Тематическое планирование по математике. 2 класс. (ВИТА ПРЕСС)
| ||||||||||||
№ | Дата | Кор – ка даты | Коли чество часов | Изучаемый материал | Понятийный аппарат | Характеристика деятельности обучающихся | Методическое обеспечение | |||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | ||||||||||||
Учебник, книга 1. Глава 1. Откуда появились числа. Как люди записывают числа. (19 ч) | ||||||||||||
|
|
| 1ч | Переход от схемы к формулам и наоборот (повторение). |
Графическое моделирование (схема)
Буквенно-знаковое моделирование (формула)
Уравнение
Нумерация чисел
|
Использовать способы сравнения величин и действий с ними на трёх основных уровнях: предметных действий при необходимости предметного моделирования (с помощью полосок), графического моделирования (с помощью отрезков) и буквенно-знакового моделирования (с помощью формул) – с взаимными переходами с одного уровня на другой.
Исследовать зависимость между величиной, меркой и числом.
Описывать результат измерения с помощью общепринятых арабских цифр. Решать задачи на построение (отмеривание, восстановление) величины с помощью мерки и числа, находить мерки с помощью величины и числа.
|
Э.И.Александрова «Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс» (пособие для учителя)
Э.И.Александрова Учебник по математике. Книга 1.
Задания 1-8 | |||||
|
|
| 1ч | Переход от схемы к формулам и наоборот (повторение). | Задания 1-8 | |||||||
|
|
| 1ч | Стартовая работа на решение задач, связанных с описанием отношений между величинами с помощью схем и формул. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Анализ работы: составление справочника ошибок |
| |||||||
|
|
| 1ч | Подбор величины по заданному отношению (повторение). Решение текстовых задач | Задания 9-16 | |||||||
|
|
| 1ч | Подбор мерок, удобных для измерения величин. Простые и составные мерки. | Задания 17-27 | |||||||
|
|
|
| Построение величин с помощью мерки и числа. Проверочная работа | Задания 17-27 | |||||||
|
|
| 1ч | Число как результат измерения величины и как средство для её восстановления. | Задания 28-29 | |||||||
|
|
| 1ч | Игра «Я измеряю, а ты отмеривай». Формулы =3 и А=3Е | Задания 30-36 | |||||||
|
|
| 1ч | Запись числа в форме меток, с помощью считалок | Задания 30-36 | |||||||
|
|
| 1ч | Знакомство с различными нумерациями. | Задания 30-36 | |||||||
|
|
| 1ч | Использование различных нумераций для записи результатов измерения | Задания 36-37 | |||||||
|
|
| 1ч | Сравнение чисел, записанных в различных нумерациях с помощью соответствующих величин и наоборот | Задания 38-42 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление собственных нумераций и их использование | Задание 43 | |||||||
|
|
| 1ч | Зависимость между величиной, меркой и числом. Проверочная работа | Задания 44-49 | |||||||
|
|
| 1ч | Зависимость между величиной, меркой и числом. Проверочная работа | Задания 50-74
| |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач, связанных с отношением между величиной, меркой и числом. | Задания 50-74
| |||||||
|
|
| 1ч | Проверочная работа. |
|
| Задания 50-74
| |||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
|
| Задания 50-74
| |||||
Учебник, книга 1. Глава 2. Числовая прямая-какая она? (17ч) | ||||||||||||
|
|
| 1ч | «Изобретение» линейки как предметной модели процесса измерения. Знакомство с приборами («линейка») для измерения разных величин. Шкалы приборов |
Числовая прямая
Следующее число
Предыдущее число
|
Строить числовую прямую и восстанавливать её.
Сравнивать числа с помощью числовой прямой.
Составлять формулу числа, предыдущего данному и последующего.
Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, формула)
| Задания 75-80 | |||||
|
|
| 1ч | Конструирование числовой прямой и числового луча как нового вида графической модели (схемы), отражающей результат и процесс измерения | Задания 81-83 | |||||||
|
|
| 1ч | Место числа на числовой прямой. Число ноль как начало отсчёта. | Задания 84-86 | |||||||
|
|
| 1ч | Проверочная работа |
| |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
| |||||||
|
|
| 1ч | Условия, необходимые для построения числовой прямой: наличие начала отсчёта, направления и единичной мерки | Задания 87-91 | |||||||
|
|
|
| Поиск места числа и поиск начала по его месту на числовой прямой. | Задания 92-94 | |||||||
|
|
| 1ч | Проверочная работа | Задания 108 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
| |||||||
|
|
| 1ч | Сравнение чисел с помощью числовой прямой. Обозначение числа буквой. | Задания 95-97, 109,110 | |||||||
|
|
| 1ч | Знакомство с числовым кругом и другими числовыми линиями | Задания 109,110 | |||||||
|
|
| 1ч | Последующее число и предыдущее число. Формула числа, предыдущего данному и последующего. Сравнение чисел. Проверочная работа | Задания 98-107, 111, 112 | |||||||
|
|
| 1ч | Сравнение чисел. Проверочная работа | Задания 111, 112 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач | Задание 113 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач |
| |||||||
|
|
| 1ч | Контрольная работа и её анализ. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
|
|
| |||||
ТЕМА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ | ||||||||||||
Учебник, книга 1. Глава 3. Как выполнять сложение и вычитание на числовой прямой (24ч) | ||||||||||||
|
|
| 1ч | Сравнение чисел с помощью числовой прямой и линейки. Изготовление линейки с шагом, равным шагу на числовой прямой |
| Воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 в любом направлении, начиная с любого числа. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Моделировать изученные арифметические зависимости. Решать уравнения и текстовые задачи, опираясь на числовую прямую для нахождения числового значения результата действия. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин.
| Задания 114-116 | |||||
|
|
| 1ч | Сравнение чисел с помощью двух линеек. Изготовление пар одинаковых линеек. | Сложение
Вычитание
Сумма
Разность
| Задания 117-120
| ||||||
|
|
| 1ч | Сложение чисел с помощью двух одинаковых линеек | Задания 121-127 | |||||||
|
|
| 1ч | Вычитание чисел с помощью двух линеек |
| |||||||
|
|
| 1ч | Сложение и вычитание чисел с помощью двух линеек. | Задания 128-130 | |||||||
|
|
| 1ч | Сложение и вычитание чисел с помощью двух линеек. Проверочная работа | Задания 128-130 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение примеров и задач на вычисления с помощью линеек. | Задания 131-132 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение примеров и задач на вычисления с помощью линеек. | Задания 131-132 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение примеров и задач на вычисления с помощью линеек. Проверочная работа | Задания 133-140 | |||||||
|
|
| 1ч | Сравнение, сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых. Проверочная работа | Задания 133-140 | |||||||
|
|
| 1ч | Сложение и вычитание чисел с помощью одной числовой прямой. | Задания 133-140 | |||||||
|
|
| 1ч | Сложение и вычитание чисел с помощью одной числовой прямой. Проверочная работа | Задания 141-142 | |||||||
|
|
| 1ч | Присчитывание и отсчитывание как новый способ нахождения суммы и разности с опорой и без опоры на числовую прямую. | Задания 143, 144, 166 | |||||||
|
|
| 1ч | Присчитывание и отсчитывание как новый способ нахождения суммы и разности с опорой и без опоры на числовую прямую. | Задания 143, 144, 166 | |||||||
|
|
| 1ч | Присчитывание и отсчитывание как новый способ нахождения суммы и разности с опорой и без опоры на числовую прямую. Проверочная работа | Задания 143, 144, 166 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение и составление математических выражений, уравнений и задач с заменой буквенных данных на числовые данные (в пределах десятка) и наоборот | Задания 151-181 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение и составление математических выражений, уравнений и задач с заменой буквенных данных на числовые данные (в пределах десятка) и наоборот | Задания 151-181 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение и составление математических выражений, уравнений и задач с заменой буквенных данных на числовые данные (в пределах десятка) и наоборот | Задания 151-181 | |||||||
|
|
| 1ч | Контрольная работа и её анализ. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
| |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач на определение и изменение порядка действий с опорой на схему | Задания 153-156 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач на сложение и вычитание с подбором подходящих чисел к заданному сюжету | Задания 153-156 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач на сложение и вычитание с подбором подходящих чисел к заданному сюжету | Задание 159 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач на сложение и вычитание с подбором сюжетов к схемам с заданными числами |
|
|
| |||||
ТЕМА 3. МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА | ||||||||||||
Учебник, книга 1. Глава 4. Как появилось многозначное число (35ч) | ||||||||||||
|
|
| 1ч | Задачи на измерение (отмеривание). Повторение способа измерения величины с помощью мерки. |
Десятичная система счисления
Разряды
Слагаемое
Сумма
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
| Выбирать рациональный способ измерения: -определить, какой меркой необходимо начать измерение, сделать заготовки для записи цифр; -промерить величину этой самой меркой (самой большой из всех мерок, которые меньше измеряемой величины), а получив остаток, который меньше выбранной мерки, перейти к измерению следующей меркой.
Объяснять принцип образования разрядных единиц в разных системах счисления.
| Задания 182-186
| |||||
|
|
| 1ч | Ситуация, когда величина намного больше мерки. Набор мерок для измерения такой величины. Выбор подходящей мерки | Задания 187-189 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение величины с помощью набора мерок. Запись результата измерения. | Задания 190-192 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение величины с помощью набора мерок. Запись результата измерения | Задания 190-192 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение величины с помощью набора мерок. Запись результата измерения. Проверочная работа | Задания 190-192 | |||||||
|
|
| 1ч | Табличная форма записи результата измерения. | Задания 193-197 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение величины с помощью табличной (позиционной) формы записи числа | Задания 193-197 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Составление заготовок для записи числа. Понятие разряда. Проверочная работа | Задания 198-201 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение отношений между мерками. Фиксация этих отношений | Задания 202-205 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение отношений между мерками. Фиксация этих отношений | Задания 202-205 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | Задания 206-210 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | Задания 206-210 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | Задания 206-210 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | Задания 206-210 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | Задания 206-210 | |||||||
|
|
| 1ч | Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). | Задания 206-210 | |||||||
|
|
|
| Построение систем мерок, в которых отношение между мерками выражено одним и тем же числом (основание системы или коэффициент укрупнения). Проверочная работа | Задания 206-210 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение и построение величины с помощью системы мерок с заданным основанием системы. | Задания 211-217 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение и построение величины с помощью системы мерок с заданным основанием системы. | Задания 211-217 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение и построение величины с помощью системы мерок с заданным основанием системы. | Задания 211-217 | |||||||
|
|
| 1ч | Измерение и построение величины с помощью системы мерок с заданным основанием системы. Проверочная работа | Задания 211-217 | |||||||
|
|
| 1ч | Система счисления. Запись и чтение чисел в различных системах счисления. Место нуля в записи многозначных чисел. | Задания 218-223 | |||||||
|
|
| 1ч | Система счисления. Запись и чтение чисел в различных системах счисления. Место нуля в записи многозначных чисел. | Задания 218-223 | |||||||
|
|
| 1ч | Система счисления. Запись и чтение чисел в различных системах счисления. Место нуля в записи многозначных чисел. | Задания 218-223 | |||||||
|
|
| 1ч | Контрольная работа и её анализ. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
| |||||||
|
|
| 1ч | Десятичная система счисления. Знакомство с названиями первых четырёх разрядов. Из истории о системах счисления | Задания 224-226 | |||||||
|
|
| 1ч | Чтение и запись чисел, заданных в десятичной системе счисления. |
|
| Задания 224-226 | |||||
|
|
| 1ч | Проверочная работа. Составление справочника ошибок |
|
| Задания 224-226 | |||||
Учебник, книга 2. Глава 1. Как сравнивают многозначные числа (4ч) | ||||||||||||
|
|
| 1ч | Сравнение многозначных чисел. Место многозначного числа на числовой прямой. |
| Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Объяснять принцип сравнения многозначных чисел в одинаковых и разных системах счисления, в том числе и десятичной. |
Э.И.Александрова Учебник по математике. Книга 2. Задания 1-23 | |||||
|
|
| 1ч | Сравнение многозначных чисел. Место многозначного числа на числовой прямой. |
| Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Объяснять принцип сравнения многозначных чисел в одинаковых и разных системах счисления, в том числе и десятичной. |
Э.И.Александрова Учебник по математике. Книга 2. Задания 1-23 | |||||
|
|
| 1ч | Сравнение многозначных чисел. Место многозначного числа на числовой прямой. |
| Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Объяснять принцип сравнения многозначных чисел в одинаковых и разных системах счисления, в том числе и десятичной. |
Э.И.Александрова Учебник по математике. Книга 2. Задания 1-23 | |||||
|
|
| 1ч | Сравнение многозначных чисел. Место многозначного числа на числовой прямой. |
| Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Объяснять принцип сравнения многозначных чисел в одинаковых и разных системах счисления, в том числе и десятичной. |
Э.И.Александрова Учебник по математике. Книга 2. Задания 1-23 | |||||
ТЕМА 4. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ | ||||||||||||
Учебник, книга 2. Глава 2. Как складывают и вычитают многозначные числа (42ч) | ||||||||||||
|
|
| 1ч | Постановка задачи сложения многозначных чисел как переход от присчитывания и отсчитывания к конструированию способа выполнения действия «в столбик». |
Действия «в столбик».
Таблица Пифагора
Таблица сложения
Десяток
| Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Моделировать изученные математические зависимости.
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием).
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решении) и арифметического (в вычислении) характера.
| Задания 24-27 | |||||
|
|
| 1ч | Конструирование общего способа. Запись «в столбик» при сложении многозначных чисел | Задания 24-27 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение разрядов, которые переполняются. | Задания 28-54 | |||||||
|
|
| 1ч | Выделение задачи на необходимость знания состава числа - основания системы счисления. | Задания 28-54 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение переполнения в разряде, когда сумма чисел равна основанию системы счисления | Задания 28-54 | |||||||
|
|
| 1ч | Проверочная работа |
| |||||||
|
|
| 1ч | Определение количества цифр в сумме | Задания 55-63 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение количества цифр в сумме Проверочная работа | Задания 55-63 | |||||||
|
|
| 1ч | Постановка задачи на нахождение в каждом разряде суммы. Необходимость составления таблицы сложения многозначных чисел. Составление таблицы сложения (таблица Пифагора) | Задания 64-65 | |||||||
|
|
|
| Постановка задачи на нахождение в каждом разряде суммы. Необходимость составления таблицы сложения многозначных чисел. Составление таблицы сложения (таблица Пифагора) | Задания 64-65 | |||||||
|
|
| 1ч | Использование таблицы сложения как справочника при сложении многозначных чисел. Исследование свойств таблицы сложения | Задания 66-68 | |||||||
|
|
| 1ч | Использование таблицы сложения как справочника при сложении многозначных чисел. Исследование свойств таблицы сложения | Задания 66-68 | |||||||
|
|
| 1ч | Проверочная работа |
| |||||||
|
|
| 1ч | Постановка задачи запоминания табличных случаев и выделение из них трудных случаев перехода через десяток. | Задания 69-70 | |||||||
|
|
| 1ч | Исследование зависимости между цифрами в сумме и изменяющимся слагаемым как основы непроизвольного запоминания. | Задания 69-70 | |||||||
|
|
| 1ч | Выделение сумм многозначных чисел. Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами | Задания 71-97 | |||||||
|
|
| 1ч | Выделение сумм многозначных чисел. Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами | Задания 71-97 | |||||||
|
|
| 1ч | Выделение сумм многозначных чисел. Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами | Задания 71-97 | |||||||
|
|
| 1ч | Выделение сумм многозначных чисел. Решение текстовых задач и уравнений, требующих действий с многозначными числами | Задания 71-97 | |||||||
|
|
| 1ч | Контрольная работа и её анализ. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок |
| |||||||
|
|
| 1ч | Задача вычитания многозначных чисел. Конструирование способа | Задания 98-102 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение разрядов, которые «разбиваются» | Задания 103-108 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение разрядов, которые «разбиваются» | Задания 103-108 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение количества цифр в разности | Задания 109-118 | |||||||
|
|
| 1ч | Определение количества цифр в разности | Задания 109-118 | |||||||
|
|
| 1ч | Выделение табличных случаев вычитания. | Задания 119-120 | |||||||
|
|
| 1ч | Конструирование способа вычитания с переходом через разряд. | Задания 119-120 | |||||||
|
|
| 1ч | Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел | Задания 121-199 | |||||||
|
|
| 1ч | Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел | Задания 121-199 | |||||||
|
|
| 1ч | Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел | Задания 121-199 | |||||||
|
|
| 1ч | Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел | Задания 121-199 | |||||||
|
|
| 1ч | Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел | Задания 121-199 | |||||||
|
|
| 1ч | Выполнение заданий, требующих сложения и вычитания многозначных чисел | Задания 121-199 | |||||||
|
|
| 1ч | Итоговая контрольная работа и её анализ. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Составление справочника ошибок. |
| |||||||
|
|
| 1ч | Конструирование приёмов устного сложения и вычитания | Задания 200-225 | |||||||
|
|
| 1ч | Конструирование приёмов устного сложения и вычитания | Задания 200-225 | |||||||
|
|
| 1ч | Конструирование приёмов устного сложения и вычитания | Задания 200-225 | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач повышенной сложности | Задания | |||||||
|
|
| 1ч | Решение задач повышенной сложности |
|
| Задания | |||||
|
|
| 1ч | Решение задач повышенной сложности |
|
| Задания |
Тематическое планирование по математике. 2 класс.
Пояснительная записка.
Первая часть учебника для 2 класса по структуре не отличается от учебника для 1 класса.
Во второй части учебника тема «Сложение и вычитание многозначных чисел» представлена в форме математических рассказов от имени детей 3 класса. Эти рассказы не читаются на уроке, они, как и содержащие в них задания, предназначены для восстановления в памяти детей логики коллективного рассуждении в классе.
У ребёнка во время урока необходимо создать целостную картину, целостное представление о решении поставленной задачи. Восприняв целое, дети без сомнения, смогут выделить его составляющие, которые и станут предметом изучения.
Тренируя детей в решении частных задач, основанных на общем способе действия, не следует забывать о том, чтобы ребёнок не терял связь между частями и целом. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал не только как выполнять те или иные задания, но и зачем они необходимы, чему он учится, выполняя эти задания, как научить других решать такие же задачи.
Ответить на вопросы, зачем, чему и как – значит обратиться к самому себе, к обоснованию собственных мыслей. Такой подход к изучению понятий создаёт необходимые предпосылки как для более глубокого понимания самой математики, логики её построения, так и для формирования основ теоретического мышления: рефлексии, анализа, планирования, для развития памяти, воображения и других познавательных процессов.
В дополнение к учебнику используются две учебные тетради, содержащие тренировочные задания для нуждающихся в них детей и задания повышенной трудности для желающих углубить свои знания и умения.