели Землю из космоса. Как влияет Солнце на Землю. | Учебник с.66- 74 | Тестовая работа. Сообщения учащихся о планетах Солнечной системы. Познавательная деятельность. |
17. | 28.10 | Урок- закрепление по теме: «Путешествие в космос» | урок обобщения и систематизации знаний | Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. | Раб. тетр. № 36, 40, 41 | Контрольная работа №2 |
18. | 1.11 | Экскурсия в планетарий. | Урок- экскурсия | Получить углубленные знания по изученной теме. |
| Познавательная деятельность |
Путешествие по поверхности и недрам России (9ч) |
|
|
|
|
|
|
19-20. | 11.11
15.11 | Россия на географической карте. | урок комплексного использования знаний | Знакомство с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями. | Учебник с. 77-81 | Работа по физической карте России. Работа с контурной картой. |
21. | 18.11 | Кладовые Земли | урок комплексного использования знаний | Представление о разнообразии горных пород Земли. Условные обозначения вулканических и осадочных горных пород. Знакомство с понятием «окаменелости». | Учебник с.82- 84 | Проверочный тест по теме: «Россия на географической карте» |
22. | 22.11 | Полезные ископаемые. Их добыча. | урок комплексного использования знаний | Разнообразие полезных ископаемых, со способами их добычи. | Учебник с. 85- 87 Раб. тетр .№13,14 | Составление таблицы «Полезные ископаемые и способы их добычи». Работа по физической карте России.. Обсуждение экономических проблем. |
23. | 25.11 | Как используют полезные ископаемые | урок комплексного использования знаний | Использование полезных ископаемых. Знакомство с профессией геолога. | Учебник с.88-91 Раб. тетр.№18 | Тест «Добыча полезных ископаемых», решение кроссвордов по условным знакам полезных ископаемых .Практическая работа. |
24. | 29.11 | Из чего и как делают металлы. | урок комплексного использования знаний | Из чего и как делают металлы. | Учебник с.92-93 | Практическая работа |
25. | 2.12 | Где и как используют горючие ископаемые. | урок комплексного использования знаний | Свойства горючих ископаемых, их использование. | Учебник с. 94- 97 Раб.тетр№ 10, 12, 21 | Работа по индивидуальным карточкам. Практическая работа |
26. | 6.12 | Безграничны ли запасы полезных ископаемых. | Урок-проект | Закрепление знаний по изученной теме, развитие познавательного интереса, воспитание бережного отношения к использованию полезных ископаемых. | Учебник с. 98-100 | Защита проекта. Решение экологических проблем. |
27. | 9.12 | Обобщающий урок по теме: «Путешествие по поверхности и недрам России» | Урок обобщения и закрепления знаний | Закрепление знаний по изученной теме |
| Работа в группах. Контрольная работа №3 |
Путешествие по экосистемам (11 ч) |
|
|
|
|
|
|
28. | 13.12 | Природа России. | урок комплексного использования знаний | Знакомство с понятием «экосистема» | Учебник с. 103- 105 | Работа по карте. |
29. | 16.12 | Суровая Арктика. | урок комплексного использования знаний | Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в Арктике. | Учебник с. 106-113 | Обсуждение экологических проблем, возникающих по вине человека |
30. | 20.12 | Ранимая тундра. | урок комплексного использования знаний | Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в тундре. | Учебник с. 114-123 Раб.тетр.№ 10, 11, 13 | Графический диктант. Групповая работа. Практическая работа. Работа по карте. |
31. | 23.12 | Россия- страна лесов. | урок комплексного использования знаний | Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных леса. Отличие тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль грибов в лесу. | Учебник с. 124-133 Тетрадь с. 50 № 19, 20, 21 | Работа по карте. Беседа по презентации. Работа с дополнительной литературой. |
32. | 27.12 | Степные просторы. | урок комплексного использования знаний | Природная зона – степь. Знакомство с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром. | Учебник с.135-142 Тетрадь с. 53 № 28 | Работа по карте. Работа с гербарием. |
33. | 13.01 | Жаркие пустыни. | Урок открытия новых знаний | Представление о природной зоне пустынь, ее географическое положение, особенности зоны пустынь, растительный и животный мир | Учебник с.143-149 Тетрадь с. 56 № 35 | Работа по карте. Работа с гербарием, графический диктант, фронтальная работа |
34. | 17.01 | Путешествие в горы. | Урок открытия новых знаний | Знакомство с особенностями природы гор, с изменением температуры воздуха от подножия к вершине, сменяемость видов растений на разных высотах, животный мир гор, занятия людей. | Учебник с.151-155 | Тестовая работа, фронтальная работа, беседа, работа с картой |
35. | 20.01 | Жизнь в пресных водоемах. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с разнообразием растений и животных небольших водоемов, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Учебник с.156-163 Тетрадь с. 58 № 38, 39 | работа с картой, графический диктант, фронтальная работа |
36. | 24.01 | Богатство болот. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с разнообразием растений и животных болота. взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Учебник с.164-168 Тетрадь с. 59 № 40, 41, 42 | работа с картой фронтальная работа |
37. | 27.01 | Как живет луг. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Учебник с.169-173 Тетрадь с. 60 № 43, 44, 45 | Работа с гербарием, фронтальная работа |
38. | 31.01 | Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам». Контрольная работа. | урок обобщения и систематизации знаний | Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах |
| Контрольная работа №4 |
Путешествие в прошлое России (18 ч) |
|
|
|
|
|
|
39. | 4.02 | Откуда пошла Русь. | Комбинированный урок | Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь. Восточные славяне и их соседи | Учебник с.4-9 | Фронтальная работа, работа с исторической картой |
40. | 7.02 | Древняя Русь. | урок комплексного использования знаний | Когда и как образовалось Древнерусское государство. Русь при первых князьях. Какими были древние города | Учебник с.10- 18 | Фронтальная работа, работа с историческими картами |
41. | 11.02 | Как менялась Древняя Русь. | урок комплексного использования знаний | Ознакомление с историческими фактами, как на смену язычеству пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси. | Учебник с.20-25 | Фронтальная работа, работа с контурной картой |
42. | 14.02 | Как распалась Русь. | Урок открытия новых знаний | Причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига. Знакомство с выдающимися победами наших предков под руководством Александра Невского. | Учебник с.26-33 | Фронтальная работа, работа с планами и картами, групповая работа |
43. | 18.02 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в 8 веке. | Урок открытия новых знаний | Монгольское нашествие. Кто пытался захватить Русь с запада. | Учебник с.34-41 | Фронтальная работа, работа с исторической картой |
44. | 21.02 | Как объединяли и освобождали Русь. | Урок открытия новых знаний | Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва. | Тетрадь с. 11 № 22, 23 | Фронтальная работа, работа с исторической картой |
45. | 28.02 | Московское государство. | Урок открытия новых знаний | Формирование представления о времени царствования Ивана Грозного (борьба за выход к морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. | Учебник с. 50- 53 | Фронтальная работа, работа с исторической картой, составление схемы |
46. | 3.03 | Россия в 17 веке. | Урок открытия новых знаний | Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представления и жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства. | Учебник с. 54- 60 | Работа с исторической и географической картой, Фронтальная работа, |
47. | 7.03 | Как образовалась Российская империя. | Урок открытия новых знаний | Формирование представления о Петре 1- первом императоре. Знакомство с преобразованиями Петра1 | Учебник с. 61- 68 Тетрадь с. 22 № 36, 37 | Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам |
48. | 10.03 | Развитие Российской империи. | Урок открытия новых знаний | Формирование представления о правлении Екатерины 2. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине 2. | Учебник с. 69- 73 Тетрадь с . 22 № 38 | Фронтальная работа, работа с исторической картой |
49. | 14.03 | Российская империя в 19 веке. | Урок открытия новых знаний | Формирование представления об Отечественной войне 1812 года. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова. Что изменилось в России к концу 19 века: отмена крепостного права, расширение границ государства, развитие хозяйства, промышленности. | Учебник с. 74- 81 | Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями. |
50. | 17.03 | Как образовался Советский Союз. | Урок открытия новых знаний | Знакомство с событиями в России в начале 20 века. Образование Советского Союза. | Учебник с. 82- 86 | Фронтальная работа, работа с политической картой, беседа по вопросам |
51. | 21.03 | Какие преобразования произошли в СССР в 20- 30-е годы 20 века. | урок комплексного использования знаний | Преобразования в СССР в 20-30 годы 20 века. Что изменилось в хозяйстве. Как жилось людям в Советском Союзе | Учебник с. 83- 92 | Фронтальная работа, беседа по вопросам |
52. | 31.03 | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. | Урок открытия новых знаний | Знакомство с героической борьбой советского народа против немецких захватчиков. | Учебник с. 93- 104 | Фронтальная работа, беседа по вопросам, работа с исторической картой |
53. | 4.04 | Трудные послевоенные годы. | урок комплексного использования знаний | Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР. | Учебник с. 105- 109 | Беседа по вопросам, Фронтальная работа Проверочный тест. |
54. | 7.04 | Современная Россия. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с организацией управления в современной России. | Учебник с. 110- 117 | Фронтальная работа, словарная работа, составление схемы по тексту учебника. |
55. | 11.04 | Кем и чем гордится Россия. | урок обобщения и систематизации знаний | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала. | Учебник с. 118- 120 | Фронтальная работа, творческая и поисковая работа в группах. |
56. | 14.04 | Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое России» | урок обобщения и систематизации знаний | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала | Тетрадь с. 34-35 № 54, 55, 57 | Контрольная работа № 5 |
Путешествие по океанам и материкам ( 12 ч) |
|
|
|
|
|
|
57. | 18.04 | Океаны Земли. | Урок открытия новых знаний | Чем важен Мировой океан. Чем знамениты океаны | Учебник с. 122-130 | Фронтальная работа, работа с картой, работа с контурной картой |
58. | 21.04 | Жизнь в море. | Урок открытия новых знаний | Как взаимодействуют обитатели моря. | Учебник с. 131-134 | Фронтальная работа |
59. | 23.04 | Крупнейший материк Земли. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с географическим положением, растительным миром, животным миром Евразии, историей его открытия | Учебник с. 136- 140 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом |
60. | 28.04 | Как открывали Африку. | Урок открытия новых знаний | Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей его открытия. | Учебник с.143- 146 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом |
61. | 2.05 | Кто открывал Америку. | Урок открытия новых знаний | Формирование представлений о географическом положении Америки, истории ее открытия. | Учебник с. 147- 150 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом |
62. | 5.05 | Кто исследовал Австралию. | Урок открытия новых знаний | Формирование представлений о географическом положении Австралии, истории ее открытия | Учебник с 151- 156. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом |
63. | 8.05 | Кем была открыта Антарктида. | Урок открытия новых знаний | Формирование представлений о географическом положении Антарктиды, истории ее открытия | Учебник с.157- 162 | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом |
64. | 12.05 | Страны и народы мира. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с флагами стран мира. Путешествие в Китай. | Учебник с. 163- 167 | Фронтальная работа, работа в группах. |
65. | 16.05 | Соединенные Штаты Америки (США). | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с Соединенными Штатами Америки. | Учебник с. 168- 170 | Фронтальная работа, работа в группах |
66. | 19.05 | Живая планета Земля. | урок комплексного использования знаний | Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение пройденного материала. Что делает Землю уютным домом для жизни. | Учебник с. 171- 173 | работа в группах |
67. | 23.05 | Обобщение по теме: «Путешествие по океанам и материкам» | Урок обобщения и систематизации знаний. | Контроль знаний, умений и навыков. |
| Контрольная работа № 6 |
68. |
| Экскурсия в краеведческий музей. | Урок- экскурсия | Развитие познавательного интереса |
|
|
Раздел 5. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
В результате изучения окружающего мира ученики 4 класса должны
знать:
– смысл понятий: сутки, неделя, год, век, тысячелетие, календарь; горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план,
карта, глобус; планета, естественный спутник, звезда, созвездие, Солнечная система, космонавт, космический корабль, искусственный спутник; полезное ископаемое, природная зона, природное сообщество, полярная ночь (день); исторический
источник, род, племя, княжество, государство, дань, иго, революция, Гражданская война, Отечественная война, Президент,
Государственная Дума, Совет Федерации; материк, океан, море, кругосветное путешествие;
– причины смены дня и ночи и изменения их длительности, смены сезонов, изменения вида Луны, смены климатических
условий в природных зонах, экологических проблем, возникающих по вине человека;
– названия материков и океанов Земли, 3–4 планет Солнечной системы; 2–3 морей, омывающих Россию, крупных рек,
озёр, гор, равнин на территории России и родного края, полезных ископаемых, добываемых в России и в родном крае; при-
родных зон, расположенных на территории России; названия Российского государства, его столиц, имена правителей в разные исторические периоды, изученных исторических памятников России и родного края;
– 2–3 примера растений и животных, обитающих в разных природных зонах, природных сообществах, их взаимосвязи
и приспособляемость к природным условиям; растений и животных разных материков; коренных жителей природных зон
и материков, наиболее многочисленных народов России и родного края; первооткрывателей новых земель; экологических проблем, возникающих по вине хозяйственной деятельности людей в природных зонах, при добыче и транспортировке полезных ископаемых, нерационального их использования; ярких событий в истории России и родного края; великих
географических открытий;
– способы сохранения видового многообразия растительного и животного мира природных зон и сообществ (Красная
книга, заповедник, заказник, национальный парк), меры по сохранению природы своего края;
– наблюдаемые свойства минералов и полезных ископаемых (цвет, блеск, прозрачность, запах, твёрдость, рыхлость,
пластичность, горючесть, магнитные свойства);
– условные знаки, с помощью которых изображаются горы, равнины, возвышенности, водоёмы на физической кар-
те, 2–3 топографических знака плана местности, 3–4 знака полезных ископаемых, 2–3 условных обозначения на исторической карте;
понимать:
– в окружающем нас мире «всё связано со всем»; деятельность людей может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающей
среде и собственного участия в сохранении красоты и гармонии при роды;
– открытие новых земель – великий подвиг исследователей; освоение новых земель сопряжено не только сбольшими
трудностями и опасностями, но и с экологическими проблемами планетарного масштаба; сохранение чистоты воздуха,
воды, земли – важнейшая задача всего человечества;
– наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашего многонационального государства про-
шли вместе трудный и славный путь его создания, отстояли независимость России; россияне могут гордиться нравственным наследием своих предков, памятниками истории и культуры, поэтами, писателями, художниками, композиторами, скульпторами, полководцами, путешественниками, космонавтами, снискавшими мировую славу и признание народов нашей планеты;
– родной край – частица нашего великого Отечества, и он имеет свою богатую историю;
уметь:
– различать основные и промежуточные стороны горизонта, условные линии и точки глобуса (параллели, меридианы,
полюсы, экватор), план местности и карту, географическую и историческую, арабские и римские цифры, условные знаки
местности, физической и исторической карт, полезных ископаемых;
– кратко характеризовать географическое положение изучаемых объектов; географические объекты и территории на основе учебного текста и карты; местность по плану и карте, используя их условные обозначения; условия жизни на Земле и их изменения, связанные с суточным и годовым движением Земли; особенности климатических условий в природных зонах и приспособляемость растений и животных к этим условиям; особенности жизни и хозяйственную деятельность людей в разных природных зонах; особенности природы гор, болота, озера, леса, луга, взаимосвязи между живыми организмами, обитающими в этих природных сообществах; исторические со бытия, происходившие в нашем государстве в течение столетий; значение Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга в истории государства, их основные достопримечательности; историю родного края, его достопримечательности;
– приводить примеры способов ориентирования на местности; использования полезных ископаемых; растений и животных, обитающих в природных зонах и сообществах, цепей питания в них; приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; негативных последствий экологически неграмотной деятельности людей; основных (судьбоносных) событий, происходивших в истории России, современных социальных явлений; правителей России, князей, полководцев, оставивших яркий след в истории России; столиц России, крупных городов и городов-героев, городов родного края; географических открытий, крупнейших государств мира, их столиц, государств, являющихся соседями России;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые географические объекты, называя их существенные признаки, сходства и различия;
– объяснять взаимосвязи неживой и живой природы в природных зонах, живых организмов в природных сообществах;
роль и место человека в природе и обществе; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду;
– читать план и карту, определять по условным знакам формы рельефа, виды водоёмов, полезных ископаемых; находить
и показывать на карте полушарий местоположение России и родного края, материков и океанов, рек, озёр, пустынь,
городов, государств, природных зон; на исторической карте показывать места исторических событий;
– пользоваться компасом для определения сторон горизонта и объяснять его устройство; лупой для определения свойств минералов; словарём для определения значения незнакомых слов;
– соотносить арабские и римские цифры, век и дату исторического события, упорядочивать события во времени; местоположение географических объектов физической и контурной карт; текстовую информацию и её отображение на карте;
– наблюдать деятельность людей в разных сферах; природные явления, сезонные изменения в природе и систематически
отражать их в дневнике наблюдений; исторические памятники, старинные дома, храмы, старинные предметы быта, посещая
исторический центр родного города, исторический или краеведческий музей;
– выполнять и фиксировать результаты проведённых наблюдений, опытов и практических работ, объяснять их цели,
условия проведения, полученные выводы, устройство и назначение используемых приборов;
– осуществлять поиск учебной информации, извлекая её из рассказа учителя, рисунка, учебного, научно-популярного и художественного текстов, словаря, СМИ, видеофильма, диафильма, схемы, таблицы, диаграммы, наблюдений, эксперимента;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, диаграммы, участвуя в проектной деятельности);
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, со-
общения) с использованием дополнительных источников информации;
– оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения экологической грамотности,
социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, не успех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения
и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;
– ориентирования в пространстве и во времени, ориентирования на местности с помощью компаса, Солнца, местных
природных признаков; чтения карт географического и исторического содержания;
– определения растений, животных, климатических условий, характерных для данной местности; принадлежности растений, грибов, животных к определённым систематическим группам (травоядные, хищники, всеядные, ядовитые, опасные для жизни);
– освоения способов познания окружающего мира, изучения свойств веществ (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования);
– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами,
таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной
литературой);
– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; техники без-
опасности во время проведения экскурсий, опытов и практических работ;
– участия в сохранении исторических памятников и в природоохранительной деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;
– ориентирования в пространстве и во времени, ориентирования на местности с помощью компаса, Солнца, местных
природных признаков; чтения карт географического и исторического содержания;
– определения растений, животных, климатических условий, характерных для данной местности; принадлежности растений, грибов, животных к определённым систематическим группам (травоядные, хищники, всеядные, ядовитые, опасные
для жизни);
– освоения способов познания окружающего мира, изучения свойств веществ (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования);
– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);
– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; техники безопасности во время проведения экскурсий, опытов и практических работ;
– участия в сохранении исторических памятников и в природоохранительной деятельности.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:
название нашей планеты: родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);
уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, ещё 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирование на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Раздел 6. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.
Основная цель контроля- проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщения, суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При устных ответах
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценки за практическую работу
ставятся с учётом понимания учащимися цели задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблюдения, а также сделать необходимые выводы.
Оценка «5» ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимы действия, осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует воды.
Оценка «4» ставится, если ученик правильно определяет задачу, работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы.
Оценка «3» ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала, тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Проверка может производится как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
90 - 100% | 77 - 90% | 60 - 77% | 0 - 60% |
"5" | "4" | "3" | "2" |
Раздел 7. Перечень учебно - методического обеспечения
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Для обучающихся:
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. – Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012г»;
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику « Окружающий мир»– Издательство: « Ассоциация ХХI век, 2012 г»;
О.Т. Поглазова. Тестовые задания к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012 г».
Для учителя:
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. – Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012г»;
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику « Окружающий мир»– Издательство: « Ассоциация ХХI век, 2012 г»;
Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.
Лободина Н.В. «Поурочные планы по учебнику О.Т.Поглазовой, В.Д.Шилина». Издательство «Учитель», Волгоград ,2010
Обучающие сайты по окружающему миру:
http://drug12.ucoz.ru - «Друг» Методические и дидактические материалы
Активные ссылки на порталы и сервисы для учителя:
http://www.uchportal.ru- Учительский портал
http://pedsovet.su
http://www.openclass.ru- Открытый класс