ООД – квест
«Космическое путешествие»
компенсирующая группа для детей с нарушением речи (6-7лет)
Цель: систематизация и актуализация у дошкольников ранее полученных знаний, умений и навыков.
Задачи
Коррекционно - образовательные:
– обобщить знания дошкольников о звуко - буквенном, звуко – слоговом анализе слов;
– закреплять навык составления слов из букв;
– закреплять навык чтения слов;
– закреплять навыки решения примеров;
– закреплять умения решать задачи на логику;
– закреплять знания о составе числа.
Коррекционно - развивающие:
– развивать фонематическое восприятие и анализ;
– продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы дошкольников;
– продолжать развивать коммуникативную функцию речи;
– развивать умение самостоятельно принимать решение;
– продолжать совершенствовать умения логически рассуждать и находить решения задач;
– развивать умения работать в команде.
Коррекционно - воспитательные:
– воспитывать у дошкольников чувство сопереживания, доброты, взаимовыручки, отзывчивости, чувство товарищества;
– воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе;
– воспитывать любовь к своей Родине и гордость за свою страну.
Предполагаемый результат: у дошкольников обобщаются полученные ранее знания, умения и навыки, совершенствуются речевые и познавательные способности.
Образовательная область: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность учителя – логопеда, воспитателя и воспитанников подготовительной группы в организованной образовательной деятельности.
Форма организации детей: групповая.
Формы организации совместной деятельности: игровые упражнения, подвижные игры с правилами, речевые ситуации.
Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок, разучивание подвижной игры, придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, сосчитаем».
Оборудование
демонстрационные: карта космического путешествия, космический кроссворд, слова кроссворда;
раздаточные: простые карандаши, картинки на звуко – буквенный анализ, три подноса (красный, синий, зеленый), конверт с письмом, картинки со звуковой схемой, карточки – тюбики со слоговыми схемами, карточки со словами, где пропущены буквы, раздаточные листы с заданиями соседи числа, реши примеры.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Дорогие ребята, все вы прекрасно знаете, что в апреле наша страна отмечает Всемирный день космонавтики. И сегодня мы вам предлагаем совершить путешествие в космическое пространство, побывать на неизвестных планетах. Хотите совершить путешествие? (ответы детей)
На чём мы можем совершить это путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Да, на космическом корабле (или ракете). А поможет начать путешествие – космическая карта (обращается внимание на наглядную карту). Для того чтобы достичь конца путешествия, вам нужно собрать самое главное «космическое слово» (обращается внимание на кроссворд). Но прежде чем отправиться в полёт, мы познакомимся с языком инопланетных цивилизаций и соберем предметы, необходимые для путешествия.
Учитель – логопед: Начнём с языка инопланетян. Наверняка, он нам в полёте пригодится. Повторяйте за мной:
Чистоговорка:
Ли-лэ-ла,
Ри-рэ-ра,
Эни-бэни,
Рики-таки,
Шурба-урба,
Синти-бряки,
Дэо-дэо,
Шах-мадэо,
Вац!
Учитель – логопед: С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную картинку и кладите в отсеки. У нас три отсека (красный, синий и зелёный). В красный отсек – карточки с изображением предметов, название которых заканчивается на гласный звук, в синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых заканчивается на твёрдый согласный, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых заканчивается на мягкий согласный (карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.). Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (работа детей).
Учитель – логопед: С языком ознакомились, необходимые предметы собраны. К путешествию готовы? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда прошу пройти в космический корабль (дети садятся на стулья). Ребята, представьте, что перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы, каждый смог управлять кораблём, бортовой компьютер должен произвести идентификацию ваших голосов. Сейчас будут заданы вопросы, а ваши ответы должны быть полными и понятными.
Вопросы:
– Какое сейчас время года? (Сейчас весна)
– А какой месяц? (Месяц апрель)
– Кто знает, когда полетел в космос первый космонавт? (Первый космонавт полетел в космос 12 апреля 1965 года)
– Интересно, а как его звали? (Его звали - Юрий Гагарин)
– На чем Гагарин совершил свой полет? (Гагарин совершил свой полет на ракете)
– А как космонавты находятся в космосе? (Космонавты находятся в космосе в невесомости)
– Кто знает, как называется снаряжение космонавтов? (Снаряжение космонавтов называется скафандр)
Воспитатель: Ну, что ребята, собрали свои силы, знания и теперь к полету мы готовы. Не забудьте взять с собой хорошее настроение. Отправляемся в путь.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Учитель – логопед: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу осмотреться. Как же называется эта планета? (дети читают название планеты «Грамотейка»)
Посмотрите, какое – то письмо (показ конверта с письмом): «Жителям планеты Земля. От жителей планеты Грамотейка».
В конверте находятся картинки. Что же это может значить? Может быть, жители планеты Грамотейка что – то хотят нам сказать, с помощью этих картинок?
Ребята, наш бортовой компьютер сможет расшифровать эти картинки, но необходимо передать звуковую схему слова. Вам нужно будет составить звуковую схему к слову и передать бортовому компьютеру.
(дети составляют схемы к словам)
Учитель – логопед: Ребята, у вас здорово получается. Думаю, наш компьютер сможет расшифровать эти картинки. Полученные ваши схемы – это знаки письма жителей планеты. Оказывается, они так зашифровали слово. А наш бортовой компьютер смог его расшифровать. Слово – ЗВЕЗДА. (перед детьми появляется табличка с этим словом)
Подойдем к нашему кроссворду. Слово ЗВЕЗДА будет располагаться вот здесь (дети определяют положение слово). По космической карте следующая планета – Решайка. Отправляемся на эту планету по космическому пространству.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Воспитатель: Мы на планете – Решайка. (дети читают название планеты) Ребята, а вы знаете каким надо быть, чтобы стать космонавтом? (сильным, смелым, бесстрашным) Правильно! А еще настоящий космонавт должен уметь хорошо считать, чтобы выполнять задания в космосе. А вы хотите выполнить настоящее задание для космонавтов? Тогда вам надо на каждой тройке вишенок написать цифры так, чтобы получилась сумма, указанная на листочке. (дети выполняют задание)
Вот вы справились с заданием, и нам открылось слово – КОСМОНАВТ (перед детьми появляется табличка с этим словом). Подойдем к нашему кроссворду. Слово КОСМОНАВТ будет располагаться вот здесь (дети определяют положение слово). По космической карте следующая планета – Слогознайка. Отправляемся дальше.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Учитель – логопед: Полет прошел успешно. Мы на планете – Слогознайка (дети читают название планеты). Предлагаю нашему экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с космической едой. А вместо названия, изображена слоговая схема слова. У вас есть возможность выбрать пищу самим, но названия ее должны состоять из того же количества слогов, что и на вашем тюбике. Если будете затрудняться, то перед вами подсказка (плакат с изображением продуктов: мясо, курица, рыба, суп, сыр, колбаса, груша, банан, каша, конфета и т.д.).
Ваш ответ звучит, например, вот так: в моем тюбике – курица, т.к. в слове курица 3 слога и на тюбике схема слова из 3-х слогов. (ответы детей)
Учитель – логопед: Ну, вот мы и подкрепились. Отправляемся дальше? Подойдем к нашей карте. По космической карте следующая планета – Размышляйка.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Воспитатель: Мы приземлились на планету – Размышляйка. (дети читают название планеты) А на этой планете что – то произошло, космические разбойники здесь побывали. Исчезли некоторые цифры. Жителям этой планеты нужна ваша помощь.
Задание: В пустых вагонах запиши соседей указанного числа. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Слово – ЯДРО (перед детьми появляется табличка с этим словом) Подойдем к нашему кроссворду. Слово ЯДРО будет располагаться вот здесь (дети определяют положение слово). По космической карте следующая планета – Буквоежка. Полетели дальше.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Учитель – логопед: Мы совершили посадку на планету – Буквоежка. (дети читают название планеты)
На этой планете разместились слова, но космические пираты стерли некоторые буквы. Добавим недостающие буквы и прочтем слова.
(у детей таблички со словами, где пропущены буквы, вставляя нужную букву, читают получившееся слово: телес_оп, Гага_ин, астро_ом, солн_е, коме_а, зве_да, пла_ета, кос_ос, спут_ик, л_на, телес_оп, ра_ета, космо_авт, ска_андр )
Учитель – логопед: Ребята, вы такие находчивые, так быстро смогли сообразить и вставить пропущенную букву, а затем прочитать получившееся слово. И на этой планете мы получаем слово – СОЛНЦЕ. Подойдем к нашему кроссворду. Слово СОЛНЦЕ будет располагаться вот здесь (дети определяют положение слово). Ребята, по космической карте какая следующая планета? (ответы детей, планета – Угадайка) Скорее отправляемся на эту планету.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Воспитатель: Мы совершили посадку на планету – Угадайка. (дети читают название планеты) Жители этой планеты приготовили для вас свои задачки. Решив эти задачи, мы сможем получить слово и отправиться дальше по космическому пространству. Прошу пройти в космический корабль (дети садятся на стулья). Будьте внимательными.
– Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)
– В вазе было 5 ромашек и 4 розы. Сколько ромашек в вазе? (5 ромашек)
– Олег увидел зеленого человечка. Что ему нужно сделать? (Перейти дорогу, ведь зеленый человечек – разрешающий знак пешеходного светофора)
– Серый, маленький, выглядит как слон. Что за животное? (Слоненок)
– У бабушки Тани жила кошка Муська, внучка Даша и собака Жучка. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Даша)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вас не запутаешь, все правильно угадали. Жители этой планеты приготовили слово – РАКЕТА (перед детьми появляется табличка с этим словом). Подойдем к нашему кроссворду. Слово РАКЕТА будет располагаться вот здесь (дети определяют положение слово). Ребята, мы облетели все планеты по космической карте. Собрали слова. Думаю, вы уже догадались какое главное космическое слово должно получиться (ответы детей - ЗЕМЛЯ)
Воспитатель: Ребята, мы возвращаемся на нашу планету Земля.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу (руки подняты вверх)
Им – им – им, на ракете полетим (руки опущены вниз)
Так – так – так, полетим мы вот так (движение на выбор)
Ты – ты – ты, долетели мы до планеты (шагаем к планете)
Учитель – логопед: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля.
Ребята, вам понравилось путешествие? (ответы детей)
Какие планеты вам пришлось облететь, чтобы собрать главное космическое слово? (ответы детей) Ребята, вы оказались бесстрашными путешественниками! За вашу смелость, храбрость, сообразительность мы хотим вам вручить космические медали. Желаем успехов и прощаемся с вами!