Трудовое воспитание школьников
В Республике Татарстан проведена большая работа по созданию необходимых условий для успешного осуществления обучения и воспитания учащихся: по строительству школ, организации подвоза и горячего питания учащихся, переводу школ на односменные занятия. Выполнение всех этих практических мер в итоге способствуют улучшению содержания учебно-воспитательного процесса, подготовке учащихся к труду.
Труд прочно входит в школьную жизнь республики. И сейчас уже можно говорить о сложившейся системе трудового обучения и воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста.
В настоящее время в школьной жизни определились конкретные формы и методы организации трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации учащихся: это урок, работа предметных кружков, факультативные занятия, занятия в технических кружках в школе, привлечение ребят к общественному полезному труду через школьные субботники, лагеря отдыха. В республике уделяется большое внимание трудовому воспитанию детей.
В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, нести ответственность за свой выбор. Важность подготовки к этому ответственному выбору – профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
Каждый учитель в процессе преподавания своей дисциплины должен хорошо изучить и знать содержание программ и учебников, находить профориентационные возможности своего предмета, отбирать и использовать такие формы и методы работы, чтобы у учащихся накапливались общетрудовые и политехнические знания, навыки, умения.
От класса к классу задачи профессиональной ориентации усложняются. В старших классах учащиеся уже стоят перед выбором профессии. «Кем быть?» – этот вопрос все больше тревожит юношей и девушек. Проводится цикл бесед о роли труда в жизни человека и общества, объединенных темой «Труд – профессия – призвание».
И если на уроках по различным учебным дисциплинам должен в любой удобный момент перекидываться мостик к трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся, то непосредственно обучить их труду призваны уроки трудового обучения. Каждый урок требует от преподавателя трудового обучения знания производства, индивидуальной подготовки, особой методики.
Одной из форм профессиональной ориентации и подготовки учащихся к труду являются кружковые занятия по учебным предметам, которые помогают ребятам найти любимое дело, овладеть определенными трудовыми навыками, формируют интерес к конкретным профессиям.
В воспитании нравственных качеств личности подростков, формировании их профессиональных интересов школа и семья должны взаимодействовать в одном плане, общим фронтом.
Конкурсы мастерства – одна из форм профессиональной ориентации учащихся. В нашей гимназии дети участвуют в конкурсе «Профессионалы» и «Абилимпикс» на звание лучшего по профессии. Занимают призовые места не только по Республике, но и по России. Победителей этих конкурсов награждают медалями и дипломами.
Профориентация молодежи, подготовка ее к деятельности в сфере материального производства - проблема комплексная, решение которой требует объединения усилий государственных учреждений, школы и семьи. Помочь каждому выпускнику своевременно включиться в трудовую деятельность в соответствии с потребностями предприятий в кадрах.
Каждый преподаватель из колледжа совместно с администрацией гимназии ведут подготовительную профориентационную работу с девятиклассниками, проводит мастер классы. Затем приглашают девятиклассников на экскурсию в колледж, показывают учебные кабинеты, лаборатории, знакомят с содержанием трудового обучения по каждому профилю.
Одна экскурсия, конечно, не дает полного представления о профессиях, по которым ведется обучение в колледже, однако польза есть: учащиеся получают представление о возможности выбора профиля обучения.
Некоторые наши выпускники поступают учиться в те колледжи, где обучают по тем компетенциям, в которых участвовали в «Профессионалах» и «Абилимпикс».