«Зимний фестиваль знаний 2025»

Национальный костюм

Работа учеников 4 класса под руковоством учителя над проектом "Национальный костюм" сделай игрушку - подари радость

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки









Проект



Национальный костюм – язык дружбы

(сделаю игрушку – радость подарю)








Подготовили ученики 4 «А» класса под руководством учителя начальных классов Кривовой Н.Е.








Оглавление



  1. Введение ………………………………….. 2стр.

  2. Работа над проектом …………………….. 3 стр.

  3. Защита проекта ………………………….. 13 стр.

  4. Заключение ……………………………… 17 стр.

  5. Словарь ………………………………….. 18 стр.

  6. Список используемой литературы ……. 19 стр.
























Введение

Вот уже четвертый год мы учимся в школе №3 на поселке ТЭЦ – 2. В нашем классе 28 человек. Есть русские, мордва и татары. Живем мы дружно, не смотря на разное вероисповедание поздравляем друг друга и с православными, и мусульманскими праздниками.

Наша учительница, Надежда Евгеньевна, учит нас не только читать, писать и считать, но и дружить, уважать традиции каждой национальности проживающей в Мордовии, помогает изучать культуру каждого народа.

Этим мы занимаемся не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках. Например на уроках по окружающему миру мы работали над темой : «Вера в единого Бога и сохранение традиционной обрядовости», на заседании клуба «Мы и окружающий мир» говорили о терпимости современного общества к религиозным взглядам каждого гражданина. Мы пришли к выводу, что нужно не только дружить с людьми разных национальностей , но и уважать религиозные убеждения каждого. На уроках музыки мы знакомились с музыкальными произведениями разных народов. Слушали русские, мордовские и татарские народные мелодии. На уроках изобразительного искусства рассматривали орнаменты разных народов, рисовали женский портрет в национальном костюме. Надежда Евгеньевна помогает нам понять, что все мы одинаковые и русские, и татары, и мордва, что нет плохой нации – есть плохие люди, учит нас жить в мире и согласии.












Работа над проектом

Наша учительница предложила нам продолжить тему «Дружбы народов» и на уроке труда, поставила перед нами задачи:

  1. Используя «бросовый» материал создать куклу в национальном костюме.

  2. С помощью проектной деятельности продолжать учиться работать в группах.

  3. Проявлять уважение к людям другой национальности.

Целью нашей работы было познакомиться с костюмами народов населяющих Мордовию.

Основная гипотеза – осуществление данного проекта послужит взаимообогащению традиционных культур, пониманию и близости народов проживающих в нашей республике.

Для работы над проектом мы использовали следующие методы:

  1. Посещение музея.

  2. Изучение специальной литературы.

  3. Конструирование одежды.

  4. Показ моделей.

  5. Создание технологической карты.

  6. Изготовление поделки.

Наш класс разделился на три группы:

  • Теоретики

  • Модельеры

  • Практики

Каждая группа получила задание. Но сначала мы все отправились в музей нашей школы.


Учитель мордовского языка Жанна Николаевна показала нам разные экспонаты деревенского быта, образцы одежды и обуви мордвы. Некоторые ребята сразу стали делать для себя записи, зарисовки. Ведь у каждой группы было свое здание.

1 группа – теоретики – должны были заниматься сбором информации. Они ходили в школьную библиотеку и библиотеку имени М.Ю.Лермонтова, работали со специальной литературой, готовили материал для своих сообщений. Ребята беседовали со своими родными, рассматривали фотографии из семейных архивов, чтобы полученные данные также использовать в своих работах.

Из семейного архива семьи Тетяйкиных Из семейного архива Лапиных



Из семейного архива Мавлехановых


Из сообщений ребят мы узнали следующее:

В Мордовии около 60%- русские, 34%- мордва, приблизительно 5%- татары и 1%- представители других национальностей.

Род занятий, хозяйственные возможности, контакты с соседними народами - все это отразилось в оформлении костюма. Праздничная одежда любого народа отличалась от повседневной своей нарядностью, яркостью, цветовым разнообразием. Эта одежда бережно хранилась и передавалась по наследству, служила не одному поколению.

Мордовский костюм развивался по двум направлениям: эрзянское и мокшанское. Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного льняного холста, будничные – из более грубого. Возрастные отличия отражались в расцветке, характере вышивки, ее расположении на рубахе, в материале и общей отделке.

Эрзянская рубаха имела прямые рукава, воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму. Глубина его от 20-30см. Края скреплялись кольцевой застежкой- сюлгамо.

Главное украшение рубахи- вышивка, выполнялась шерстяными нитками красного цвета, черными или синими обводились контуры узоров, желтый и зеленый употреблялись как дополнительные. Своеобразное набедренное украшение эрзянок – пулай, с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами.

Мокшанская рубаха отличалась от эрзянской. Рукава достигали кистей рук, грудной вырез имел овальную форму. Рубаху вышивали шерстяными нитками красного и черного цвета. Под рубахой мокшанки носили штаны- понкст. Обязательной частью костюма женщин- мордовок был передник. Его носили и в будни и в праздники. По форме и покрою передники можно было разделить на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытые передники с рукавами. Самым распространенным головным убором девушек – мордовок была налобная повязка вышитая или украшенная бисером. Головным убором женщин замужних резко отличалась от головных уборов девушек. Их существовало несколько видов:

  • высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и круглой формы;

  • шапки- чепцы;

  • платки- повязки.

У женщин- мордовок костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.


Мужская одежда мордвов- белая рубаха и штаны из холста, пояс. Традиционной обувью мордвы были лапти из липового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, низкие борта. Ноги обертывали в белые или черные онучи.

Татарский национальный костюм мужчин и женщин состоял из нательной рубахи туникообразного покроя и штанов с широким шагом. Женская рубаха шилась с оборкой, длиной почти до пола. Поверх рубахи мужчины и женщины носили приталенный камзол.



Женские камзолы были длиннее мужских. Самобытны женские головные уборы- вышитая шапочка из бархата- калфак, обшитый снаружи серебряными монетами головной убор –кашпау, вышитые покрывала, которые завязываются за два соседних угла под подбородком. Мужской головной убор тюбетейка- кепеч обязательно с вышивкой, золотыми нитями или разноцветным шелком. Предпочтительное сочетание цветов в орнаменте татар – зеленый, желтый, оранжевый и красный, потом добавились розовый, сиреневый, голубые тона. Наиболее богатые варианты татарского народного костюма включали комплект ювелирных украшений

( шейные, серьги, заколки, браслеты, подвески и накладки) из серебра. Традиционная обувь- читек из мягкой кожи с мягкими подошвами, туфли, нередко из цветной кожи. Рабочая обувь- лапти своеобразного плетения, которые носились с суконными чулками.

Русский национальный костюм мужчин состоял из рубахи- косоворотки с вышитым или тканым узором по вороту и подолу, выпускаемой поверх нешироких штанов и перехвачен поясом - кушаком.



В женской одежде преобладала холщовая домотканая рубаха и сарафан с расширенным книзу силуэтом. Характерные украшения рубахи и других частей одежды – вышивка и тканые узоры, нашивка тесьмы, лент, вставка кумача. Иногда на рубаху женщины надевали – запон (передник), который повязывался выше груди, а длинной был таким, чтобы до низа рубахи от низа запона оставалось пространство в две вышивки подола рубахи. У девушек на переднике ромбы и квадраты, знаки обереги- круги, цветы. В последствии сарафан заменяется «парочкой»- кофтой и юбкой.

Головной убор девушки лента или обруч, так, чтобы не закрывалось темя. У замужних женщин - сорока с кичкой, кокошник, чтобы полностью закрыть волосы.



Женские головные уборы украшались речным жемчугом, бисером. На ногах могли быть лапти прямого плетения с обмотками, позднее башмаки или просто подошва, из кожи крепящаяся ремешками к ноге.

Таким образом, прослушав сообщения товарищей, мы увидели сходства и различие костюмов русских, мордвов и татар.



2 группа – модельеры – должны были разработать эскизы моделей костюмов, народов разных национальностей нашей республики.

Они также посетили библиотеки, делали зарисовки, беседовали с учителем ИЗО, с родными.



С помощью нашей учительницы и родителей мы подготовили не только эскизы костюмов в рисунках, но и показали модели национальных костюмов, мордвы, русских и татар.









3 группа – практики - разработали технологическую карту,



подготовили перечень инструментов и оборудования, напомнили о правилах безопасности при работе с ножницами и иголкой. Провели экономические расчеты себестоимости нашей поделки.


Защита проекта.


После проведенной работы каждая группа познакомила всех с результатами своей деятельности.

Все приступили к выполнению поделки- игрушки в разных национальных костюмах.



Во время работы в классе звучала татарская, мордовская и русская музыка.

Когда поделки были готовы каждая «национальная» группа защищала свой проект.


Мы не только оценивали кукол друг друга, высказывали свои замечания, но и делали предложения.

Например, Надежда Евгеньевна предложила нам сделать игрушку- девочку в национальном костюме, а мы разработали и сделали игрушку- мальчика.









Наша учительница предлагала взять для основы верхнюю часть пластиковой бутылки, а Марина Тетяйкина предложила использовать пластиковую бутылку целиком, отрезав только дно, но бутылка должна быть маленького размера.



Защищая свой проект, каждая группа постаралась еще раз познакомить с культурой своего народа. Ребята мордовской национальности разучили и спели с нами мордовскую народную песню «Кавто терат тикше ледить».



Ребята татарской национальности рассказали стихи о Родине на татарском языке, предложили рецепт национального кушанья «Бэлеш», что в переводе, на русский означает – пирог с мясом. А ребята русской национальности пригласили всех станцевать «Русскую плясовую».


Получился маленький концерт, который сблизил нас и еще раз показал нам, что любая нация прекрасна и талантлива, что жить мы должны дружно и весело.

На основе исследования специальной литературы о образцов костюмов были разработаны модели татарской, мордовской и русской национальностей. Выполненные куклы в национальных костюмах были подарены в музей школы, в кабинет изобразительного искусства, некоторые работы украшают стенд «Дружба народов» или находятся на выставке в классе.




Заключение


В нашем классе дети разных национальностей, но все мы хотим жить в мире и согласии, и в этом нам помогают наши учителя, особенно наша Надежда Евгеньевна. Это она советует нам принимать активное участие в жизни класса и школы. С ее рекомендации в фольклорном ансамбле поют мордовские песни наши одноклассники: Абушкина Карина, Голубева Алина, Ильина Таня, Буданова Настя, Нураев Радик, Абрамов Валера, Настин Вася, Ишуткин Саша, Дулкин Дима.



Аюпов Артур- татарин, участвовал в конкурсе чтецов и читал стихи на мокшанском языке.

А на уроках мордовского языка результаты некоторых наших одноклассников русских и татар даже лучше, чем у ребят – мордовской национальности.

Да нас много – 28 человек, мы самый большой класс в начальной школе, есть татары , русские, мордва, но все мы стремимся, чтобы в нашем классе ребятам разных национальностей было хорошо. Стараемся дружить, быть сплоченным коллективом, мы с гордостью можем сказать: татары, мордва, русские - вместе дружная семья.






Словарь


Бляха – жесткая пластинка как опознавательный знак или украшение (с выдавленным рисунком).

Камзол – старинная куртка – безрукавка.

Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Кокошник – старинный женский головной убор в виде разукрашенного полукруглого щитка надо лбом.

Косоворотка – мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку.

Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Кушак или пояс – обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена пояса выполняли много разных функций – служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.

Обмотки - длинные и широкие полосы плотной материи, которыми обматывают голени до колен.

Обруч – узкий обод (в форме кольца, круга).

Онучи – кусок холста или сукна оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.

Позумент – золотая, серебренная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.

Сорока – мешок.









































20



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее