Тема: Местоимения 1,2,3 –ого лица.
Цели:
1.Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел, учить определять лицо местоимений;
2.Развитие внимания, памяти, мышления, речи обучающихся;
3.Воспитание культуры речи, самостоятельности, вежливости и уважения к окружающим, чувства коллективизма.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 часть М.Б. Антипова, Е.С. Грабчикова, карточки с заданиями для работы в группах, парах, презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска,
1.Организационный этап
Друзья мои я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз
Повернитесь друг к другу и подарите улыбку.
И я дарю улыбку вам!
Садитесь.
А) Мотивационный момент
Сегодня мы продолжим наше путешествие по городу местоимений.
В путешествие собираем багаж.
Чтобы быть успешными на уроке, составьте из слов, записанных на экране, формулу успеха.
(Старание, подсказка, разговор, внимание, знания)
Знание, старания и внимание – это ваш успех.
2.Этап проверки домашнего задания
Начнем свое путешествие с проверки домашнего задания
Проверим, как вы научились находить личные местоимения в тексте.
3 ученика работают по карточкам. А потом присоединятся к нам.
Откройте, пожалуйста, тетрадки.
И мы прибываем с вами в город, в котором растут красивые цветы. А перед входом в этот красивый город каждый должен сейчас прочесть важное правило.
Готовы? Читаем! Смотрите на меня. (Дети читают стихотворения на память).
Чему учит это стихотворение?
Как мы должны относиться к природе?
Назовите личные местоимения
Поставьте к ним вопросы
На вопросы какой части речи отвечают эти местоимения? (На вопросы имени существительного)
На что указывают личные местоимения? (На предмет)
Для чего используются в речи местоимения? (Для связи предложений)
Каких личных местоимений нет в стихотворении? (Он, она, оно, они)
Какие вы молодцы!
3.Этап всесторонней проверки знаний
А) Первая улица, по которой мы совершим прогулку, называется «Чистописание»
Запишите, пожалуйста, число , классная работа
Посмотрите внимательно на доску.
На какую букву мы обратим сегодня свое внимание? (Д)
Пропишите строчную и заглавную букву Дд и ее соединение с другими буквами
д Д Дд дд двдв до др
Запишите слова
Дом д.верие дру.
Порассуждайте, как можно объедить эти слова по смыслу?
Запишите под диктовку предложение
Только верному другу ты доверишь свой секрет.
Как вы понимаете выражение «верный друг»?
Б) Словарно-орфографическая работа
Сегодня на уроке я хочу доверить вам свой секрет.
Чтобы его разгадать, необходимо в каждом данном слове назвать букву, являющуюся орфограммой и доказать ее правописание.
Готовы? Тогда вперёд!
На интерактивной доске: (1 ученик у доски)Устно
БулоЧка, зЕмля, грамМ, скорлуПка, удИвительный, мОстовая, туманНый
Кто разгадал мой секрет?
Это слово чЕмпИон
А кто такой чемпион? ( …)
Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. (По С.И. Ожегову)
Ученик: Чемпион
1.Спортсмен (или спортивная команда) победитель в соревнованиях по какому-нибудь. виду спорта на первенство города, страны, какого-нибудь региона, мира. Ч. мира. Ч. Европы по прыжкам в высоту.
2.Животное, занявшее первое место на выставке, соревнованиях.
Слово в переводе с латинского обозначает «победитель», «борец»
Учитель: А это обычное слово? (Нет, это словарное слово)
Почему? (Имеет иностранное происхождение.)
А значит нужно его…..(Запомнить)
Чем-пи-он
А чтобы легче было запомнить, его можно разделить на 2 слова чем+пион
Что такое пион? (Цветок)
Так слово легко запоминается.
Запишите слово с заглавной строчки с красной строки.
Подберите родственные слова к этому слову и запишите через запятую.
Чемпионка, чемпионат, чемпионский.
Что такое чемпионат?
Выделим общую часть в этих словах
Побеждай свою лень и становись чемпионом!
4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
А) Поиграем в игру «Правда-неправда»
Мои вопросы обсудите в парах, а ответы запишите в виде графического диктанта
Правда, что местоимение указывает на предмет, не называя его? (Да)
Правда, что местоимение отвечает на вопросы имени прилагательного? (Нет)
Правда, что бывают личные местоимения? (Да)
Правда, что слова в, за, под, на, перед, от-местоимения? (Нет)
Правда, что местоимения служат для связи предложений в тексте? (Да)
Правда, что местоимение-это часть слова? (Нет)
Проверим итоги нашей с вами работы. Если вы выполнили правильно, то можно заметить некую закономерность.
Какую?
Покажите свои карточки соседям по парте и проверьте результаты!(Слайд)
А теперь последний вопрос
Правда, что местоимения изменяются по лицам?
Почему вы затрудняетесь ответить? (Эту тему мы не проходили)
5.Этап усвоения новых знаний
Так какая тема нашего урока?
А более подробно название темы мы можем прочитать в учебнике на с.6.
Откройте, пожалуйста. Читаем хором.
Что можно понять из названия темы? (Местоимения бывают 3-х лиц)
То есть личные местоимения делятся на 3 группы.
Вот уже и следующая улица – улица «Знаний».
Что мы узнаем на уроке? (Дети читают)
Чему научимся на уроке? (Дети читают)
Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться определять число и лицо местоимений, находить их в тексте.
Ребята, перед тем как продолжить работу дальше , предлагаю посмотреть на экран и установить порядок наших действий по усвоению новых знаний. (Работа у интерактивной доски).
План работы:
1. Наблюдаем
2. Исследуем
3. Открываем
4. Применяем
5.Проверяем
6. Оцениваем
На каждом этапе работы будете оценивать себя на оценочный листах согласно критериям!
Приложение
Ф.И. |
|
| Отметка о выполнении самим учащимся |
1) Устная работа ( 0б.- 3б.) |
|
2) Работа в группе ( 0б.- 3б.) |
|
3) Работа по учебнику ( 0б.- 3б.) |
|
4) Работа в паре ( 0б.- 3б.) |
|
12б.- отметка 10 11б.-12б. –отметка 9 9б.-10б.—отметка 8 7б.-8б.—отметка 7 5б.-6б.—отметка 6 3б.-4б.—отметка 5 1б.-2б.—отметка 4 ИТОГО: |
|
Продолжаем
Посмотрите внимательно на слайд. На какие две группы можно разделить местоимения? (Ед.ч, мн.ч).)Работа у интерактивной доски.
Попробуйте устно распределить личные местоимения по числам. (1 ученик у доски)
Если согласны, даем сигнал (хлопок)
Я, мы, ты, вы, он, она, оно они
Ед.ч | Мн.ч |
Я,ты,он,она,оно | Мы, вы, они |
Предлагаю вам провести свое исследование.
Представьте, что прошли соревнования, и вы хотите рассказать о результатах друзьям. (Выходят трое учеников.)
Прослушаем диалог.
Я заняла 1 место по прыжкам в длину.
А какое место заняла ты, Даша?
Я заняла 2 место. И очень довольна своим результатом.
Интересно, какое место занял Миша?
Я знаю, он занял 3 место.
И уверена, что в следующий раз он все же станет чемпионом!
Какие личные местоимения встретились в разговоре? (Я, ты, он)
На кого указывают эти местоимения?
Местоимения, как и спортсмены, имеют свои места, они могут быть в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице.
Как распределились места между участниками диалога? (Расставляем в таблице)
А) Работа в группах. Открываем знания
А теперь поработаем в группах.
Попробуйте самостоятельно расселить все личные местоимения по числам и лицам в таблице, опираясь на диалог. Таблица для вас станет памяткой. Слайд
вы он она
Я ты мы
Оно они
| Ед. ч | Мн. ч |
1 лицо
|
|
|
2 лицо
|
|
|
3 лицо
|
|
|
Посмотрим, что у вас получилось. Вывешивают свои таблицы на доску.
Проверьте себя. (Слайд).
Кто может сказать о себе –Я? Тот, кто начинает разговор. Он первый. Поэтому местоимения – Я 1-ого лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? – Ты. Он второй участник нашей беседы. Значит – Ты это местоимение 2-ого лица.
А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение Он Она Оно.
Распределим местоимения множественного числа по лицам.
Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Правильно - Мы
При беседе с двумя и более людьми я употребляю местоимение - вы. Вы - местоимение множественного числа
Когда пришли он и она, то мы скажем что пришли - они. Правильно, пришли Они
ЗАПОМНИТЕ: местоимения бывают 1,2,3 лица!!!
Учитель:
Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
Прочитаем стихотворение (Слайд):
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Давайте обратимся к учебнику на с.7 и прочитаем правило в учебнике.
6.Этап закрепления новых знаний
Если вы были внимательными на уроке, то быстро справитесь с заданием тренажером. (Презентация)
А) Самостоятельная работа
Проверим свои знания в самостоятельной работе.
Поработаем по учебнику
Найдите Упр.8
Девочки списывают две первые строчки из 1 стихотворения, находят личные местоимения и определяют сверху число и лицо.
Мальчики соответственно 2 строчки из 2 стихотворения, находят личные местоимения и определяют сверху число и лицо.
Задания выполняем с красной строки.
Проверяем. Зачитывают девочки. Если остальные согласны мы - Хлопаем
Зачитывают мальчики.
Б) Работа в парах
В каком случае употребляется местоимение Ты, в каком — Вы?
Обсудите в парах
Ответы детей
Запомните и соблюдайте правила вежливости!
Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а так же к незнакомым людям принято употреблять в речи личные местоимения - Вы: (Правильно)
Слова Ты и Вы не нужно использовать в качестве обращения.
Обращаясь к знакомым, называйте их по имени или по имени и отчеству.
Не вежливо говорить:
-Ты, дай мне книгу.
Следует говорить:
-Саша, дай мне, пожалуйста, книгу.
С каких слов лучше начинать свою речь? (Правильно)
Свою речь к незнакомым людям начинайте со слов:
Будьте добры…
Будьте любезны..
Скажите, пожалуйста…
Рассмотрите картинки. Попробуйте обратиться, соблюдая правила этикета.
? Скажите, пожалуйста, может ли местоимение Вы указывать на одно лицо???
При каких условиях???
А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
В) Игра «Четвёртый лишний». (Работа у интерактивной доски).
Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его. Подумайте, почему оно является лишним.
Я, они, на, ты (предлог)
снежный, он, морозный, хрупкий(местоимение)
она, вы, мел, он, ты, оно (существительное)
ел, дал, вы, выл, пил (местоимение)
сом, ёж, сок, я, лук, дом, жир (местоимение)
Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
А теперь мы на улице Закрепления.
Г) Работа в парах по карточкам
Возьмите, пожалуйста, карточки .
Скажите, как мы сейчас будем работать? (В парах)
Прочитайте задание.
Задание: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо личных местоимений
Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.
Проверка: Вслух читает ученик.
Проверка по эталону. (Слайд).
7.Итог урока
Скажите, мы достигли поставленных целей ? (Да)
Наше путешествие по стране «Местоимения» подходит к концу.
Предлагаю обобщить наше путешествие и составить синквейн в парах.
Отметим все то, что мы знаем о местоимении!
1. Тема синквейна – хором МЕСТОИМЕНИЕ
2. Скажем о нем прилагательными (какие?)
3. Скажем о нем глаголами (что делает?)
4. Скажем предложением из 4 слов.
5. Подведем итог синонимом.
Умнички
8.Рефлексия
Выскажите свои мысли об уроке и о своей работе с помощью слов на слайде:
Я узнал….
Научился….
Смогу применить эти знания при…..
Задание из резерва!
Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ
Обратимся к оценочным листам. Оценим свою работу на уроке согласно критериям в оценочном листе.
9.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Задание будет творческое.
Правило!!! (обязательно)
-Написать письмо другу, используя личные местоимения.(5-6 предложений)
или
- Упр.10 с.10-11