Рабочая программа по дополнительному образованию
для детей старшего дошкольного возраста
Кружок
по обучению грамоте «АБВГДейка»
Выполнила учитель-логопед
Журавская Ольга Вячеславовна
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Методические условия обучения детей грамоте и Ю. Шестопалова Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников.
Общая цель данной программы:
Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
Задачи обучения:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
8. Развитие фонематического восприятия, мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
1 занятие в неделю, длительность – 25 минут, 29 занятий.
Требования к уровню подготовки воспитанников, обучающихся по данной программе.
К концу обучения дети должны:
Знать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»,
Уметь расчленить предложение на слова,
Уметь выделять звуки из слова,
Уметь найти в предложении слова с заданным звуком,
Уметь находить место звука в слове,
Уметь делить слова на части,
Уметь составлять слова из слогов,
Уметь читать по слогам,
Быть готовыми к овладению письмом.
№ | Тема занятия | Программное содержание | Пособие |
Сентябрь | |||
1 | Звук и буква А, У | Познакомить с речевыми и неречевыми звуками. Формировать понятие «звук» «буква» «слово». Развивать фонематический слух, внимание, память, моторику. Учить делить звуки на гласные и согласные. Учить читать маленькие слова. Познакомить с кассой. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
Октябрь | |||
2 | Звук и буква О, Э | Развивать фонематический слух, мелкую моторику. Упражнять детей в произнесении слов сложной слоговой структуры. Учить выделять звук в начале, середине, конце слова. Учить ориентироваться на листе бумаги. | Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно Пособие Занимательные клеточки |
3 | Звук и буква И, Ы | Воспитывать бережное отношение к школьным предметам. Научить выделять звуки в начале, середине, конце слов. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. Учить работать с кассой. Учить образовывать существительные во мн.ч. Продолжать учить читать маленькие слова. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
4 | Буква М. Звуки М-Мь | Учить делить согласные звуки на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать фонематический слух Учить работать с кассой. Учить составлять предложение по картинкам. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
5 | Буква Н. Звуки Н-Нь | Воспитывать аккуратность. Продолжать развивать фонематический слух, мелкую моторику. Учить делить слова на слоги, читать слоги по цепочки, читать предложение, вставляя слова, называющие действие | Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
Ноябрь | |||
6 | Буква В. Звуки В-Вь | Продолжать учить разгадывать загадки. Продолжать развивать мелкую моторику, фонематический слух. Продолжать работать с кассой, составлять предложение по схемам, учить делить слова на слоги. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
7 | Буква П. Звуки П-Пь | Учить отвечать полным ответом. Продолжать учить разгадывать ребусы по первым звукам слов. Продолжать работать с кассой, развивать фонематический слух. Учить писать графический диктант. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения В.В. Талызин Загадки - добавлялки |
8 | Буква Т. Звуки Т-Ть | Учить составлять слова из букв, разбирать предложение. Продолжать учить писать слоговые диктанты, работать с кассой. Продолжать развивать фонематический слух. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
Декабрь | |||
9 | Буква К. Звуки К-Кь | Закрепить навык деления слов на слоги. Учить преобразовывать простые слова, составлять слова из букв, запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов. Продолжать учить составлять схемы слов. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
10 | Буква Х. Звуки Х-Хь | Продолжать учить писать слоговой диктант. Воспитывать аккуратность. Продолжать делить слова на слоги и ставить ударение. Учить преобразовывать слова. Продолжать развивать моторику. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов. Учить дифференцировать звуки К-Х, Кь-Хь | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
11 | Буква С. Звуки С-Сь | Продолжать работу над графическими диктантами. Учить составлять слова из данных слогов. Продолжать развивать фонематический слух. Учить заменять звук в словах на звук (с) в разных позициях, следить за изменением смысла слова с изменением в ней одного звука. Продолжать работать с кассой. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
12 | Буква З. Звуки З-Зь | Продолжать учить отгадывать загадки и подбирать слова к схеме. Развивать внимание, память. Учить составлять слова из букв и слогов, писать слоги под диктовку. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения В.В. Талызин Загадки - добавлялки |
13 | Буква Б. Звуки Б-Бь | Продолжать развивать фонематическое восприятие. Воспитывать аккуратность. Учить составлять слова из слогов. Продолжать учить выполнять графические диктанты. Продолжать работу с кассой. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
Январь | |||
14 | Буква Д. Звуки Д-Дь | Продолжать развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Учить разгадывать ребусы и подбирать к ним слоги. Учить писать элементы письменных букв. Продолжать работу с кассой. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
15 | Буква Г. Звуки Г-Гь» | Учить разгадывать ребусы, подбирать слово к схеме, подбирать слова, похожие по звучанию. Продолжать развивать фонематический слух. Продолжать учить делить слова на слоги и ставить знак ударения. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | В.В. Талызин Загадки – добавлялки Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
16 | Буква Ф. Звуки Ф-Фь | Продолжать учить выполнять графические диктанты. Продолжать развивать мелкую моторику, развивать фонематическое восприятие. Продолжать составлять слова из слогов, схемы слогов. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
Февраль | |||
17 | Буква Ш. Звук Ш | Учить разгадывать ребусы по последним звукам слов. Дифференциация звуков с-ш. Продолжать учить писать диктант. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Учить составлять «предложение» из слова. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов, производить звуко-буквенный анализ слогов. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
18 | Буква Ж. Звук Ж | Продолжать учить писать слова под диктовку. Продолжать развивать мелкую моторику, фонематическое восприятие. Продолжать составлять слова из букв. Закреплять навык слогового чтения. Производить звуко-буквенный анализ слов. | Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
19 | Буква Л. Звуки Л-Ль | Воспитывать аккуратность. Учить преобразовывать слова. Продолжать составлять слова из букв. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Продолжать учить разгадывать ребусы. | В.В. Талызин Загадки - добавлялки |
Март | |||
20 | Буква Р. Звуки Р-Рь | Воспитывать аккуратность. Учить составлять маленькие слова из большого. Продолжать развивать моторику, фонематическое восприятие. Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов. Дифференциация звуков Л-Р. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
21 | Буква Й. Звук Й | Воспитывать аккуратность. Продолжать учить делить слова на слоги и ставить знак ударения. Продолжать развивать моторику, фонематическое восприятие. Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов. Закреплять навык написания слов под диктовку. | Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения |
22 | Буква Я. Звук Й+А | Дать понятие «двузвучная буква» Продолжать развивать фонематический слух. Объяснить два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме. Продолжать учить соотносить слово со схемой. Продолжать работу с кассой. Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слов. | Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
23 | Буква Е. Звук Й+Э | Дать понятие «двузвучная буква» Продолжать развивать фонематический слух. Объяснить два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме. Продолжать учить соотносить слово со схемой. Продолжать работу с кассой. Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слов. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
Апрель | |||
24 | Буква Ц. Звук Ц | Воспитывать аккуратность. Продолжать работу с кассой. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Упражнять в чтение слогов, слов, закреплять навык звуко-буквенного анализа слов. Учить подбирать слог в соответствии со схемой. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
25 | Буква Ч. Звук Ч | Воспитывать аккуратность. Продолжать работу с кассой. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Упражнять в чтение слогов, слов и предложений, закреплять навык звуко-буквенного анализа слов. Упражнять в разборе предложений. | Пособие Занимательные клеточки |
26 | Буква Ё. Звук Й+О | Воспитывать аккуратность. Закрепить понятие «двузвучная буква» Продолжать развивать фонематическое восприятие. Дифференциация звуков «о-ё» Продолжать работу с кассой. Упражнять в чтение слогов, слов, закрепить навык звуко-буквенного анализа слов. | Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
27 | Буква Ю. Звук Й+У | Воспитывать аккуратность. Учить употреблять существительные в Р.п. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Дифференциация У-Ю Продолжать учить писать графический диктант. Упражнять в чтение слогов, слов, закрепить навык звуко-буквенного анализа слов. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
Май | |||
28 | Буква Щ. Звук Щ | Учить разбирать предложение. Продолжать работу с кассой. Продолжать развивать фонематическое восприятие. Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов. Закреплять навык составления слов из букв и слогов. | Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно |
29 | Буквы Ъ и Ь | Воспитывать аккуратность. Дать понятие «беззвучная буква». Продолжать развивать фонематическое восприятие. Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов. Закреплять навык составления слов из слогов. | Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет |
Библиографический список:
1. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Методические условия обучения детей грамоте М – 2007
2. З.Е. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
3. В.В. Талызин Загадки - добавлялки
4. Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет
5. Е.В. Мазанова Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза
6. Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно
7. Букварь.
8. Пособие Скоро в школу
9. Пособие Занимательные клеточки
10. Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения Саратов 2007
11. Ю. Шестопалова Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников, Детство – Пресс, 2012