Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Янтиковская средняя общеобразовательная школа» Янтиковского района Чувашской Республики
План – конспект урока
по русскому языку
учителя начальных классов
МБОУ «Янтиковской СОШ»
Смирновой Натальи Геннадьевны
Тема урока: Однородные члены предложения
Цель урока: Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом , оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формировать умение высказывать своё отношение, свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
План урока
I. Организационный момент.
II. Создание проблемной ситуации для выяснения темы урока.
III. Постановка цели.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока.
Работа с учебниками
Работа с рабочими тетрадями
VI. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Cадитесь! Меня зовут Наталья Геннадьевна, и сегодня урок Русского языка у вас проведу я.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать!
-Я думаю , что у вас сегодня всё обязательно получится. Желаю успехов на уроке.
Создание проблемной ситуации для выяснения темы урока.
На проекторе предложения:
Гром перекатывается.
Гром грохочет.
Гром встряхивает.
-Какие это предложения? Чем похожи данные предложения?(Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром)
-Ребята, составьте из трех предложений одно. (… запишет новое предложение на доске, остальные работают в тетради).
Разбор предложения.
Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.
-Выделите грамматическую основу в данном предложении.
-Подпишите сверху на какой вопрос отвечают члены предложения?
-А теперь, ребята, посмотрите на доску, вспомните тему предыдущего урока и скажите какое это предложение?(Это предложение с однородными членами предложения).
-Докажите. Почему вы так считаете? (В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.)
-Что поясняют сказуемые?(сказуемые поясняют подлежащее гром)
-На какой вопрос отвечают?(отвечает на вопрос что делает?).
-Какой частью речи выражены?(выражены глаголом).
Молодцы, ребята.
Постановка цели.
Мы продолжаем говорить об однородных членах предложения.
Какую цель поставим перед собой?
(Будем учиться правильно читать и ставить запятые между ними).
Чтобы удобнее было искать однородные члены предложения, начертим схему, в которой мы отразим все, что знаем про однородные члены предложения.
(На экране пустой кластер, у детей карточки с незаполненной схемой)
-Посмотрите на экран. Это схема, которую мы с вами заполним.
-Как вы думаете, что мы напишем в центральном главном круге?( Мы напишем однородные члены предложения).
- Теперь заполним то, что мы знаем об однородных членах предложения.
1. Отвечают на один и тот же вопрос;
2. Являются одним членом предложения;
3. Относятся к одному и тому же члену предложения.
Появляется кластер на экране
-Молодцы! Заполните свои схемы на карточке.
-А теперь потренируемся находить однородные члены предложения.
-Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах.
1.Растворились в темноте рощи, сады, поля.
2.Волны пенились и бились с шумом о набережную.
3.По склонам гор видны и сосны, и ели, и клены.
На экране кластер!
-Разбираем предложения у доски. Выходит … . Записывает предложение под №1.
-В этом предложении есть однородные члены предложения? (есть)
-Докажи! (опора на кластер) (отвечают на один и тот же вопрос, относится к одному и тому же слову, является одним членом предложения).
-К какому слову относятся все эти однородные члены (Относятся к глаголу растворились)
-Задай вопрос и подпиши сверху.
-Подчеркни главные члены.
Далее выходит … и разбирает следующее предложение с опорой на кластер.
Физкультминутка( танец « Что манит птицу…»
Работа по теме урока.
Работа по группам
ЛЕС.
В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. 2. В лесу мы собираем землянику и ежевику. 3. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. 4. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. 5. Летом в лесу мы часто видим бревна на постройку изб и сараев. 6. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани.
Вставьте, где необходимо, запятые.
- Где вы поставили запятые?
- Назовите в 1 предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
- Какими членами предложения они являются?
Работа с учебником
- Открыли учебники на с.184. Найдем с вами рассказ под названием « Почему поют птицы». Прочитаем его сначала каждый про себя. А потом будем читать по цепочке.
- Все ли слова вам были понятны?
- О чем говорится в рассказе?
- Все ли птицы поют?
- Что означает весенняя песня птиц?
- Расскажите, песни каких птиц вы слышали?
-Найдите задание №2 к этому рассказу.
-Давайте с вами найдем однородные члены в подчеркнутых предложениях.
-Объясните постановку запятой между однородными членами?
-Ребята, открыли тетради, записали число и классная работа.
-Найдем с вами №3. Прочитаем задание и составим с данными однородными членами предложения так, чтобы сначала они были подлежащими, затем – второстепенными членами предложения.
- Какие два предложения у вас получились?
- Какого правила вы придерживались, составляя эти предложения?
Работа с рабочими тетрадями
-Откроем с вами рабочие тетради на с.64. Найдем задание под №1. Прочитает, что требуется в задании.
- Каждый выполняет сначала в своих рабочих тетрадях, а потом будем проверять, какой текст у вас получился.
- Теперь найдем задание под №2. Прочитаем, что требуется в задании.
- Предлагаю вам побыть немного писателями. Используя слова в задании, попробуйте составить предложения с однородными членами.
- ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ
- В ЛЕСУ, В САДУ И В ПОЛЕ
- ПОЮТ, ЛЕТАЮТ, ЛОВЯТ И УНИЧТОЖАЮТ
- Проверка. Запись в тетрадь с объяснением знаков препинания.
Подведение итогов.
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Какими частями речи могут быть однородные члены?