Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" разработана на основе Федерального Закона "Об Образовании Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта НОО (утвержденного приказом МО и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373; в ред.приказов от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357),
Учебник: «Окружающий мир», А.А.Плешаков в 2 ч., М.: Просвещение , 2013
Рабочая тетрадь: «Окружающий мир», А.А.Плешаков в 2 ч., М.: Просвещение ,2017
Место курса в учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение русского языка в 1 классе отводит 66 часов для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир», из расчета 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного процесса
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание учебного предмета
Введение 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? 20 ч.
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение |
1 | Введение | 1 |
2 | Что и кто? | 20 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 22 |
| Итого: | 66ч |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Часы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | |||
предметные | личностные | метапредметные | план | факт | |||
1. | Задавайте вопросы! Инструктаж по ТБ | 1 | Научатся задавать вопросы об окружающем мире, получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом –определителем. | Овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. П:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). К: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю |
|
|
2. | Что такое Родина? | 1 | Формирование представлений о малой родине, о России, о ее природе, городах, народе, | Проявление чувства гордости за свою Родину. | Р: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные и изделия). П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки. К: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству |
|
|
3. | Что мы знаем о народах России? | 1 | Научатся определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках, получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявление общего и различного в политическом устройстве государств. | Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; осуществление поиска существенной информации К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
|
|
|
4. | Что мы знаем о Москве?
| 1 | Научатся: узнавать достопримечательности столицы, получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников. | Проявление чувства гордости за свою Родину. | Р: составлять план П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины – Москве; осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов). К: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику. |
|
|
5. | Проект : «Моя малая Родина» | 1 | Научатся: составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности. Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты | Мотивация к творческому труду, работе на результат. |
|
| |
6. | Что у нас над головой? | 1 | Научатся: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой | Целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком. | Р:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; какие камушки удалось собрать во время прогулки; из каких частей состоит растение; осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок). К: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. |
|
|
7. | Что у нас под ногами? | 1 | Научатся: группировать объекты неживой природы (камешки) | Целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком. |
|
| |
8. | Что общего у разных растений?
| 1 | Научатся: находить получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку | Целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком. |
|
| |
9. | Что растёт на подоконнике? | 1 | Научатся: наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, получат возможность научиться: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях и растениях цветника, осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта). К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования. |
|
|
10. | Что растёт на клумбе? | 1 | Научатся: наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа- определителя, получат возможность научиться: узнавать по фотографиям растения цветника, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
| |
11. | Что это за листья? | 1 | Научатся: наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям, получат возможность научиться: описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. | Формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. |
|
|
12. | Что такое хвоинки?
| 1 | Познакомятся с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев, научатся наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание, различать объекты неживой и живой природы. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. | Р: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. К: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. |
|
|
13. | Кто такие насекомые? | 1 | Усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира, научатся приводить примеры насекомых, повторят правила бережного отношения к природным объектам. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
| Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого, изучение видов рыб, отличие птиц от других видов животных, самостоятельное составление плана описания животного. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | | |
14. | Кто такие рыбы? | 1 | Усвоят, что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; узнают о разнообразии подводного мира, научатся приводить примеры видов речных и морских рыб, отличать рыб от других видов животных. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
|
|
| |
15. | Кто такие птицы? | 1 | Усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц, научатся приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц, отличать птиц от других животных. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
|
|
| |
16. | Кто такие звери?
| 1 | Усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей, научатся приводить примеры видов зверей, отличать зверей от других животных. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
|
| |
17. | Что нас окружает дома? | 1 | Познакомятся с группами предметов домашнего обихода, научатся группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой, повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. П: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением, использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. К: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения. |
|
|
18. | Что умеет компьютер? | 1 | Познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями, научатся правилам безопасной работы на компьютере, повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| |
19. | Что вокруг может быть опасным?
| 1 | Узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов, научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами, закрепят правила безопасного перехода улицы. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме, на улице. |
|
| |
20. | На что похожа наша планета? | 1 | Узнают о форме Земли, познакомятся с глобусом, научатся различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны, правильно формулировать свои высказывания. | Мотивы учебной деятельности, осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме. | Р: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). К: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | | |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | Обобщат полученные знания, научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д), уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Формирование адекватной оценки своих достижений, мотивация к творческому труду, работе на результат. |
|
| |
22. | Как живёт семья? Проект: «Моя семья» | 1 | Познакомятся с понятием «семья», научатся уважать друг друга и приходить на помощь, использовать основные правила поведения в школе. | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к семье. | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач:. К: ставить вопросы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулировать свои затруднения. |
|
|
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| 1 | Проследят путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма, научатся очищать воду с помощью фильтра, пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды, через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома ,путь реки от истока до моря, условия, влияющие на сохранение жизни животного ), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. П: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой и живой природы. К: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
|
|
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Узнают, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома, научатся собирать простейшую электрическую цепь, безопасное пользование электроприборами | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме, на улице. |
|
| |
25. | Как путешествует письмо? | 1 | Усвоят этапы путешествия письма, научатся правильно подписывать конверт. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетические. |
|
| |
26. | Куда текут реки? | 1 | Узнают, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией, научатся отличать реку от моря, речную воду от морской, повторят правила безопасного поведения на водоёмах. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме, на улице, на природе. |
|
| |
27. | Откуда берутся снег и лёд?
| 1 | Узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда, научатся отличать снег ото льда по их свойствам, оформлять творческие работы (рисунки). | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика». |
|
| |
28. | Как живут растения? | 1 | Узнают общие условия, необходимые для жизни растений, научатся грамотно строить свои высказывания, соблюдать правила ухода за комнатными растениями. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). |
|
| |
29. | Как живут животные ? | 1 | Познакомятся с условиями жизни животных, научатся правильно называть детёнышей животных, определять среду обитания животного по его внешнему виду. |
|
| ||
30. | Как зимой помочь птицам? | 1 | Научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц, научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц, повторят правила бережного отношения к окружающей среде. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика» | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). П: подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Обсуждать выступления учащихся. |
|
|
31. | Откуда берётся и девается мусор?
| 1 | Усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям, научатся сортировать мусор из разного материала, соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие |
|
| |
32. | Откуда грязь в снежках? | 1 | Усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений, научатся использовать различные фильтры, соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | Обобщат полученные знания, научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.), уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Формирование адекватной оценки своих достижений, мотивация к творческому труду, работе на результат. |
|
| |
34. | Когда учиться интересно? | 1 | Познакомятся с различными школьными помещениями, а также с работниками школы, научатся ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений, использовать основные правила поведения в школе. | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе. | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. К: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения. | | |
35. | Проект: «Мой класс и моя школа»
| 1 | Получат знания о школе и своем классе, научатся фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д., коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Формирование адекватной оценки своих достижений, мотивация к творческому труду, работе на результат. |
|
| |
36. | Когда придёт суббота?
| 1 | Усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее, научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра, знать по порядку все дни недели. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, анализ придуманных значков для каждого времени года, назначение разного рода одежды, характеристика конкретного вида одежды, формулировать и удерживать учебную задачу. П: оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». К: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | | |
37. | Когда наступит лето? | 1 | Усвоят, в какой последовательности сменяются времена года, научатся узнавать время года по характерным признакам, творческое оформление ответа (рисунок, стишок и т. п.) | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика» |
|
| |
38. | Где живут белые медведи? | 1 | Усвоят, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида, научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов, находить отличия двух похожих объектов. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. |
|
| |
39. | Где живут слоны? | 1 | Усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко, научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов, элементарные приемы работы с глобусом. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. |
|
| |
40. | Где зимуют птицы?
| 1 | Усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научатся приводить примеры птиц каждой группы, бережное отношение к животному миру. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
|
| |
41. | Когда появилась одежда? | 1 | Усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда, научатся подбирать одежду по размеру, внимательно относиться к своей одежде. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. |
|
| |
42. | Когда изобрели велосипед? | 1 | Усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», научатся называть и показывать части велосипеда, повторить правила безопасной езды на велосипеде | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме, на улице, на природе. | Р: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов), ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального. П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). К: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника. |
|
|
43. | Когда мы станем взрослыми?
| 1 | Усвоят, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира, определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.), бережное отношение к окружающему миру | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда ?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Обобщат полученные знания, научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.), уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Формирование адекватной оценки своих достижений, мотивация к творческому труду, работе на результат. |
|
| |
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Усвоят, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда, научатся узнавать созвездие Льва, правильная, аккуратная работа с пластилином. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином). П: моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
46. | Почему Луна бывает разной? | 1 | Усвоят, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди, научатся объяснять изменения формы Луны, правильная, аккуратная работа с пластилином | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир. |
|
| |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер?
| 1 | Научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра, научатся различать виды дождя и ветра, выбирать одежду по погоде. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). |
|
| |
48. | Почему звенит звонок? | 1 | Усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей, использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| |
49. | Почему радуга разноцветная? | 1 | Усвоят, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| |
50. | Почему мы любим кошек и собак?
| 1 | Познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных, научатся правильно обустраивать уголок для кошки и собаки, познакомятся с правилами безопасности при общении с чужими домашними животными | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. П: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | | |
51. | Проект:«Мои домашние питомцы» | 1 | Получат знания о домашних питомцах, о взаимоотношениях человека и его питомцев, о предметах ухода за ними, наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Формирование адекватной оценки своих достижений, мотивация к творческому труду, работе на результат |
|
| |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| 1 | Познакомятся с представителями сообщества «луг», узнают изученные природные объекты; сумеют объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), правила поведения на природе. | Целостный взгляд на мир в единстве природы, через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком. |
|
| |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Познакомятся с голосами лесных жителей, научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше), правила поведения на природе | Целостный взгляд на мир в единстве природы, через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком. | Р: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу, последствия правильного и неправильного питания). П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. | | |
54. | Зачем мы ночью спим? | 1 | Усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил, научатся правильно вести себя перед сном, закрепят правила сохранения и укрепления здоровья | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме, на улице, на природе. |
|
| |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| 1 | Усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов, научатся приводить примеры овощей и фруктов, правила мытья фруктов и овощей перед едой | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
|
| |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются, научатся правильно чистить зубы и мыть руки, закрепят правила сохранения и укрепления здоровья | Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию. К: аргументировать свою позицию . | | | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Научатся объяснять назначение телефона и телевизора, научатся различать по внешнего виду основные группы телефонов и телевизоров, запомнить, что детям запрещено разбирать и самостоятельно ремонтировать телефон и телевизор. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях в квартире, в доме. |
|
| |
58. | Зачем нужны автомобили? | 1 | Научатся объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности, научатся различать по внешнему виду основные группы автомобилей, запомнить, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях на улице. | Р: использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля, поезда) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
|
|
59. | Зачем нужны поезда?
| 1 | Усвоят различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро, научатся соблюдать правила поведения вблизи железной дороги, уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях на улице. |
|
| |
60. | Зачем строят корабли? | 1 | Познакомятся с основными группами судов, научатся различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли, уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях на улице. |
|
| |
61. | Зачем строят самолёты? | 1 | Познакомятся с устройством самолёта, научатся классифицировать самолеты по их назначению, уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях на улице. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). П: ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. К: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | | |
62. | Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности?
| 1 | Усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде, научатся соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях на улице. |
|
| |
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Усвоят почему нужно соблюдать правила поведения на корабле и в самолёте , научатся соблюдать правила поведения в самолёте и на корабле. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил поведения в опасных ситуациях на улице. |
|
| |
64. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований, научатся различать естественный и искусственные спутники Земли, уметь работать в группах. | Овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру. |
|
| |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли, повторят правила поведения на природе, уметь работать в группах. | Целостный взгляд на мир в единстве природы, через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач устанавливать причинно-следственные связи. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | Обобщат полученные за год знания, научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.), уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Формирование адекватной оценки своих достижений, мотивация к творческому труду, работе на результат. |
|
|
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;
потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|