«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка»

в старшей группе

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»

Задачи:

- Создать условия для обогащения духовного мира детей;

- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

- Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

- Упражнять детей в придумывании родственных слов.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.

Голубым окрашивают моря, реки и океаны.

Зеленым – леса и равнины.

А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны.

В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

В: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России. (показ иллюстраций)

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

В: В других странах тоже говорят на русском языке?

Д: Нет.

В: Вот это страна Франция, они говорят на французском языке.

Это страна Китай и там говорят на китайском языке.

В: На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы.

В: Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык - это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами всем понятным языком (книга).

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю. (алфавит)

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Идёт козёл дорогою»

В: Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!

Д: Мама!

В: правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – МАМА! Это милое и дорогое слово на разных языках звучит по разному: по-немецки – Мутер, по- английски _Мазе,по-французски – Маман.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

(Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”)

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

В: Сейчас мы сыграем с вами в игру.

Игра «Слова наоборот»

холодный – горячий;

широкий- узкий,

толстый - тонкий,

большой – маленький,

высокий – низкий,

громкий – тихий,

день-ночь;

хорошо – плохо,

мокрый - сухой

длинный - короткий и т.д.

Это ребята слова антонимы – противоположные по значению.

В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.

Игра «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2.Кран: водяной, строительный.

3.Иголка: для шитья, у ежа.

4.Лист: для рисования, на дереве.

5.Ручка: дверная, писать.

В: Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Они похожи по звучанию и по смыслу. Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «снежки».

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки, Да из веток две руки. Солнце вышло, он и сник. Кто же это? (снеговик)

С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля.

Много-много звездочек Тонких, как стекло; Звездочки холодные, А земле тепло! (снежинки)

А вот ещё загадка. Чудо-дворник перед нами Загребущими руками За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

Пальчиковая гимнастика.

1. Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены ).

2. Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).

3. Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания ладони)

4. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

5. Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).

В: Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть,

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Это русская … (Матрёшка)

Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.

Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили?

- о нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.

А когда празднуют день родного языка?

- международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Конспект занятия для детей 5=6 лет

«Гражданская оборона»


Цель:

Расширение и углубление знаний о гражданской обороне.

Задачи:

- познакомить детей с функциями Гражданской обороны,, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время;

- формировать понятие «гражданская оборона»;

- закрепить правила безопасного поведения при возникновении пожара;

- развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС

- содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков, чувства долга, готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Ход беседы.

Воспитатель: 1 марта - Всемирный день гражданской обороны. А что же такое «Гражданская оборона»Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Основные принципы гражданской обороны направлены на то, чтобы развивать умение и практику быстро реагировать в любой чрезвычайной обстановке, а также правильно набирать соответствующий номер телефона, чтобы позвонить в нужную службу.

Одними из задач гражданской обороны являются:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения об опасности.

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

- Что такое чрезвычайная ситуация? Опасность, угрожающая сразу многим людям.

- Кто такие спасатели? Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события.

- Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «101» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «101», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

- Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «101», покинуть помещение.

- Как уберечь себя от поражения электрическим током? Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением.

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации. Будьте внимательны и осторожны.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее