Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» детский сад № 85 г. Владикавказа
Конспект проведения мероприятия
с детьми подготовительной группы
«Путешествие в центр народных промыслов Осетии»
Составила : Медяник Е.Н.,
воспитатель подготовительной группы
г. Владикавказ
2020
«Путешествие в центр народных промыслов Осетии»
Цель:
Расширение знаний и представлений детей о народных промыслах Северной Осетии.
Задачи:
- закрепить знания детей о народных промыслах Северной Осетии;
- воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, традициям, культуре своего народа;
- приобщать детей к народному искусству, продолжить знакомство детей с работами мастеров – ремесленников;
- пополнить словарный запас детей с терминами, связанными с народными промыслами;
Развивающие:
1. Развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память, кругозор, интерес к народным промыслам.
2. Развивать умение строить полный ответ.
3. Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию
4. Продолжать развивать связную речь детей, раскрывать творческий потенциал, продолжать активизировать словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к осетинским традициям.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать мнение других.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
Игровые:
- создание игровой ситуации;
- сюрпризный момент;
Словесные:
- разговор, беседа
- вопросы,
- напоминание, пояснение
- педагогическая оценка (Молодец!)
Практические:
- выполнение физкультминутки, динамических пауз;
- самостоятельная работа детей.
Наглядные:
- демонстрация пособий;
- презентация.
Материал и оборудование:
- проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы;
- мини-выставка изделий народных промыслов;
- презентация к занятию с музыкальным сопровождением;
- аудиозапись осетинских народных мелодий.
Предварительная работа:
- беседы о народном прикладном искусстве Северной Осетии;
- чтение и рассматривание книг, о быте и традициях осетинского народа;
- посещение национального музея, центра народных промыслов, совместно с родителями;
- лепка пластилином национальной посуды;
- рисование элементов орнамента и украшение национального костюма и предметов быта;
- Лэпбук «Народные промыслы»;
- пословицы.
Ход занятия
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Посмотрите в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становиться тепло и хорошо. Поэтому я вам предлагаю чаще друг другу улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение (сдувают с ладошек хорошее настроение гостям). Ну что же, пусть хорошее настроение не покидает вас и гостей целый день. Проходите, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ты нам что-то хочешь сказать?
Ребенок: стих про Осетию на осетинском языке.
Воспитатель: Ребята, скажите, о чем это стихотворение?
Ребенок: О родном крае!
Воспитатель: А что для вас является родным краем?
Ребенок: Там, где ты родился.
Воспитатель: Вы родились в Осетии – этот республика с богатым прошлым, с прекрасными традициями. Великий осетинский поэт К.Л.Хетегуров сказал: «Весь Мир – мой храм, любовь - моя святыня! Вселенная – Отечество моё!» Осетия - это республика у которой три сокровища. Давайте вспомним их:
1 ребенок: Первое сокровище – Земля, горы и равнины.
2 ребенок: Второе сокровище – вода, реки, озера.
3 ребенок: Третье сокровище – люди, их дружба с другими народами мира, и осетинское гостеприимство.
Воспитатель: Дружба между народами – это самое большое богатство Осетии, а это богатство держится на культуре Осетии. Ребята, вы знаете что такое культура народа?
Ребенок: Это все, что создал человек, орудия труда, обычаи, образ жизни.
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами недавно это видели?
Ребенок: В Центре народных художественных промыслов Осетии.
Звучит сигнал, «Виртуальное письмо».
Воспитатель подходит к проектору, и читает «Письмо-приглашение».
Воспитатель: Ребята, вы принимаете это приглашение?
Дети: Да!
Воспитатель: И так, мы отправляемся в виртуальное путешествие в «Центр народных промыслов Осетии» с нашими гостями. Ребята подойдите ко мне, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Иу, дыууа, арта, цыппаратахам мах дард». Вот мы с вами в центре народных художественных промыслов.
Дверь откроется в том случае, если назовете пословицы о ремеслах.
Пословицы: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит»
«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом – гордятся!»
«С ремеслом весь свет пройдешь, не пропадёшь!»
Итак, ребята. Сейчас подойдем к первому стенду, располагайтесь удобно (дети садятся).
Заставка «Одежда»
Воспитатель: Ребята, кто представит этот стенд.
Ребенок: Вся одежда, от головного убора, до обуви раньше изготавливалась женщинами. Одежду шили вручную, осебенно в горах. Национальная мужская одежда осетин состоит: нательное белье, шаровар, башмет, черкеска, башлык, папаха, самодельная обувь, бурка, поя с кинжалом.
Ребенок: Женский национальный костюм состоял из длинного платья с длинными рукавами (лопастью), корсета, пояс, шапочка в виде усеченного конуса, косынка. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Воспитатель: Ребята, чтобы пройти в следующий зал, вам надо выполнить задание. Сейчас мы с вами попробуем в роли портных. Игра «Собери костюм».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Переходим в следующий зал.
Заставка «Посуда»
Воспитатель: Приглашаем экскурсоводов представить этот стенд!
Ребенок: Посуду изготавливали в основном из дерева. Использовали породы: черешню, грушу и кизил.
Ребенок: Посуду украшали орнаментом. В орнаменте использовали элементы, знакомые всем с детства: вершины снежных гор, рога животных, волнистые линии горных рек.
Воспитатель: Ребята, а какие цвета использовали в орнаменте?
Все: Красный, зеленый, желтый.
Воспитатель: Ребята, а что означает красный цвет?
Ребята: Красный означает тепло и радость.
Зеленый цвет обозначает цвет вечной зелени.
Желтый цвет – цвет солнца.
Воспитатель: Ребята, чтобы пройти в следующий зал, нам надо выполнить задание.
Игра «Подбери орнамент»
Воспитатель: Переходим к следующему стенду. Кто представит нам этот стенд?
Заставка «Чеканка»
Ребенок: Один из древних промыслов осетин, художественная обработка металла. С давних пор люди занимались литьем цветных металлов, чеканкой, ковкой железа, изготавливали оружия и орудия труда.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте отдохнем. Физкультминутка «Чеканка» под осетинскую мелодию.
«В руки я возьму болванку, лист латуни, молоток!
Изготовлю я чеканку, из орнаментов, цветов!»
Воспитатель: Садитесь на места ребята, переходим к следующему стенду.
Заставка «Мебель»
Воспитатель: Приглашаю экскурсовода представить этот стенд.
Ребенок: Мебель в хозяйстве осетин изготавливалась из дерева. Для изготовления мебели брали клен, ясень. Ассортимент мебели был разнообразен: сынтаег – кровать, фынг – трехногий столик, чырын – сундук, авдан – люлька, бандон – трехногий стул.
Воспитатель: Чтобы пройти в следующий зал, надо выполнить задание. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Внимание на экран, найдите лишний предмет. Молодцы! Справились! Переходим к следующему стенду.
Заставка «Музыкальные инструменты»
Воспитатель: Жизнь горцев протекала в тяжелых условиях, музыка помогала им и поддерживала их. Приглашаю экскурсоводов представить этот стенд.
Ребенок: Первый инструмент – это духовой инструмент уадынз. Первый на нем играл Ацамаз. А подарил ему Уастырджи.
Ребенок: Хочу представить струнный инструмент дыууадастанонфандыр. На этом инструменте 12 струн, их перебирают, как – бы, щипают. Этот инструмент создал и играл Сырдон.
Ребенок: Инструмент дала, на нем играют, ударяя и потряхивая. Сверху, с одной стороны натянута мембрана,
Ребенок: Инструмент дала-фандыр. У этого инструмента 2-3 струны, играя на нем, тих щипают. Поэтому он струнно-щипковый инструмент.
Ребенок: Ударный инструмент гуымсаг, с двух сторон натянута мембрана.
Ребенок: Хочу вам представить струнно-смычковый инструмент хъисын фандыр. У него 2-3 струны.
Ребенок: Представляю вашему вниманию ирон хъандзалфандыр – это клавишный инструмент, самый популярный инструмент. Ни один праздник, свадьба, не обходятся без него.
Ребенок: Следующий инструмент карцганаг ударный инструмент. Он состоит из нескольких деревянных пластинок, он помогает отстукивать ритм.
Воспитатель: У нас с вами осталось последнее задание. Игра «Угадай музыкальный инструмент по звуку»
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли все стенды центра народных промыслов Осетии. Ребята, подойдите ко мне, скажем волшебные слова, и вернемся в наш детский сад.
Все: «Иу, дыууа, арта, цыппар, атахам мах дар!»
Воспитатель: Ну вот мы и в нашем детском саду! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, свое впечатление от нашего путешествия вы отобразите в нашей книге отзывов и предложений «Центра народных художественных промыслов Осетии». Дети ставят смайлики.
Воспитатель: Спасибо за занятие, ребята. Директор Центра народных промыслов Таболова Тамила Георгиевна передала вам подарки. Раздача подарков.
Воспитатель: Ребята, мы не прощаемся с нашими гостями, а приглашаем их к нам в группу. А девочки нашей группы приготовили маленький подарок «Девичий танец».
9