«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Путешествие в центр народных промыслов Осетии»

«Путешествие в центр народных промыслов Осетии»

Цель:

Расширение знаний и представлений детей о народных промыслах Северной Осетии.

Задачи:

- закрепить знания детей о народных промыслах Северной Осетии;

- воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, традициям, культуре своего народа;

- приобщать детей к народному искусству, продолжить знакомство детей с работами мастеров – ремесленников;

- пополнить словарный запас детей с терминами, связанными с народными промыслами;

Развивающие:

1. Развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память, кругозор, интерес к народным промыслам.

2. Развивать умение строить полный ответ.

3. Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию

4. Продолжать развивать связную речь детей, раскрывать творческий потенциал, продолжать активизировать словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к осетинским традициям.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать мнение других.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»,

- «Речевое развитие»,

- «Физическое развитие»,

- «Художественно эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

Игровые:

- создание игровой ситуации;

- сюрпризный момент;

Словесные:

- разговор, беседа

- вопросы,

- напоминание, пояснение

- педагогическая оценка (Молодец!)

Практические:

- выполнение физкультминутки, динамических пауз;

- самостоятельная работа детей.

Наглядные:

- демонстрация пособий;

- презентация.

Материал и оборудование:

- проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы;

- мини-выставка изделий народных промыслов;

- презентация к занятию с музыкальным сопровождением;

- аудиозапись осетинских народных мелодий.

Предварительная работа:

- беседы о народном прикладном искусстве Северной Осетии;

- чтение и рассматривание книг, о быте и традициях осетинского народа;

- посещение национального музея, центра народных промыслов, совместно с родителями;

- лепка пластилином национальной посуды;

- рисование элементов орнамента и украшение национального костюма и предметов быта;

- Лэпбук «Народные промыслы»;

- пословицы.

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Посмотрите в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становиться тепло и хорошо. Поэтому я вам предлагаю чаще друг другу улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение (сдувают с ладошек хорошее настроение гостям). Ну что же, пусть хорошее настроение не покидает вас и гостей целый день. Проходите, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Ты нам что-то хочешь сказать?

Ребенок: стих про Осетию на осетинском языке.

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем это стихотворение?

Ребенок: О родном крае!

Воспитатель: А что для вас является родным краем?

Ребенок: Там, где ты родился.

Воспитатель: Вы родились в Осетии – этот республика с богатым прошлым, с прекрасными традициями. Великий осетинский поэт К.Л.Хетегуров сказал: «Весь Мир – мой храм, любовь - моя святыня! Вселенная – Отечество моё!» Осетия - это республика у которой три сокровища. Давайте вспомним их:

1 ребенок: Первое сокровище – Земля, горы и равнины.

2 ребенок: Второе сокровище – вода, реки, озера.

3 ребенок: Третье сокровище – люди, их дружба с другими народами мира, и осетинское гостеприимство.

Воспитатель: Дружба между народами – это самое большое богатство Осетии, а это богатство держится на культуре Осетии. Ребята, вы знаете что такое культура народа?

Ребенок: Это все, что создал человек, орудия труда, обычаи, образ жизни.

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами недавно это видели?

Ребенок: В Центре народных художественных промыслов Осетии.

Звучит сигнал, «Виртуальное письмо».

Воспитатель подходит к проектору, и читает «Письмо-приглашение».

Воспитатель: Ребята, вы принимаете это приглашение?

Дети: Да!

Воспитатель: И так, мы отправляемся в виртуальное путешествие в «Центр народных промыслов Осетии» с нашими гостями. Ребята подойдите ко мне, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Иу, дыууа, арта, цыппаратахам мах дард». Вот мы с вами в центре народных художественных промыслов.

Дверь откроется в том случае, если назовете пословицы о ремеслах.

Пословицы: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит»

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом – гордятся!»

«С ремеслом весь свет пройдешь, не пропадёшь!»

Итак, ребята. Сейчас подойдем к первому стенду, располагайтесь удобно (дети садятся).

Заставка «Одежда»

Воспитатель: Ребята, кто представит этот стенд.

Ребенок: Вся одежда, от головного убора, до обуви раньше изготавливалась женщинами. Одежду шили вручную, осебенно в горах. Национальная мужская одежда осетин состоит: нательное белье, шаровар, башмет, черкеска, башлык, папаха, самодельная обувь, бурка, поя с кинжалом.

Ребенок: Женский национальный костюм состоял из длинного платья с длинными рукавами (лопастью), корсета, пояс, шапочка в виде усеченного конуса, косынка. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.

Воспитатель: Ребята, чтобы пройти в следующий зал, вам надо выполнить задание. Сейчас мы с вами попробуем в роли портных. Игра «Собери костюм».

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Переходим в следующий зал.

Заставка «Посуда»

Воспитатель: Приглашаем экскурсоводов представить этот стенд!

Ребенок: Посуду изготавливали в основном из дерева. Использовали породы: черешню, грушу и кизил.

Ребенок: Посуду украшали орнаментом. В орнаменте использовали элементы, знакомые всем с детства: вершины снежных гор, рога животных, волнистые линии горных рек.

Воспитатель: Ребята, а какие цвета использовали в орнаменте?

Все: Красный, зеленый, желтый.

Воспитатель: Ребята, а что означает красный цвет?

Ребята: Красный означает тепло и радость.

Зеленый цвет обозначает цвет вечной зелени.

Желтый цвет – цвет солнца.

Воспитатель: Ребята, чтобы пройти в следующий зал, нам надо выполнить задание.

Игра «Подбери орнамент»

Воспитатель: Переходим к следующему стенду. Кто представит нам этот стенд?

Заставка «Чеканка»

Ребенок: Один из древних промыслов осетин, художественная обработка металла. С давних пор люди занимались литьем цветных металлов, чеканкой, ковкой железа, изготавливали оружия и орудия труда.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте отдохнем. Физкультминутка «Чеканка» под осетинскую мелодию.

«В руки я возьму болванку, лист латуни, молоток!

Изготовлю я чеканку, из орнаментов, цветов!»

Воспитатель: Садитесь на места ребята, переходим к следующему стенду.

Заставка «Мебель»

Воспитатель: Приглашаю экскурсовода представить этот стенд.

Ребенок: Мебель в хозяйстве осетин изготавливалась из дерева. Для изготовления мебели брали клен, ясень. Ассортимент мебели был разнообразен: сынтаег – кровать, фынг – трехногий столик, чырын – сундук, авдан – люлька, бандон – трехногий стул.

Воспитатель: Чтобы пройти в следующий зал, надо выполнить задание. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Внимание на экран, найдите лишний предмет. Молодцы! Справились! Переходим к следующему стенду.

Заставка «Музыкальные инструменты»

Воспитатель: Жизнь горцев протекала в тяжелых условиях, музыка помогала им и поддерживала их. Приглашаю экскурсоводов представить этот стенд.

Ребенок: Первый инструмент – это духовой инструмент уадынз. Первый на нем играл Ацамаз. А подарил ему Уастырджи.

Ребенок: Хочу представить струнный инструмент дыууадастанонфандыр. На этом инструменте 12 струн, их перебирают, как – бы, щипают. Этот инструмент создал и играл Сырдон.

Ребенок: Инструмент дала, на нем играют, ударяя и потряхивая. Сверху, с одной стороны натянута мембрана,

Ребенок: Инструмент дала-фандыр. У этого инструмента 2-3 струны, играя на нем, тих щипают. Поэтому он струнно-щипковый инструмент.

Ребенок: Ударный инструмент гуымсаг, с двух сторон натянута мембрана.

Ребенок: Хочу вам представить струнно-смычковый инструмент хъисын фандыр. У него 2-3 струны.

Ребенок: Представляю вашему вниманию ирон хъандзалфандыр – это клавишный инструмент, самый популярный инструмент. Ни один праздник, свадьба, не обходятся без него.

Ребенок: Следующий инструмент карцганаг ударный инструмент. Он состоит из нескольких деревянных пластинок, он помогает отстукивать ритм.

Воспитатель: У нас с вами осталось последнее задание. Игра «Угадай музыкальный инструмент по звуку»

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли все стенды центра народных промыслов Осетии. Ребята, подойдите ко мне, скажем волшебные слова, и вернемся в наш детский сад.

Все: «Иу, дыууа, арта, цыппар, атахам мах дар!»

Воспитатель: Ну вот мы и в нашем детском саду! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, свое впечатление от нашего путешествия вы отобразите в нашей книге отзывов и предложений «Центра народных художественных промыслов Осетии». Дети ставят смайлики.

Воспитатель: Спасибо за занятие, ребята. Директор Центра народных промыслов Таболова Тамила Георгиевна передала вам подарки. Раздача подарков.

Воспитатель: Ребята, мы не прощаемся с нашими гостями, а приглашаем их к нам в группу. А девочки нашей группы приготовили маленький подарок «Девичий танец».

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» детский сад № 85 г. Владикавказа











Конспект проведения мероприятия

с детьми подготовительной группы

«Путешествие в центр народных промыслов Осетии»













Составила : Медяник Е.Н.,

воспитатель подготовительной группы















г. Владикавказ

2020

«Путешествие в центр народных промыслов Осетии»

Цель:

Расширение знаний и представлений детей о народных промыслах Северной Осетии.

Задачи:

- закрепить знания детей о народных промыслах Северной Осетии;

- воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, традициям, культуре своего народа;

- приобщать детей к народному искусству, продолжить знакомство детей с работами мастеров – ремесленников;

- пополнить словарный запас детей с терминами, связанными с народными промыслами;

Развивающие:

1. Развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память, кругозор, интерес к народным промыслам.

2. Развивать умение строить полный ответ.

3. Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию

4. Продолжать развивать связную речь детей, раскрывать творческий потенциал, продолжать активизировать словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к осетинским традициям.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать мнение других.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»,

- «Речевое развитие»,

- «Физическое развитие»,

- «Художественно эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

Игровые:

- создание игровой ситуации;

- сюрпризный момент;

Словесные:

- разговор, беседа

- вопросы,

- напоминание, пояснение

- педагогическая оценка (Молодец!)

Практические:

- выполнение физкультминутки, динамических пауз;

- самостоятельная работа детей.

Наглядные:

- демонстрация пособий;

- презентация.

Материал и оборудование:

- проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы;

- мини-выставка изделий народных промыслов;

- презентация к занятию с музыкальным сопровождением;

- аудиозапись осетинских народных мелодий.

Предварительная работа:

- беседы о народном прикладном искусстве Северной Осетии;

- чтение и рассматривание книг, о быте и традициях осетинского народа;

- посещение национального музея, центра народных промыслов, совместно с родителями;

- лепка пластилином национальной посуды;

- рисование элементов орнамента и украшение национального костюма и предметов быта;

- Лэпбук «Народные промыслы»;

- пословицы.





























Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Посмотрите в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становиться тепло и хорошо. Поэтому я вам предлагаю чаще друг другу улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение (сдувают с ладошек хорошее настроение гостям). Ну что же, пусть хорошее настроение не покидает вас и гостей целый день. Проходите, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Ты нам что-то хочешь сказать?

Ребенок: стих про Осетию на осетинском языке.

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем это стихотворение?

Ребенок: О родном крае!

Воспитатель: А что для вас является родным краем?

Ребенок: Там, где ты родился.

Воспитатель: Вы родились в Осетии – этот республика с богатым прошлым, с прекрасными традициями. Великий осетинский поэт К.Л.Хетегуров сказал: «Весь Мир – мой храм, любовь - моя святыня! Вселенная – Отечество моё!» Осетия - это республика у которой три сокровища. Давайте вспомним их:

1 ребенок: Первое сокровище – Земля, горы и равнины.

2 ребенок: Второе сокровище – вода, реки, озера.

3 ребенок: Третье сокровище – люди, их дружба с другими народами мира, и осетинское гостеприимство.

Воспитатель: Дружба между народами – это самое большое богатство Осетии, а это богатство держится на культуре Осетии. Ребята, вы знаете что такое культура народа?

Ребенок: Это все, что создал человек, орудия труда, обычаи, образ жизни.

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами недавно это видели?

Ребенок: В Центре народных художественных промыслов Осетии.

Звучит сигнал, «Виртуальное письмо».

Воспитатель подходит к проектору, и читает «Письмо-приглашение».

Воспитатель: Ребята, вы принимаете это приглашение?

Дети: Да!

Воспитатель: И так, мы отправляемся в виртуальное путешествие в «Центр народных промыслов Осетии» с нашими гостями. Ребята подойдите ко мне, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Иу, дыууа, арта, цыппаратахам мах дард». Вот мы с вами в центре народных художественных промыслов.

Дверь откроется в том случае, если назовете пословицы о ремеслах.

Пословицы: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит»

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом – гордятся!»

«С ремеслом весь свет пройдешь, не пропадёшь!»

Итак, ребята. Сейчас подойдем к первому стенду, располагайтесь удобно (дети садятся).

Заставка «Одежда»

Воспитатель: Ребята, кто представит этот стенд.

Ребенок: Вся одежда, от головного убора, до обуви раньше изготавливалась женщинами. Одежду шили вручную, осебенно в горах. Национальная мужская одежда осетин состоит: нательное белье, шаровар, башмет, черкеска, башлык, папаха, самодельная обувь, бурка, поя с кинжалом.

Ребенок: Женский национальный костюм состоял из длинного платья с длинными рукавами (лопастью), корсета, пояс, шапочка в виде усеченного конуса, косынка. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.

Воспитатель: Ребята, чтобы пройти в следующий зал, вам надо выполнить задание. Сейчас мы с вами попробуем в роли портных. Игра «Собери костюм».

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Переходим в следующий зал.

Заставка «Посуда»

Воспитатель: Приглашаем экскурсоводов представить этот стенд!

Ребенок: Посуду изготавливали в основном из дерева. Использовали породы: черешню, грушу и кизил.

Ребенок: Посуду украшали орнаментом. В орнаменте использовали элементы, знакомые всем с детства: вершины снежных гор, рога животных, волнистые линии горных рек.

Воспитатель: Ребята, а какие цвета использовали в орнаменте?

Все: Красный, зеленый, желтый.

Воспитатель: Ребята, а что означает красный цвет?

Ребята: Красный означает тепло и радость.

Зеленый цвет обозначает цвет вечной зелени.

Желтый цвет – цвет солнца.

Воспитатель: Ребята, чтобы пройти в следующий зал, нам надо выполнить задание.

Игра «Подбери орнамент»

Воспитатель: Переходим к следующему стенду. Кто представит нам этот стенд?

Заставка «Чеканка»

Ребенок: Один из древних промыслов осетин, художественная обработка металла. С давних пор люди занимались литьем цветных металлов, чеканкой, ковкой железа, изготавливали оружия и орудия труда.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте отдохнем. Физкультминутка «Чеканка» под осетинскую мелодию.

«В руки я возьму болванку, лист латуни, молоток!

Изготовлю я чеканку, из орнаментов, цветов!»

Воспитатель: Садитесь на места ребята, переходим к следующему стенду.

Заставка «Мебель»

Воспитатель: Приглашаю экскурсовода представить этот стенд.

Ребенок: Мебель в хозяйстве осетин изготавливалась из дерева. Для изготовления мебели брали клен, ясень. Ассортимент мебели был разнообразен: сынтаег – кровать, фынг – трехногий столик, чырын – сундук, авдан – люлька, бандон – трехногий стул.

Воспитатель: Чтобы пройти в следующий зал, надо выполнить задание. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Внимание на экран, найдите лишний предмет. Молодцы! Справились! Переходим к следующему стенду.

Заставка «Музыкальные инструменты»

Воспитатель: Жизнь горцев протекала в тяжелых условиях, музыка помогала им и поддерживала их. Приглашаю экскурсоводов представить этот стенд.

Ребенок: Первый инструмент – это духовой инструмент уадынз. Первый на нем играл Ацамаз. А подарил ему Уастырджи.

Ребенок: Хочу представить струнный инструмент дыууадастанонфандыр. На этом инструменте 12 струн, их перебирают, как – бы, щипают. Этот инструмент создал и играл Сырдон.

Ребенок: Инструмент дала, на нем играют, ударяя и потряхивая. Сверху, с одной стороны натянута мембрана,

Ребенок: Инструмент дала-фандыр. У этого инструмента 2-3 струны, играя на нем, тих щипают. Поэтому он струнно-щипковый инструмент.

Ребенок: Ударный инструмент гуымсаг, с двух сторон натянута мембрана.

Ребенок: Хочу вам представить струнно-смычковый инструмент хъисын фандыр. У него 2-3 струны.

Ребенок: Представляю вашему вниманию ирон хъандзалфандыр – это клавишный инструмент, самый популярный инструмент. Ни один праздник, свадьба, не обходятся без него.

Ребенок: Следующий инструмент карцганаг ударный инструмент. Он состоит из нескольких деревянных пластинок, он помогает отстукивать ритм.

Воспитатель: У нас с вами осталось последнее задание. Игра «Угадай музыкальный инструмент по звуку»

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли все стенды центра народных промыслов Осетии. Ребята, подойдите ко мне, скажем волшебные слова, и вернемся в наш детский сад.

Все: «Иу, дыууа, арта, цыппар, атахам мах дар!»

Воспитатель: Ну вот мы и в нашем детском саду! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, свое впечатление от нашего путешествия вы отобразите в нашей книге отзывов и предложений «Центра народных художественных промыслов Осетии». Дети ставят смайлики.

Воспитатель: Спасибо за занятие, ребята. Директор Центра народных промыслов Таболова Тамила Георгиевна передала вам подарки. Раздача подарков.

Воспитатель: Ребята, мы не прощаемся с нашими гостями, а приглашаем их к нам в группу. А девочки нашей группы приготовили маленький подарок «Девичий танец».








9


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее