Обучение чтению на уроках английского языка.
Чтение является видом речевой деятельности и определённой формой общения. По мнению многих исследователей эта форма самая необходимая для большинства людей. Возможность непосредственно общаться с носителями языка, как правило, имеют немногие, а возможность читать на иностранном языке - практически все. Обучение чтению очень важно так как оно выступает в качестве целевой доминанты. Читая ребёнок извлекает необходимую информацию, которая имеет огромное значение в коммуникативно- общественной деятельности людей. Чтение – это форма письменного общения, которая обеспечивает передачу опыта, который человечество накопило в различных областях жизни за большущиий период времени в различных областях жизни. Оно развивает, обучает, развивает интеллект,воспитывает. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально- ценного человека, оказывает положительное влияние на развитие психики ребёнка, её функций: памяти, воображения, внимания, мышления, восприятия. Читающий ребёнок имеет богатые речевые способности.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, дети хотят побыстрее научиться общаться на иностранном языке. У них появляется настрой к дальнейшему изучению иностранного языка. Однако практика показывает, что научиться читать для детей очень трудная задача. Чтение в большинстве случаев не является средством получения информации, не вызывает удовольствия. Научиться читать на английском языке не просто, так как существует большое количество правил чтения, а чтение многие слова приходится просто заучивать И так, трудности вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. В английском языке алфавит состоит из 26 букв, 146 графем и 46 фонем. Из них 20 согласных букв и 6 гласных, 6 пар печатных букв составляют 52 символа.Трудность состоит в том, что младшие школьники сравнивают русские буквы с английскими, которые обсолютно не совпадают. На символы русского алфавита похожи 4 K,k,M,T. 33 – это совершенно новые символы для обучающихся b,D,d,F,f,g,G,h,I,i,j,J,L,l,m,n,N,Q.q,R,r,S,s,t,U,u,V,v,W,w,Y,Z,z. Есть буквы, которые встречаются как в русском языке так и в английском языке, но они читаются по-разному. Это А,а,В,С,с,Е,е,Н,О,о,Р,р,Х,х. Большое затруднение вызывает чтение глассных так как каждая глассная, кроме y имеет 4 правила чтения. Для того,чтобы научить правильно читать гласные и это не было скучным и утомительным используются различные карточки, цветные картинки, подчёркивание орфограмм разными цветами. Учитель может использовать разного рода упражнения. Например:
Распредели слова в две колонки согласно правилам чтения.Put these words in 2 colums: pig, six, nine,big, ride, skip,like, crocodile
Подчеркни глассные буквы цветными карандашами:
Nice, why, Ann,bike, shy
Соедини буквы и соответствующие им звуки:
О e u y i
[o] [ei] [i] [ai] [I:]
4.Какое из слов лишнее, зачеркни его:
A)red, green,blue, brave,black
b) fat, slim, nice, five, strong
5.Составь слова:
1) f,i,r,e,d,n 2) h,t,w,i 3) e,l,u,b 6. Выбери и запиши слова по типам чтения: skate, play, black, park, hare, corn, Ann,mark, dad
7.Найди и обведи слова. Прочитай их вслух:
Jumpupilongreenotennistupidadogreenyou
8. Соедини слова с противоположным значением: slim, funny, shy, angry, good
Brave, sad, bad, kind, fat
В учебнике “Enjoy English”(«Английский с удовольствием») М.З. Бибилетовой обучающиеся вначале изучают алфавит, а затем им предлагаются слова для чтения, сначало чтение гласных в закрытом слоге, затем в открытом. Учащиеся знают буквы алфавита, но не знают звуки. По транскрипции читают единицы, так как они её не знают. При изучении букв алфавита я сразу записываю с обучающимися звуки, которые данная буква имеет. Последняя страница словаря посвещена правилам чтения гласных и буквосочетаниям. Транскрипционные знаки записаны на карточках. Урок начинается с повторения чтения транскрипционнах знаков и правил чтения буквосочетаний. Обучение осуществляется поэтапно. Обучающиеся учатся читать сначало отдельные слова, затем словосочетания и предложения pig, his pig, His pig is big.
Изучая новую букву, ученикам предлагается на слух записать в тетрадь слова, в которых эта буква встречается. При чтении информация поступает через зрительный канал. При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Чтобы обучение правилам чтения не было скучным и утомительным можно использовать цветные картинки. Можно использовать светик-семицветик с лепестками разных цветов, договорившись заранее, что обозначает каждый цвет.