ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока:
ФИО: Борзенкова Ирина Вячеславовна
Место работы: ОКОУ «Курская школа-интернат»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 10
Раздел: «Простое предложение»
Длительность урока: 40 минут
Тема урока | Однородные члены предложения | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Целевая установка урока | Развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения; | |
Решаемые учебные задачи | Образовательные: формировать умения правильно употреблять знаки препинания в предложениях с однородными членам; Воспитательные: способствовать воспитанию человечности, доброты, умению работать в коллективе, бережному отношению к природе;
Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать слова, развивать речь и память, учиться обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы. | |
Формы работы на уроке | Интегрированный урок | |
Методы | 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1) 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 2) 3) Постановка проблемы. 3) 4) Построение проекта выхода из затруднения. 4) 5) Реализация построенного проекта. 5) 6)Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. 6) 7)Включение в систему знаний и повторение. 7) 8) Рефлексия учебной деятельности. - репродуктивный – повторение изученных сведений; - частично-поисковый – работа со схемами; - метод самостоятельной работы; - метод стимулирования – игра; -метод контроля – индивидуальный, фронтальный опрос, самоконтроль, контроль под руководством учителя. | |
Планируемые результаты обучения | Планируемые результаты: личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности; метапредметные: уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи, самостоятельно определять тему и цель своей работы, оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов; предметные: понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах; знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет. | |
Формирование УУД | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка. Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. | |
Основные понятия | Предметный словарь, изучаемый (отрабатываемый) на уроке | Межпредметный словарь (с включением предметного), отрабатываемый на уроке |
Предложение, словосочетание, назывное, определённо-личное, безличное, сложное, причастный оборот, распространённое, однородные члены предложения.
| Лингвист, термин, поэт, писатель. | |
Оборудование | презентация, карточки с заданиями, тренажер, раздаточный материал ( синие и зелёные игрушки на ёлку, карточки для самооценки) |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в мин.) |
I. Организационный момент. | - Приветствие. Проверка готовности к уроку. Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа». | Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа». | 2 мин. |
II. Речевая разминка.
| Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. К.Г. Паустовский.
|
| 2 мин. |
III. Повторение изученного. Орфографическая работа.
| - А сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать. Вызывает к доске одного ученика. Учитель диктует учащимся следующие слова и словосочетания: предложение, словосочетание, назывное, определённо-личное, безличное, сложное, причастный оборот, распространённое. Затем учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места. - Что объединяет все эти слова? - Для того, чтобы ответить правильно, вспомним: Лингвист- Лингвистика- Лингвистический-
| Обучающиеся вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова. Обучающиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя.
| 5 мин. |
IVРабота со словарём.
| Термин – это слово или словосочетание, которое называет определённое понятие какой-нибудь области науки. | Один обучающийся ищет значение слова в толковом словаре и зачитывает его. | 3 мин. |
V. Подготовка к проверке домашнего задания.
| Вернёмся к предложению. Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля.
| Проверяют ударение, читают ещё раз. Подчеркнивают грамматическую основу. Это сложное предложение.
| 4 мин. |
VI. Проверка домашнего задания.
| Тест Согласен - не согласен. ДА - НЕТ 1.Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да) 2. Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да) 3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет) 4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет) 5. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да) 6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет) 7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения - подлежащее? (Да) 8. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да) 9. Назывные - двусоставные предложения?
| Взаимопроверка.
| 5 мин. |
VII. Синтаксический разбор предложения. | Родную землю всегда прославляли русские поэты и писатели. -Найдите в этом предложении подлежащее. -Как мы называем такие члены предложения?
| Однородные члены предложения.
| 3 мин. |
VIII. Сообщение темы урока.
| -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Что мы будем делать на сегодняшнем уроке?
| -Вспомним, какие члены предложения называются однородными? -Будем находить их в тексте.
| 3 мин. |
IX. Физкультминутка.
| Повторение антонимов.
| -Обучающиеся ловят мяч и приводят примеры антонимов к словам, которые называет учитель. | 3 мин. |
X. Закрепление новой темы.
| Листья в поле пожелтели, Есть в светлости осенних вечеров
| - Выразительное чтение наизусть. -Запись первого четверостишья. - Нахождение однородных членов предложения.
| 3 мин. |
XI.Творческая работа.
| Теперь вы писатели.
- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)
| -Обучающиеся добавляют в текст однородные члены предложения.
| 2 мин. |
XII. Итог урока.
| Что же такое – однородные член предложения? Выставляются оценки. |
| 2 мин. |
XIII. Рефлексия.
| Наряжаем ёлку (жёлтые и синие звёзды). | Обучающиеся наряжают ёлку синими звёздами, если не поняли новую тему, жёлтыми – уходят с урока с новыми знаниями, удовлетворением от работы. | 1 мин. |
XIV. Домашнее задание. | Дифференцированное задание. Стр. 125-правило, упр. 227. Из стихотворений Фета выбрать предложения с однородными членами. |
| 2 мин. |