«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс

Рабочая программа и КТП для внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 4 класс.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»


Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол

от « » 2017г. №

Руководитель МО

_________Г.А. Зайцева

Согласовано

Зам. директора по ВР

__________О.В. Ядрышникова

« » 2017 г.

Утверждено

Приказом директора Салемальской школы-интерната

от « » 2017 г.

_______И.А. Огородникова




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

Направление: общеинтеллектуальное

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Класс

40 мин

1 раз

1 час

35

4

4 класс









Педагог: Насонова Н..А., учитель начальных классов

Салемал 2017


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы: Математика и конструирование С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина, М: Просвещение, 2014

Программа реализуется посредством следующего методического комплекта: Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» для 3 кл. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л.- М., Просвещение, 2014 г; Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» для 4кл. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л.- М., Просвещение, 2014 г.

Курс введен в часть учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Актуальность выбора данной программы обусловлена:

  •  возможностью нетрадиционного решения проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания обучающихся в начальной школе;

  • выработкой исследовательских умений;

  • эффективностью  использования творческого потенциала детей прежде всего в научно – технической сфере, так как школа имеет большой опыт в научно – исследовательской деятельности обучающихся;

  • обеспечением безопасности наших детей, так как это является неотъемлемой частью  требований стандарта.

Основная цель курса "Математика и конструирование" в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.

Курс призван решать следующие задачи:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование
практических действий с чертёжными инструментами

3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов
логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной
практической деятельности младших школьников.

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Основными методами обучения являются:

частично - поисковый;

исследовательский;

деятельностно - творческий;

наблюдения;

наглядности.

Формы и средства контроля

Беседа

Практические задания.


Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) для 4 классов

На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16 ч.

На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 19 ч.

Из них:

Практических работ -18 ч.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности



Требования к уровню подготовки обучающихся в 4 классе

Учащиеся должны знать:

- термины: прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

- элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;

- названия простейших многоугольников;

- названия четырёхугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;

- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;

- виды треугольников;

- термины: круг, окружность, радиус, диаметр;

- единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;

- термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;

- способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

- единицы измерения площади;

Учащиеся должны уметь:

- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;

- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

- находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;

- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по
площади и известной стороне;

- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

- выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;

- прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;

- внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в 4 классе

Личностными результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

  • любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс



№ п/п


Тема


Кол-во часов


Из них



Виды деятельности ученика

Теория

Практика

1.

Прямоугольный параллелепипед.


7


4

3

Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда (Развертка. Рисунок. Чертеж в трех проекциях)

Изготовление из бумаги, проволокипрямоугольный параллелепипед.

2.

Куб.

3

2

1

Знакомство с геометрической фигурой (развертка куба). Изготовление из бумаги модели куба.


3.

Конструирование объектов из параллелепипедов и кубов.


4


-


4

Изготовлениеплатяного шкафа, дома, гаража, грузовика.

4.

Шар


3


2


1

Изготовление модели шара из пластилина.

Изготовление из пластилина изделий, имеющих форму шара.

Отыскание в окружающих предметах шара и его частей.


5.

Объемные фигуры.


3


2


1

Знакомство с другими объемными фигурами, демонстрация их моделей: цилиндр (стакан), конус (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на землю), пирамида (демонстрация рисунков египетских пирамид).

Изготовление пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму равностороннего треугольника, по его средним линиям.


6.

Конструирование объемных объектов.


2


-


2

Изготовление пенала, карандашницы.


7.

Чертеж.


9


7


2

Чтение несложных чертежей, конструирование по чертежу.

Анализ готовой конструкции и ее изображения на чертеже.

Изменения в чертеже и их реализация в конструкции. Изменения в конструкции и соответствующие изменения в чертеже.

Определение по чертежу размеров изделия и взаимного расположения частей конструкции. 


8.

Геометрические игры.


2


-


2

Умение правильно подобрать геометрические фигуры для строительства желаемых объектов.


9.

Оригами.


2


-


2

Иллюстрация к сказке «Лиса и журавль»


итого

35

17

18



Содержание программы

4 класс


Геометрическая составляющая – 17 ч
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного па­раллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треуголь­ника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного па­раллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одина­кового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование - 18ч
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольно­го параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоуголь­ного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (ка­рандашница, дорожный каток).
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии




Программно-методическое обеспечение


Список литературы для учителя

  1. Программы образовательных учреждений начальные классы. В 2 ч. Ч.1 Математика и конструирование / С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Просвещение, 2013.

  2. Методическое пособие по курсу «Математика и конструирование » 1-4 класс: Пособие для учителя / С. И.Волкова, - М.: Просвещение, 2013.

Список литературы для обучающихся

    1. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. Математика и конструирование: Пособие для обучающихся 3 класса.- М: Просвещение, 2013.

Технические средства:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
2. Магнитная доска. 
3. Персональный компьютер с принтером и сканером.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек. 
2.  Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный    

     параллелепипед,  пирамиду, цилиндр. 
3. Демонстрационная оцифрованная линейка. 
4. Демонстрационный чертёжный треугольник. 
5. Демонстрационный циркуль.















9



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее