«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Цели урока:

Отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах.

Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Оборудование:

доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебник «Русская речь» Г.Бадамбаевой- 8класс, толковый словарь С.Ожегова.

Ход урока.

1.Оргмомент.

3.Фронтальный опрос учащихся.

  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Как связываются между собой однородные члены предложения?

4.Синтаксическая пятиминутка.

В лесах водятся звери: лоси, медведи, волки, лисы.

В лесах растут различные деревья: березы, дубы, осины, липы.

- В чем особенность выделенных слов?

-Какой частью речи оно выражено?

-Как взаимосвязаны выделенные слова и однородные члены предложения?

-Как эти слова называются?

Задание: отталкиваясь от сказанного, сформулируйте тему урока.

Объяснение нового материала.

1.Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия по алгоритму :

1) Из предложения

Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу

возьми обстоятельство места;

2) добавь сказуемое из предложения

Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева

3) добавь подлежащее из предложения

В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при

них»

Цели урока:

Отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах.

Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.


Оборудование:

доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебник «Русская речь» Г.Бадамбаевой- 8класс, толковый словарь С.Ожегова.

Ход урока.

1.Оргмомент.

3.Фронтальный опрос учащихся.

  • Какие члены предложения называются однородными?

  • Как связываются между собой однородные члены предложения?


4.Синтаксическая пятиминутка.

В лесах водятся звери: лоси, медведи, волки, лисы.

В лесах растут различные деревья: березы, дубы, осины, липы.

- В чем особенность выделенных слов?

-Какой частью речи оно выражено?

-Как взаимосвязаны выделенные слова и однородные члены предложения?

-Как эти слова называются?


Задание: отталкиваясь от сказанного, сформулируйте тему урока.


Объяснение нового материала.


1.Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия по алгоритму :

1) Из предложения

Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу

возьми обстоятельство места;

2) добавь сказуемое из предложения

Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева

3) добавь подлежащее из предложения

В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце



Задание: продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову «В лесу поражает все:….»


2.Словарная работа.

–Давайте ребята поработаем над этимологией слова «Обобщить»

Обобщить – 1. Сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

2. Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.

3. Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать вывод из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.

Задание 1: определите, с каким из трех значений слова «обобщить» связан термин

«Обобщающие слова при однородных членах предложения?»

Задание2:
запишите правильный вариант в тетради.




3. Теперь поработаем над знаками препинания в предложениях с обобщающими словами.

В саду росли цветы: фиалки, розы, тюльпаны.

[:™,™,™].

В лесу, на лугах, в полях - всюду лежит снег.

[™,™,™ - ].

Ягоды: малина, черника, земляника - лежали на столе.

[:™,™,™-...].


Задание : сделайте вывод о постановке знаков препинания.(на слайде)


4. А Л Г О Р И Т М

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

1.Найдите в предложении обобщающее слово.


3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

3. Рефлексия. Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска).

Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.

  1. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.)

  2. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов.)

  3. Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)








Закрепление.

1. Стадия осмысления. Оформление кластера.




Подведём итоги

Обобщающие слова – это _______________________________

Обобщающие слова являются теми же членами предложения , что и __________________________

Обобщающие слова в предложении могут стоять _________

Тире ставится, если __________________________________

Двоеточие ставится, если _______________________________

Двоеточие и тире ставится, если ____________________


Домашнее задание: 37пар, стр.161, упр.1

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее