«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интегрированное мероприятие "Народный костюм и его орнаментация"

Внеклассное интегрированное мероприятие (технология и изобразительное искусство) "Народный костюм и его орнаментация" позволяет обобщить знания по теме, привить интерес к русскому народному творчеству, уважение к национальным традициям. В процессе занятия обучающиеся делают зарисовки народных костюмов, орнаментов, отвечают на вопросы викторины. Мероприятие сопровождается демонстрацией костюмов, показом презентации.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Авторы разработки: Ермолова Т. В. – учитель технологии, Ежова Т. С. – учитель ИЗО

МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области

Внеклассное интегрированное мероприятие

(технологии и изобразительное искусство)

Класс: 7

Тема: «НАРОДНЫЙ КОСТЮМ И ЕГО ОРНАМЕНТАЦИЯ»

Вид: сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма, практическая работа.

Цель и задачи мероприятия.

1. Обобщить знания и навыки по теме «Народный костюм и его орнаментация».

2. Прививать интерес к русскому народному творчеству и уважение к национальным традициям.

3. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

4. Формировать умения выполнять и составлять орнамент, используя изученные элементы.

Оборудование:

Для учителя: костюмы.

Для учеников: альбомы для рисования и фломастеры.

Зрительный ряд: ПК и проектор, презентация и костюмы

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

Учитель технологии: Здравствуйте, дорогие друзья!

Учитель ИЗО: Добрый день.

Учитель технологии: Сегодня мы с вами познакомимся не только с русским народным костюмом, его особенностями, но и со способами его украшения.

Тема нашего мероприятия: «Народный костюм и его орнаментация».

Учитель ИЗО: По ходу мероприятия вам предстоит выполнить зарисовки народного костюма, набросок орнамента.

Учитель технологии: Одежда играет огромную роль в жизни человека. Сейчас, во времена, когда большинство из нас одевается в одежду промышленного производства, всё чаще вспоминается, что наши предки одевались совершенно иначе. Народный костюм всегда характерен. И каждая хозяйка могла создать уникальный костюм и для себя, и для каждого в своей семье – и для мужа, и для детей.

Традиционный народный костюм является своего рода образной летописью жизни наших предков. Народная одежда языком цвета, формы, орнамента раскрывает глубоко скрытые тайны и законы красоты, становится тем звеном, которое связывает художественной прошлое народа с его настоящим и будущим.

В XVIII веке произошло разделение форм русского костюма на северный и южный. Сформировались два основных комплекса: понёвный, характерный для всех южных и части западных русских губерний и получивший общее название южнорусского, и сарафанный, происхождение которого связано с северорусскими землями.

Выходят девочки в народных костюмах.

Учитель технологии: Комплекс одежды с понёвой состоял из рубахи, понёвы – юбки, пояса, передника, нагрудника, кичкообразного головного убора типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетеную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской.

В России в начале XX века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню откуда приехала женщина. В некоторых губерниях встречались поневы в полоску. Женщины Рязанской, Тамбовской областей предпочитали синие клетчатые поневы.

Комплекс одежды с сарафаном состоит из рубахи, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснил комплекс одежды с понёвой. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявляются в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и некоторых других.

Учитель ИЗО: Русский народный костюм формировался под непосредственным воздействием сразу двух религий: православного христианства и древнеславянского язычества.

Еще во времена язычества люди искренне верили, что символы, нанесенные на одежду, предметы быта, стены домов служат оберегом, оградительным знаком от нечистой силы.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, передавали из поколения в поколение. До наших дней они дошли практически без изменений.

Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

Учитель технологии: В старину украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное.

Чаще всего орнамент на одежде вышивался. Именно вышивке придавалось магическое значение. Каждый узор располагался на определенном месте: чаще всего – это рукава, ворот, грудь, подол. (показ на костюмах)

Орнаментом украшали понёву, сарафан, душегрею.

По узору передника можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. По разному украшался передник замужней женщины и девушки на выданье. По орнаменту можно было определить количество детей, их пол; можно было передать определенное пожелание.

В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника вышивали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожеланием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира; кони, связанные со средним, земным миром, были символами мальчиков.

Орнаменты на деталях костюма служили своеобразным письмом, паспортом человека.

(девочки садятся на стулья до окончания урока)

Учитель ИЗО: Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками.

Основными магическими защитными символами были: круг; ромб; знаки воды, корней, семян, растений, живых существ, божеств.

Широкое распространение получили соляные символы – символы солнца. Подобные знаки встречаются в культуре разных народов. В качестве изображений солнца выступали круги, колеса, кресты и свастики.

Самые распространенные символы земли и плодородия– ромб и квадрат. Их можно было увидеть на свадебной понёве, которую невеста готовила себе к венцу и носила в первый год замужества. На ней вышивался ромбо-точечный орнамент, который символизировал основное предназначение женщины – деторождение.

В традиционной вышивке встречаются изображения живых существ: оленей, коней, птиц, а также изображения самого любимого в народе языческого божества Макоши – богини земли и плодородия в виде женской фигуры.

Символами воды, дающей жизнь всему живому, служили волнистые линии.

Изображение деревьев с одной стороны являлось символом Мирового Древа, а с другой – символом взаимосвязи всего в мире, символом преемственности поколений, жизни рода.

Стилизованные мужские и женские фигуры, связанные друг с другом маленькими фигурками «человечков» в народном представлении символизировали деторождение.

Учитель технологии: Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный, синий, реже черный.

Красный цвет в народе был самым любимым. Оттенки его разнообразны. Использование красного и белого цветов в крестьянской одежде в XVIII веке считается традиционным.

Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Красный – цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег.

Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим. Так в Воронежской губернии традиционным в оформлении костюма считалось сочетание черного, белого и золотистого цветов.

Народная культура, в основе которой лежит продолжение рода, рассматривает черный цвет как цвет земли, которая приносит урожай, поэтому черный не может однозначно быть плохим.

Учитель технологии: Для костюма северных губерний кроме геометрических мотивов было характерно использование в вышивках изображений цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей, величавых женских фигур. Размер вышивки по низу рубахи в высоту иногда достигал величины в 30 см.

В южных губерниях предпочитали украшать одежду геометрическим узором. Украшения приходились на вырез груди, оплечье рукава, низ рубахи. Обычно использовались многоярусные композиции, орнамент чередовался с ткачеством, нашивками лент.

Учитель ИЗО: Таким образом, символ – это способ передачи и сохранения текста культуры, а не просто изображение на ритуальном предмете. Дайте посмотрим, какие зарисовки у вас получились. (просмотр рисунков).

Мы с вами узнали много нового о народном костюме и его украшении. Проверим, на сколько вы были внимательны. (учитель задает вопросы викторины)



Викторина.

  1. Одежда, которая одновременно являлась и нижним бельем, и единственной одеждой девочек. (Рубаха).

  2. Какому комплексу одежды принадлежит такой головкой убор как кокошник? (сарафанный комплекс).

  3. Украшение девичьей косы. (Накосник).

  4. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

  5. К каким по территориальному расположению относятся следующие губернии: Орловская, Калужская, Курская, Воронежская, Тамбовская, Рязанская, Тульской, Смоленская губернии? (у южным губерниям).

  6. Какими способами украшали одежду? (ткачество, вышивка, нашивка различных материалов)

  7. Что надевали поверх рубахи женщины южных губерний? (понёву)

  8. Какой цвет больше всего любили на Руси? (красный)

  9. Какие части одежды расшивали магическими узорами? (горловину рубахи, вход рукава, подол рубахи, низ понёвы или сарафана)

  10. Какие символы использовали наши предки для украшения одежды (земли, воды, живых существ…)

  11. Что такое орнамент? (С латинского «украшение», состоящее из ряда ритмических упорядоченных элементов).

  12. Какие виды орнаментов вам известны? (Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные т.д.)

  13. Назовите основные цвета которые присутствуют в орнаменте? (красный,черный)

  14. Один вход - три выхода. (рубаха)

  15. Тепла не дает, а без него холодно. (пояс)


Русский народный костюм- это яркое, красочное зрелище. Это часть нашей культуры. История народного костюма длиною в столетия! Она удивительна! Давайте и дальше знакомиться и сохранять культуру родного народа!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее