Инфографика в работе учителя-логопеда
В работе с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности мы столкнулись с проблемой, что не вся информация в полном объёме усваивается, а соответственно, и воспроизводится детьми. Как помочь дошкольникам охватить определённый объём информации, увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие? Как сформировать умение самостоятельно и последовательно излагать свои мысли? Опираясь на то, что мышление старших дошкольников наглядно-образное, мы обратили внимание на технологию «Инфографика». Что же это такое?
Инфографика (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός – письменный, от γράφω – пишу) – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Если ещё проще –это информация в виде картинок [1, с. 10]. В инфографику могут входить и другие элементы (текст, стрелки, диаграммы, блоки и схемы), однако ключевую роль играют именно изображения [1, с. 22]. С другой стороны, инфографику можно представить как укрощение хаоса (рис. 1). Основная цель инфографики – совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде. В нашем случае инфографика позволит представить материал воспитанникам в максимально сжатой и удобной форме, избегая потерь информации, а также охватить материал «единым» взором, воспринимая как единое целое. Кроме того, дети запомнят такую информацию лучше, основываясь на визуальном восприятии в отличие от набора отдельного картинного материала. Данная технология предоставит возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка богатого словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Формирование связной речи с применением инфографики у детей объединяет три фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждом разделе инфоплаката, и у него возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно. Образовательный процесс проходит увлекательно, зрелищно, что особенно важно для детей с нарушениями речи, так как для них характерна быстрая утомляемость.
Виды инфографики разнообразны, но мы остановились на использовании такого вида, как «Плакат инфографика», иными словами инфоплакат, который можно и распечатать, и вывести на экран
с помощью проектора. Работу с инфографикой мы строим в двух направлениях.
1. Педагог – ребёнок. Инфографика создаётся педагогом для решения образовательных задач. Но этот вариант не подразумевает участия дошкольников – этот процесс мы можем ассоциировать с «можем смотреть, но не можем участвовать».
2. Ребёнок – педагог. Создание инфографики воспитанниками под руководством педагога на основе имеющихся знаний. Данное направление, на наш взгляд, более успешно. В первом направлении
«Педагог – ребёнок» наша задача – вызвать эмоции и передать суть через визуальный образ (инфоплакат), тем самым мы привлекаем внимание воспитанников к нужному объекту, к важной информации, проблеме. Данное направление начали внедрять в работу с детьми 5–6 лет групп компенсирующей направленности в ходе знакомства с новым материалом и закрепления полученных знаний детьми как в образовательной, так и в свободной деятельностях. Педагогами нашего учреждения были созданы инфоплакаты на такие темы: «Хлеб – всему голова» (рис. 2), «Транспорт», «Космос», На- секомые», «Лекарственные травы» и др., а также подобран примерный речевой материал к каждой лексической теме. Это даёт педагогу возможность выбора при использовании дидактических игр, игровых упражнений в зависимости от поставленных задач и знаний детей [2, с. 50]. Для формирования у воспитанников элементарных представлений о сезонных
изменениях в природе, умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным
признакам и связям исползуем блок плакатов «Времена года». Данный материал помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки объекта.
Рассмотрим второе направление – «Ребёнок – педагог». Возрастная категория – старший дошкольный возраст (5–7 лет). Структура направления:
• подготовительный этап;
• основной этап (формирование умений создавать детскую инфографику в ходе проектной деятельности);
• заключительный этап (применение умений и навыков в образовательном процессе (на занятиях, в свободной деятельности). Чтобы данное направление «заработало», и создалась ситуация «успеха» по его реализации, необходимо пройти подготовительный этап, который является важным моментом при создании конечного продукта детьми – инфоплаката – и включает в себя:
– трансформацию развивающей предметно-пространственной среды;
– создание условий формирования чётких представлений о понятии «инфоплакат»;
– знакомство детей с основными составляющими компонентами инфографики;
– расширение и самосовершенствование словаря детей.
Начали с трансформации развивающей предметно-пространственной среды: на утреннем круге с помощью голосования определили место в группе, где будет находиться творческая мастерская
по созданию инфографики.
При выборе пространства обращали внимание на рядом расположенные зоны, чтобы не создался «эффект» отвлечения и шума, а также весь дополнительный материал находился в одной локации. Таким образом, в одной из групп воспитанники выбрали место между книжным уголком и уголком «творчества», по соседству с уголком «грамоты». Для удобства в данный центр решили поместить небольшой столик и стулья. Затем все вместе стали думать над названием творческой мастерской. Все вместе – это значит дети, педагоги и родители. Вариантов было множество: «Эврика», «Следствие ведут…», «Изобретате-
ли» и др. Но остановились на названии «Бюро инфонаходок». Часть названия «Бюро» предложили родители, «Инфо» – информация – педа- гоги, а «Находка» – что-то новое – дети. Так и получилось «Бюро инфонаходок» (рис. 3). Это можно обосновать, так как ребята находятся в постоянном поиске чего-то нового. И каждая созданная ими в будущем инографика – для них находка. Так как помощники – «инструменты» для создания продукта находились рядом, мы, взрослые, принялись за оснащение самого уголка. Старались поместить всё необходимое, учитывая принцип автодидактичности и не забывая про «хвостики» субьектности. Так в нашем уголке появились трафареты геометрических фигур, стрелочек, мини маркерные доски, бумага разной формы и размера, магнитные стрелоч- ки и др. То есть всё, что необходимо для начального этапа работы над созданием детьми инфоплаката. Далее последовала презентация уголка «Бюро инфонаходок», на которой ребята сами установили правила работы в нём. Так же на данном этапе параллельно вели работу над созданием условий для рассматривания детьми готовых
инфоплакатов, обращая внимание уже не на яркие картинки, то есть – содержание, а на структуру (из чего состоит инфоплакат: изображение, надписи, стрелочки, таблицы), на цветовую гамму, расположение картинок. Для формирования чётких представлений о понятии «инфоплакат» предложили детям сравнить несколько видов плакатов: инфографику, «интеллект-карту», обычный плакат, коллаж, – определяя различия и сходства между ними, постоянно возвращаясь к этому моменту, обсуждая и размышляя. Данная ситуация – попытка предотвратить ошибочное представление у воспитанников об инфоплакате и не дать возникнуть ситуации «подлинной» замены на другой плакат в ходе практической деятельности. После создания всех условий приступили к знакомству детей с ключевыми компонентами, которые необходимы для работы по данному направлению. Здесь мы шли по нарастающей, используя принцип «от простого к сложному». Ненавязчиво привлекали внимание воспитанников к магнитной доске, на которую постепенно помещали новые элементы, составляющие в конечном итоге инфографику, заблаговременно объявив,что мы будем учиться создавать инфоплакаты.
Первоначально на доску поместили ключевое слово «изображение» с сопутствующей наглядностью: картинками и схемами, обратив внимание на которые, ребята стали размышлять, предполагать, выдвигать свои версии. В итоге пришли к выводу: инфоплакат включает в себя изображения, которые можно самим нарисовать, раскрасить, отобразить схематически (этот способ уже знаком детям, и они с легкостью с ним справляются), а также распечатать на принтере и вырезать, а ещё вырезать из цветной бумаги (дополнительный вариант детей). Все вышеперечисленные моменты были визуально представлены детям на доске. Но возник вопрос: «Что за схемы?» На примере одной из тем, предложенных детьми, используя игровые упражнения, мы разобрали их предназначение. Воспитанники решили на практике потренироваться в создании элементов инфоплаката. Творческая мастерская «Бюро инфонаходок» заработала. В самой мастерской места для всех не хватило, так как желающих было много, ребята разместились за свободными столами. И вот что у них получилось. Представляем вашему внимаю мини-инфокартинки на тему «Фрукты и Овощи» (рис. 4). Так как все продукты детской деятельности у нас раз-мещаются воспитанниками в группе или на шкафчиках, то данные инфокартинки тоже стали предметом украшения группы и приёмной. По такой схеме проходило знакомство детей с остальными ключевыми словами: «стрелочки» – волнистые, прямые, с двумя концами, с углом; «предложение» – может состоять из одного слова, из нескольких (для функционирования этого момента есть всё необходимое в уголке «грамоты»). Воспитанники уже сами обращали внимание на изменения магнитной доски (добавление определённого элемента). После того как ребята познакомились с ключевыми словами, на доске появились
ещё три новых визуальных момента: форма, размер, цвет. Воспитанники догадались: можно использовать
любой цвет, размер и форму схем, текста при создании инфоплаката. Всё это они назвали одним словом – «помогаторы», которые решили тоже поместить в наш новый уголок. Подходим к самому основному этапу этого направления: к формированию умения создавать детскую инфографику. В нашем случае ребята были уже готовы к концу старшей группы – началу подготовительной. Мы преднамеренно указали выше возрастную категорию – старший дошкольный возраст (5–7 лет), не конкретизируя. Укаждого она будет своя. Данная работа проводилась в ходе проектной деятельности. Проанализировав этапыпроекта Лидии Свирской, Вераксе, а также авторскую методику Елены Богачковой и Анны Николаевой, мы выделили свой алгоритм. Работа строится поэтапно от мотивации до презентации инфопродукта и его обсуждения Подробно останавливаться на этой технологии мы не будем. Акцентируем внимание только на некоторых аспектах: проектная деятельность в данном направлении в большинстве случаев длится до
месяца (из нашего опыта), то есть до сохранения интереса детей к выбранной теме или
до создания конечного продукта – инфоплаката. Чтобы запустился процесс «создание продукта», дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышать, видеть. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор темы будущего инфоплаката. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания темы учит их пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Поэтому тему выбирают сами воспитанники на утреннем круге, ту, которая им интересна, с помощью соцопроса или голосования, занимая позицию полноправных субъектов деятельности, а педагоги становятся партнёрами по деятельности и диалогу, стимулируя и сопровождая творческий процесс, сотрудничая и обучаясь. Направляя образовательный процесс, педагог берёт на себя роль модератора. Взрослому боль- ше не отводится роль главного «всезнайки», который «сообщает» и «передаёт» знания детям. Большее значение приобретает образование в сотрудничестве, когда все участники образовательного процесса задействованы в нём в одинаковой степени. Совместное обсуждение является важным фактором при составлении инфоплаката. На данном этапе необходимо дать возможность высказаться всем желающим.
С принятием всех, даже невероятных, идей. С искренней заинтересованностью взрослого. С отсутствием страха ребёнка «сказать что-то не то». Используется модель трёх-четырёх вопросов (На этом этапе детям задаются вопросы по теме проекта: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем узнать? Где мы
можем применить?»). Данное обсуждение натолкнёт детей к выделению ключевых слов для инфографики.
При планировании совместных действий по достижению цели (созданию инфопродукта) педагог помогает
детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач, используя лотос-план, интеллект-карту или другое средство. Важно проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия. Воспитатели и родители тоже предлагают свои инициативы наравне с дошкольниками. Важным аспектом является подготовка развивающей среды к выполнению плана (готовятся иллюстрации, игры, видеосюжеты, распечатываются раскраски, тематические карточки по теме проекта, которые располагаются в РППС группы). Важно не пропустить момент «готовности» детей к созданию инфоплаката, это можно понять по анализу лотос-плана и наблюдению за детьми. Когда мы понимаем, что настало время практической деятельности, действуем по плану.
1. Обсуждаем ключевые слова инфоплаката по выбранной теме.
2. Подбираем к ним слова-предметы, слова-признаки или слова-действия.
3. Делимся на команды.
4. Распределяем, кто за какой раздел отвечает.
5. На магнитной доске выстраиваем примерный план инфокарты с помощью схем, стрелочек и букв.
6. Определяемся со средствами отображения: нарисовать самим, раскрасить, вырезать готовые картинки или др.
7. Подготавливаем рабочие места.
8. Совершаем практическую деятельность.
9. Собираем в единое целое.
10. Презентуем инфографику.
11. Анализируем.
Заключительный этап (применение умений и навыков в образовательном процессе (на занятиях, в свободной деятельности) (рис. 5).
Когда ребята освоят данную технологию в проектной деятельности, можно включать создание инфографики уже непосредственно в любое занятие, в процессе которого воспитанники самостоятельно должны добывать необходимые сведения и так же их обрабатывать. Не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации (рисовать взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывать символы к ключевым словам, подписывать их), закреплять и обобщать материал, составлять рассказы по инфоплакату. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируется умение отвечать на вопросы распространённо, словарь становится точным и разнообразным. Воспитанники по желанию могут работать над созданием продукта индивидуально, в парах, подгруппах, коллективно.
Готовая инфографика в дальнейшем может быть использована следующим образом:
1. Может быть помещена на тематическую стенку, у ребят будет возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно ещё узнать. Такая инфографика носит накопительный характер.
2. Плакат может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач.
3. Плакат можно использовать для актуализации имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности.
4. Инфоплакат можно использовать при составлении и защите детско-родительского проекта на опреде-
лённую тему.
5. По желанию детей плакат можно передать в другую группу для аналогичного использования.
6. Самостоятельно составленную ребёнком инфографику можно предложить поместить в его личное портфолио.
7. Изготовленные «семейные» или «командные» инфоплакаты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучший плакат.
Плакатов с ифографикой по одной теме может быть несколько. Например, один плакат – это продукт совместной деятельности родителей и детей, другой – воспитателей, третий – самих воспитанников без участия взрослого. Хочется отметить, что второе направление – «Ребёнок – педагог» – по нашему мнению, более успешно, так как ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания инфоплаката, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. То, что ребёнок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.
Таким образом, применение систематически в работе с детьми инфографики даёт свои положительные результаты, что стало очевидным в ходе работы краевой инновационной площадки на базе нашего детского сада [3]. У детей появляется желание пересказывать, расширяется круг знаний об окружающем мире,активизируется словарный запас, дети преодолевают робость, застенчивость.
Список литературы
1. Демичева Ю.А. Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Выпуск 2: учебно-мето-
дическое пособие / авт.-сост. Ю.А. Демичева; Камч. ИРО. – Петропавловск-Камчатский: Камч. ИРО, 2017. – 100 с.
2. Коник Н.А., Сысоенко И.С., Кибальниченко А.Н., Салькова И.В. Развитие речи и социализация детей с
ОНР средствами инфографики: от теории к практике: Учебно-методическое пособие. – Славянск-на-Кубани:
ЭКСпресс, 2020. – 198с.
3. МДАОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» ст. Полтавской, Красноармейский район, Красно-
дарский край (официальный сайт). КИП [Электронный ресурс] URL: https://xn--60-8kcaji0cf0ajthk1q.xn--p1ai/
item/765374.


