Рабочая программа кружка по обучению грамоте «АБВГДейка» для детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается рабочая программа кружка по обучению грамоте «АБВГДейка» для детей старшего дошкольного возраста.

Общая цель данной программы:

  • Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
  • Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
  • Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
  • Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

Задачи обучения:

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

8. Развитие фонематического восприятия, мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа по дополнительному образованию

для детей старшего дошкольного возраста

Кружок

по обучению грамоте «АБВГДейка»



Выполнила учитель-логопед

Журавская Ольга Вячеславовна

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Методические условия обучения детей грамоте и Ю. Шестопалова Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников.

Общая цель данной программы:

  • Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;

  • Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;

  • Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;

  • Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

Задачи обучения:

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

8. Развитие фонематического восприятия, мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.



1 занятие в неделю, длительность – 25 минут, 29 занятий.

Требования к уровню подготовки воспитанников, обучающихся по данной программе.

К концу обучения дети должны:

  • Знать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»,

  • Уметь расчленить предложение на слова,

  • Уметь выделять звуки из слова,

  • Уметь найти в предложении слова с заданным звуком,

  • Уметь находить место звука в слове,

  • Уметь делить слова на части,

  • Уметь составлять слова из слогов,

  • Уметь читать по слогам,

  • Быть готовыми к овладению письмом.

















Тема занятия

Программное содержание

Пособие

Сентябрь

1

Звук и буква А, У

Познакомить с речевыми и неречевыми звуками.

Формировать понятие «звук» «буква» «слово».

Развивать фонематический слух, внимание, память, моторику.

Учить делить звуки на гласные и согласные.

Учить читать маленькие слова.

Познакомить с кассой.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

Октябрь

2

Звук и буква О, Э

Развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Упражнять детей в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Учить выделять звук в начале, середине, конце слова.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

Пособие Занимательные клеточки

3

Звук и буква И, Ы

Воспитывать бережное отношение к школьным предметам.

Научить выделять звуки в начале, середине, конце слов.

Развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Учить работать с кассой.

Учить образовывать существительные во мн.ч.

Продолжать учить читать маленькие слова.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

4

Буква М. Звуки М-Мь

Учить делить согласные звуки на звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Развивать фонематический слух

Учить работать с кассой.

Учить составлять предложение по картинкам.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

5

Буква Н. Звуки Н-Нь

Воспитывать аккуратность.

Продолжать развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Учить делить слова на слоги, читать слоги по цепочки, читать предложение, вставляя слова, называющие действие

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

Ноябрь

6

Буква В. Звуки В-Вь

Продолжать учить разгадывать загадки.

Продолжать развивать мелкую моторику, фонематический слух.

Продолжать работать с кассой, составлять предложение по схемам, учить делить слова на слоги.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

7

Буква П. Звуки П-Пь

Учить отвечать полным ответом.

Продолжать учить разгадывать ребусы по первым звукам слов.

Продолжать работать с кассой, развивать фонематический слух.

Учить писать графический диктант.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

В.В. Талызин Загадки - добавлялки

8

Буква Т. Звуки Т-Ть

Учить составлять слова из букв, разбирать предложение.

Продолжать учить писать слоговые диктанты, работать с кассой.

Продолжать развивать фонематический слух.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

Декабрь

9

Буква К. Звуки К-Кь

Закрепить навык деления слов на слоги.

Учить преобразовывать простые слова, составлять слова из букв, запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Продолжать учить составлять схемы слов.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

10

Буква Х. Звуки Х-Хь

Продолжать учить писать слоговой диктант.

Воспитывать аккуратность.

Продолжать делить слова на слоги и ставить ударение.

Учить преобразовывать слова.

Продолжать развивать моторику.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов.

Учить дифференцировать звуки К-Х, Кь-Хь

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

11

Буква С. Звуки С-Сь

Продолжать работу над графическими диктантами.

Учить составлять слова из данных слогов.

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить заменять звук в словах на звук (с) в разных позициях, следить за изменением смысла слова с изменением в ней одного звука.

Продолжать работать с кассой.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

12

Буква З. Звуки З-Зь

Продолжать учить отгадывать загадки и подбирать слова к схеме.

Развивать внимание, память.

Учить составлять слова из букв и слогов, писать слоги под диктовку.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

В.В. Талызин Загадки - добавлялки

13

Буква Б. Звуки Б-Бь

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Воспитывать аккуратность.

Учить составлять слова из слогов.

Продолжать учить выполнять графические диктанты.

Продолжать работу с кассой. Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

Январь

14

Буква Д. Звуки Д-Дь

Продолжать развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Учить разгадывать ребусы и подбирать к ним слоги.

Учить писать элементы письменных букв.

Продолжать работу с кассой.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов производить звуко-буквенный анализ слогов.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

15

Буква Г. Звуки Г-Гь»

Учить разгадывать ребусы, подбирать слово к схеме, подбирать слова, похожие по звучанию.

Продолжать развивать фонематический слух.

Продолжать учить делить слова на слоги и ставить знак ударения.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

В.В. Талызин Загадки – добавлялки

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

16

Буква Ф. Звуки Ф-Фь

Продолжать учить выполнять графические диктанты.

Продолжать развивать мелкую моторику, развивать фонематическое восприятие.

Продолжать составлять слова из слогов, схемы слогов.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

Февраль

17

Буква Ш. Звук Ш

Учить разгадывать ребусы по последним звукам слов.

Дифференциация звуков с-ш.

Продолжать учить писать диктант.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Учить составлять «предложение» из слова.

Упражнять в чтение открытых и закрытых слогов, слов, производить звуко-буквенный анализ слогов.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

18

Буква Ж. Звук Ж

Продолжать учить писать слова под диктовку.

Продолжать развивать мелкую моторику, фонематическое восприятие.

Продолжать составлять слова из букв.

Закреплять навык слогового чтения.

Производить звуко-буквенный анализ слов.

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

19

Буква Л. Звуки Л-Ль

Воспитывать аккуратность.

Учить преобразовывать слова.

Продолжать составлять слова из букв.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Продолжать учить разгадывать ребусы.

В.В. Талызин Загадки - добавлялки

Март

20

Буква Р. Звуки Р-Рь

Воспитывать аккуратность.

Учить составлять маленькие слова из большого.

Продолжать развивать моторику, фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов.

Дифференциация звуков Л-Р.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

21

Буква Й. Звук Й

Воспитывать аккуратность.

Продолжать учить делить слова на слоги и ставить знак ударения.

Продолжать развивать моторику, фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов.

Закреплять навык написания слов под диктовку.

Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения

22

Буква Я. Звук Й+А

Дать понятие «двузвучная буква»

Продолжать развивать фонематический слух.

Объяснить два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Продолжать учить соотносить слово со схемой.

Продолжать работу с кассой.

Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слов.

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

23

Буква Е. Звук Й+Э

Дать понятие «двузвучная буква»

Продолжать развивать фонематический слух.

Объяснить два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Продолжать учить соотносить слово со схемой.

Продолжать работу с кассой.

Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слов.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

Апрель

24

Буква Ц. Звук Ц

Воспитывать аккуратность.

Продолжать работу с кассой.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение слогов, слов, закреплять навык звуко-буквенного анализа слов.

Учить подбирать слог в соответствии со схемой.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

25

Буква Ч. Звук Ч

Воспитывать аккуратность.

Продолжать работу с кассой.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение слогов, слов и предложений, закреплять навык звуко-буквенного анализа слов.

Упражнять в разборе предложений.

Пособие Занимательные клеточки

26

Буква Ё. Звук Й+О

Воспитывать аккуратность.

Закрепить понятие «двузвучная буква»

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Дифференциация звуков «о-ё»

Продолжать работу с кассой.

Упражнять в чтение слогов, слов, закрепить навык звуко-буквенного анализа слов.

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

27

Буква Ю. Звук Й+У

Воспитывать аккуратность.

Учить употреблять существительные в Р.п.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Дифференциация У-Ю

Продолжать учить писать графический диктант.

Упражнять в чтение слогов, слов, закрепить навык звуко-буквенного анализа слов.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

Май

28

Буква Щ. Звук Щ

Учить разбирать предложение.

Продолжать работу с кассой.

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов.

Закреплять навык составления слов из букв и слогов.

Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

29

Буквы Ъ и Ь

Воспитывать аккуратность.

Дать понятие «беззвучная буква».

Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в чтение слогов, слов, учить производить звуко-буквенный анализ слогов, слов.

Закреплять навык составления слов из слогов.

Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет





























Библиографический список:

1. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Методические условия обучения детей грамоте М – 2007

2. З.Е. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

3. В.В. Талызин Загадки - добавлялки

4. Н.Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет

5. Е.В. Мазанова Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза

6. Т.А. Глинка Буду говорить, писать, читать правильно

7. Букварь.

8. Пособие Скоро в школу

9. Пособие Занимательные клеточки

10. Л.М. Головачева Нарушение письма и чтения Саратов 2007

11. Ю. Шестопалова Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников, Детство – Пресс, 2012



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее