«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Однородные члены предложения

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения". Урок в данной теме является первым и представляет собой обобщения и повторение знаний об однородных членах предложенияЮ полученных обучающимися в 5-7 классах.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока:

  1. ФИО: Борзенкова Ирина Вячеславовна

  2. Место работы: ОКОУ «Курская школа-интернат»

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 10

  6. Раздел: «Простое предложение»

  7. Длительность урока: 40 минут

Тема урока

Однородные члены предложения

Тип урока

Изучение нового материала

Целевая установка урока

Развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;

Решаемые учебные задачи

Образовательные: формировать умения правильно употреблять знаки препинания в предложениях с однородными членам;

Воспитательные: способствовать воспитанию человечности, доброты, умению работать в коллективе, бережному отношению к природе;


Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать слова, развивать речь и память, учиться обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы.

Формы работы на уроке

Интегрированный урок

Методы

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1) 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 2) 3) Постановка проблемы. 3) 4) Построение проекта выхода из затруднения. 4) 5) Реализация построенного проекта. 5) 6)Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. 6) 7)Включение в систему знаний и повторение. 7) 8) Рефлексия учебной деятельности.

- репродуктивный – повторение изученных сведений;

- частично-поисковый – работа со схемами;

- метод самостоятельной работы;

- метод стимулирования – игра;

-метод контроля – индивидуальный, фронтальный опрос, самоконтроль, контроль под руководством учителя.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты:

личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности; метапредметные: уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи, самостоятельно определять тему и цель своей работы, оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов; предметные: понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах; знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

Формирование УУД


Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.


Основные понятия

Предметный словарь, изучаемый (отрабатываемый) на уроке

Межпредметный словарь (с включением предметного), отрабатываемый на уроке

Предложение, словосочетание, назывное, определённо-личное, безличное, сложное, причастный оборот, распространённое, однородные члены предложения.


Лингвист, термин, поэт, писатель.

Оборудование

презентация, карточки с заданиями, тренажер, раздаточный материал ( синие и зелёные игрушки на ёлку, карточки для самооценки)







ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

(в мин.)

I. Организационный момент.

- Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа».

2 мин.

II. Речевая разминка.


Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. К.Г. Паустовский.



2 мин.

III. Повторение изученного. Орфографическая работа.


- А сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать.

Вызывает к доске одного ученика.

Учитель диктует учащимся следующие слова и словосочетания: предложение, словосочетание, назывное, определённо-личное, безличное, сложное, причастный оборот, распространённое.

Затем учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места.

- Что объединяет все эти слова?

- Для того, чтобы ответить правильно, вспомним:

Лингвист-

Лингвистика-

Лингвистический-



Обучающиеся вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова.

Обучающиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя.


5 мин.

IVРабота со словарём.


Термин – это слово или словосочетание, которое называет определённое понятие какой-нибудь области науки.

Один обучающийся ищет значение слова в толковом словаре и зачитывает его.

3 мин.

V. Подготовка к проверке домашнего задания.


Вернёмся к предложению. Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля.


Проверяют ударение, читают ещё раз. Подчеркнивают грамматическую основу. Это сложное предложение.



4 мин.

VI. Проверка домашнего задания.



Тест Согласен - не согласен. ДА - НЕТ 1.Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да) 2. Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да) 3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет) 4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)

5. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да) 6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет) 7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения - подлежащее? (Да) 8. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да) 9. Назывные - двусоставные предложения?


Взаимопроверка.


5 мин.

VII. Синтаксический разбор предложения.

Родную землю всегда прославляли русские поэты и писатели.

-Найдите в этом предложении подлежащее.

-Как мы называем такие члены предложения?


Однородные члены предложения.


3 мин.

VIII. Сообщение темы урока.



-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Что мы будем делать на сегодняшнем уроке?


-Вспомним, какие члены предложения называются однородными?

-Будем находить их в тексте.


3 мин.

IX. Физкультминутка.


Повторение антонимов.


-Обучающиеся ловят мяч и приводят примеры антонимов к словам, которые называет учитель.

3 мин.

X. Закрепление новой темы.


Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
«Осенний вечер» Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь.
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.




- Выразительное чтение наизусть.

-Запись первого четверостишья.

- Нахождение однородных членов предложения.



3 мин.

XI.Творческая работа.


Теперь вы писатели.

  1. Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

  2. Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.



- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)


-Обучающиеся добавляют в текст однородные члены предложения.



2 мин.

XII. Итог урока.


Что же такое – однородные член предложения?

Выставляются оценки.


2 мин.

XIII. Рефлексия.


Наряжаем ёлку (жёлтые и синие звёзды).

Обучающиеся наряжают ёлку синими звёздами, если не поняли новую тему, жёлтыми – уходят с урока с новыми знаниями, удовлетворением от работы.

1 мин.

XIV. Домашнее задание.

Дифференцированное задание.

Стр. 125-правило, упр. 227.

Из стихотворений Фета выбрать предложения с однородными членами.


2 мин.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее