Дата: 09.12.2017г Дата:13.12.2017г Дата:23.12.2017г
Класс: 6 «В» Класс: 6 «А» Класс: 6 «Б»
Тема: « Музыкальный портрет»
Тип урока: углубление темы, развивающий, проблемный
Цель урока: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать представление о жанре музыкального портрета;
- познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки»;
- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.
Развивающие:
- развитие исследовательских навыков;
- развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения
- углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа музыки – «Песни Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины И.Репина «Протодьякон»;
- выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических).
Воспитывающие:
- воспитание чувства прекрасного на примере произведений мировой музыкальной и художественной культуры;
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия родного народа.
Педагогические технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, групповая технология
Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе урока: В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства , исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.
Оборудование: компьютер, колонки, экран, презентация о композиторах «Могучей кучки».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть здоровыми и красивыми. С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (…) Я надеюсь, что после урока оно станет ещё лучше. Итак, мы продолжаем путешествие по музыкальной картинной галерее.
II. Повторение пройденного и постановка новой проблемы.
- Ребята, перед тем как перейти к новому разделу, давайте вспомним тему III четверти.
(Сл.1. «Можем ли мы увидеть музыку?»)
- А в чём состоит цель уроков этой четверти? Что мы должны с вами выяснить?
(Связь музыки с изобразительным искусством)
- Ребята, а в чём, на каких примерах и темах мы проследили уже эту связь?
(Музыка способна изображать движение, различные жизненные образы)
- Правильно, ребята. И на этих уроках мы с вами убедились, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности могут изображать движение, всевозможные образы, взаимодополняя друг друга.
- А тема нашего сегодняшнего урока – «Музыкальный портрет». (Сл.2)
- Ребята, скажите, а какое значение имеет понятие «портрет» в изобразительном искусстве?
(Отображение визуальных характеристик модели; это повторение в линиях и красках живого лица, где через зрительный образ художник раскрывает внутренний мир человека)
- А как вы считаете, исходя из темы нашего урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель этого урока?
(Как музыка может нарисовать музыкальный портрет)
- Да, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, а может ли существовать музыкальный портрет? (проблемный вопрос) (Сл.3)
- И рассмотрим мы это понятие на примере музыки русского композитора-классика Модеста Петровича Мусоргского.
IV. Итог.
- Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?
(Да.)
- А что музыка нам изображала?
(Характер человека, его внутренний мир.)
- Так что же такое музыкальный портрет?
(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)
- Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. (Сл. 26)
- Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?
- Обладает ли музыка изобразительностью?
- Можем ли мы увидеть музыку?
V. Творческая деятельность учащихся.
- Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души и написать синквейн по теме нашего урока. В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Сл. 27)
(Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)
- Ну а теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.
(Зачитывание своих синквейнов.)
- А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни, которую мы разучили на прошлом уроке «Песня о маленьком трубаче».
(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)
VI. Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?
- Значит вы сумели выразить свои чувства, эмоции, фантазии?
- А что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке?
- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выходя из класса, отобразите своё настроение на доске.
(Учащиеся выходят из класса, прикрепляя к доске смайлики.)