«Осенний фестиваль знаний 2024»

Музыкальный портрет

Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связах музыки и живописи

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Дата: 09.12.2017г Дата:13.12.2017г Дата:23.12.2017г

Класс: 6 «В» Класс: 6 «А» Класс: 6 «Б»

Тема: « Музыкальный портрет»

Тип урока: углубление темы, развивающий, проблемный

Цель урока: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока:

Обучающие:

- сформировать представление о жанре музыкального портрета;

- познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки»;

- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.  

Развивающие:

- развитие исследовательских навыков;

- развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения

- углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа музыки – «Песни Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины И.Репина «Протодьякон»;

- выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических).

Воспитывающие:

воспитание чувства прекрасного на примере  произведений мировой музыкальной и художественной культуры;

- формирование эстетического вкуса учащихся;

- воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия родного народа.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, групповая технология

Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе урока:  В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета,  умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства , исследовательской деятельности,  работы с современными электронными средствами обучения.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, презентация о композиторах «Могучей кучки».

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть здоровыми и красивыми. С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (…) Я надеюсь, что после урока оно станет ещё лучше. Итак, мы продолжаем путешествие по музыкальной картинной галерее.

II. Повторение пройденного и постановка новой проблемы.

- Ребята, перед тем как перейти к новому разделу, давайте вспомним тему III четверти.

(Сл.1. «Можем ли мы увидеть музыку?»)

- А в чём состоит цель уроков этой четверти? Что мы должны с вами выяснить?

(Связь музыки с изобразительным искусством)

- Ребята, а в чём, на каких примерах и темах мы проследили уже эту связь?

(Музыка способна изображать движение, различные жизненные образы)

- Правильно, ребята. И на этих уроках мы с вами убедились, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности могут изображать движение, всевозможные образы, взаимодополняя друг друга.

- А тема нашего сегодняшнего урока – «Музыкальный портрет». (Сл.2)

- Ребята, скажите, а какое значение имеет понятие «портрет» в изобразительном искусстве?

(Отображение визуальных характеристик модели; это повторение в линиях и красках живого лица, где через зрительный образ художник раскрывает внутренний мир человека)

- А как вы считаете, исходя из темы нашего урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель этого урока?

(Как музыка может нарисовать музыкальный портрет)

- Да, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, а может ли существовать музыкальный портрет? (проблемный вопрос) (Сл.3)

- И рассмотрим мы это понятие на примере музыки русского композитора-классика Модеста Петровича Мусоргского.

IV. Итог.

- Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?

(Да.)

- А что музыка нам изображала?

(Характер человека, его внутренний мир.)

- Так что же такое музыкальный портрет?

(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)

- Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. (Сл. 26)

- Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно  взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

- Можем ли мы увидеть музыку?

V. Творческая деятельность учащихся.

- Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души и написать синквейн по теме нашего урока. В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Сл. 27)

(Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)

- Ну а  теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.

(Зачитывание своих синквейнов.)

- А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни, которую мы разучили на прошлом уроке «Песня о маленьком трубаче».

(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)

VI. Рефлексия.

- Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?

- Значит вы сумели выразить свои чувства, эмоции, фантазии?

- А что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выходя из класса, отобразите своё настроение на доске.

(Учащиеся выходят из класса, прикрепляя к доске смайлики.)


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее