«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок-квест по русскому языку. 5 класс. Повторение по теме "Лексика"

Урок разработан в форме космического путешествия на планету "Лексика"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок – квест русского языка в 5 классе по теме

«Космическое путешествие на планету Лексика»

Цели урока: повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; о лексическом значении слов.

Задачи:

- формирование языковых и речевых навыков по теме;

- закрепление навыков самостоятельной работы в группе;

- извлечение необходимой информации из словарей и использование её в различных видах деятельности;

- развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей, речевой культуры человека;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Оборудование: на доске изображение планеты, звезды, ракеты; карты маршрута полета, лист оценивания прохождения этапов маршрута, фломастеры, конверты с заданиями, карточки с разноцветными звездами, столовые корзинки, толковые словари.

Группа космонавтов ракеты «Стрела-1» , «Стрела-2»



Группа жителей планеты «Лексика» - лексы

на корабле «Звезда».



Группа руководителей полета

(ЦУП – ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ)

Ход урока

Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

  1. ОРГМОМЕНТ.

– Здравствуйте!

Я приглашаю вас отправиться в полет,

Путь к новым знаниям и труден, и опасен.

Но дружба, смелость и желание идти вперед,

Я верю, нам удачу принесет!

РОЛИ УЧАСТНИКОВ УРОКА-КВЕСТА.

(Все ученики выбирают звезду, на которой написана их роль в игре, делятся на группы. Космонавты выполняют задания, проходя весь маршрут по порядку, работая в команде. Руководители ЦУП контролируют выполнение и качество выполнения заданий, помогают в сложных ситуациях (Лексический кроссворд, «Черная дыра»).

- Внимание! Всем занять свои места! (на столах расставлены таблички: Центр Управления Полетом, ракета «Стрела-1», ракета «Стрела-2», ракета «Звезда»)

Мы отправляемся в полет к неизведанной планете, о которой столько много узнали, прочитали, а сегодня ступим на её землю. Да, ещё у нас важное дело: наших друзей, жителей планеты «Лексика», необходимо доставить домой. Получите конверты с вашими заданиями. Что удивило вас? У вас изображены только звезды!?

  1. МОТИВАЦИЯ К РАБОТЕ.

- Всегда ли мы начинаем наш путь в науке с чистого листа, не зная ничего о предмете нашего изучения? (Ответы детей)

- Вот и вы узнаете название звезд, используя знания, которые вы получили на уроках русского языка, а звезды помогут нам в пути к планете «Лексика». Мы отправляемся в далекое путешествие, нам потребуется много сил и знаний, поэтому вначале проведем проверку-разминку.

- Все ли слова имеют значение? А есть ли такие слова, которые не имеют какое-либо значение? (Это выдуманные слова, не имеющие смысла)

- Вам предстоит отгадать Лексический кроссворд, и если вы его отгадаете правильно, то в цветных клетках найдете буквы, которые при правильном сочетании дадут вам первую подсказку на пути к планете.












9


















8





 

















1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 








 





 










 








 



2

 

 

 

 

 







 




10




 





 




11






?




 




 





 




 






 


3

 

 

 

 

 

 



4

 

 

 

 

 

 






 




 




 





 




 






 




 











6

 

 

 

 

 

 




5

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 










 













 










 













 








7

 

 

 

 

 

 

 

 

 
















 




























































По горизонтали:

  1. Хранилище книг для общего пользования.

  2. Двенадцатая часть года.

  3. Игра на льду с шайбой и клюшками.

  4. Столица России.

  5. Душистая сладкая ягода начала лета.

  6. Командная игра в мяч ногами.

  7. Мера веса, равная 1000 граммам.

По вертикали:

  1. Водоем, специально созданный для плавания.

  2. Спортивная игра в мяч через сетку.

  3. Собрание каких-либо предметов (марок, значков)

  4. Овощ, обычно растущий кочаном.

Ответы (По горизонтали: библиотека, месяц, хоккей, Москва, земляника, футбол, килограмм. По вертикали: бассейн, волейбол, коллекция, капуста) .

- Какое слово у вас получилось? (Маршрут) Дайте определение этому слову.

- Оно важно для нас, мы тоже проложим маршрут нашего полета. Возьмите линейку и карандаш и соедините звезды линиями, начиная от первой звезды.

  

 



- Теперь мы знаем наш путь, вперед к новым открытиям!

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ МАРШРУТА

- Найдите на карте первую звезду, что мы знаем о ней? Эта звезда светит разным светом, она сама загадочная в нашем космическом пространстве. Отгадаем загадки этой звезды, узнаем её название, и она поможет нам продолжить путь.

1 ЗАДАНИЕ

- Перед вами карточки с рисунками, если отгадали, о каких предметах идет речь, то поднимайте 2 карточки.

  1. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

  2. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.

  3. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.

  4. Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг. Любая мода не вечна, не изменюсь лишь я одна: и девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

ОТЕТЫ: очки, ключ, коса, шашки

- Как называют такие слова? (ОМОНИМЫ) Правильно, так называется первая звезда.

- Ура! Первая часть звездного маршрута пройдена. Наши эксперты ЦУПа оценивают ваши ответы, а вы отмечаете это в ваших маршрутных листах.

5. - Впереди новая звезда, и к ней мы направляем свои корабли. Вы узнаете её название, ответив на вопрос

Узнайте слова которые , как родные братья,

Не разорвать их крепкие объятья.

И помни, братья – разные в лицо,

Но всегда обозначают что-то одно. (СИНОНИМЫ)



- Правильно, молодцы! Чтобы продолжить наш полет, необходимо выполнить задание. Пожалуйста, уважаемые эксперты, объясните план работы (Игра «Третье лишнее»).

2 ЗАДАНИЕ

- В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Ураган, дождь, буря

Е) Шалун, тихоня, озорник

- Отправьте в ЦУП свои ответы с помощью кода (Хлопаем в ладоши (по очереди): первое слово «лишнее» – 1 хлопок и т.д.)

- Вот и вторая звезда осталась позади, наш путь лежит к третьей. Только почему так неясны её очертания? Как мы узнаем, правильно ли мы движемся вперед? Слово специалистам ЦУПа.

- Новое задание «Одно словечко на двоих» поможет вам ответить на ваш вопрос, если, конечно, вы с ним справитесь. К двум слова вы подбираете и записываете одно определение. Карточки у вас на столах, приступайте к работе, время не ждет.

3 ЗАДАНИЕ

Ноша 1 горе (тяжелый)



Кольцо 2 колос (золотой)



Человек 3 мороз (сильный)



Враг 4 ветер (злой)



Газета 5 воздух (свежий)

- Если вы правильно отгадали все слова, то поняли, что третья звезда имеет сложное название …. (Метафора, или прямое и переносное значение слова) Оцените свою работу звездами в ваших маршрутных листах.

- Слышите, мне кажется, что двигатели наших кораблей глохнут, надо добавить в них топливо. Нам тоже надо немного «подзарядиться».

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

Раз – все встали, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – наклоны вправо, влево,

А четыре – полетели очень смело.

Пять – глаза прикрыли дружно:

Отдохнуть им тоже нужно.

Шесть – вздохнули глубоко,

Улыбнулись широко.

Семь – спокойно тихо сели,

В путь пора, мы полетели!

- Внимание! Опасность, на пути нашего корабля Черная дыра, чтобы выйти из нее, надо всем командам быстро решить РЕБУСЫ, которые в большом количестве находятся в ней. (Ответы с обратной стороны карточек с ребусами)





-- Поздравляю, вы отлично справились с трудностями и выбрались из Черной дыры.

- Впереди тускло светится странная звезда, она вся завалена камнями (на доске эта звезда закрыта «камнями»).

4 ЗАДАНИЕ

- Нужно быстро разобрать их и разложить в разные корзины, которые у вас на столе. На одной написано «Хорошо», на другой – «Плохо». Попробуйте разобраться с технологией распределения слов. А сотрудники ЦУПа высылают экспертов, которые внимательно проверяют, чтобы «камни» попали в нужные корзины.

Друг, радость, вражда, трудолюбие, враг, зло, лень, ложь, горе, мир, правда, война, добро, дружба.

- Эксперты, вам слово. Оценивают, отмечают в маршрутных листах качество выполнения задания.


- Теперь на этой планете чисто, как же называется она? (Антонимы)

- Посмотрите, следующая звезда отличается от других, у нее много спутников. Как вы думаете, почему?

- А сколько значений имеет слово «звезда»? (Работа с толковым словарем Толковый словарь Ожегова.)

Звезда

  1. Небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка 

  2. Перен. зн.: о выдающемся деятеле искусства, науки.

  3. Верить в свою звезду (перен. : в свое назначение, в свою счастливую судьбу).

  4. Фигура. 

  5. Морская звезда - иглокожее животное.

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные слова)


5 ЗАДАНИЕ

- Специалисты ЦУПа приготовили еще одно задание, они считают, что такая планета заслуживает особого внимания.

- Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля». Заполните кластер.




ЗЕМЛЯ




После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг Солнца. За землю родную пошел воевать. (Почва, суша, планета, страна.)


- Покажите свои кластеры нашим экспертам, а они покажут ваши оценки. Заполните свои маршрутные листы.


- Смотрите, мы приближаемся к планете Лексика, приготовьтесь к высадке. А чем недовольны работники ЦУПа?

- Прежде чем высадиться на планету, вы должны пройти специальный тест-контроль, чтобы доказать ваше право быть гостями на этой планете. Отвечаете, поднимая руку, кто вперед. Эксперты считают количество правильных ответов.


6 ЗАДАНИЕ

  1. Лексика – это …

А) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Б) словарный состав языка.

2. Слова «бежать, мчаться» - это…

А) синонимы

Б) антонимы

3. Слово «кисть» …

А) однозначное

Б) многозначное

4. Слова «жара - холод» - это …

А) синонимы

Б) антонимы

5. Лексическое значение слова разъясняется в …

А) толковых словарях

Б) орфографических словарях


- Вы справились со всеми заданиями и прибыли на планету Лексика, доставив её жителей домой. Вы - гости на планете «Лексика», а в гости принято приходить с подарками.

7 ЗАДАНИЕ

- Но подарок будет необычен: вам нужно написать благодарственное письмо жителям планеты за их работу в речи каждого человека. (Слова-помощники: мир, дружба, красота, богатство, язык, речь, и др.; время работы – 5 минут) (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

- Зачитайте свои выступления. Эксперты оценивают выполнение задания.


5. ИТОГ УРОКА.

- Что же вы приобрели в конце нашего путешествия? (Ответы детей)

- Кажется, что теперь вам все по плечу! Да, вы много узнали, но многое вам еще предстоит узнать. (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам») С разделом «Лексика» мы встретимся с вами еще и в 6 классе, он также будет интересен и познавателен. Каждый раздел науки о языке с каждым годом будет открывать перед вами новые тайны, которые помогут вам обогатить свою речь, сделать её яркой, выразительной, понятной и грамотной.

- Спасибо всем за работу на уроке, я надеюсь, что все, что мы повторили по теме, поможет вам в дальнейшем на уроках русского языка и поможет обогатить ваш словарный запас. А работа в команде укрепит ваши хорошие отношения с одноклассниками, поможет вам работать в коллективе, слушая друг друга, помогая друг другу. Я желаю вам дальнейших успехов!

ПОДСЧЕТ звезд, самооценка.


ДОМАШНЕЕ задание по выбору учащихся:

  1. Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

Скажи: Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И косо посмотрели вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

  1. Описать космическое путешествие к планете Лексика. (сочинение-репортаж)

  2. Составить тест по теме «Лексика» (10-12 заданий)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист


№ задания

Название задания

Оценка

1

2 карточки

2

Игра «Третье лишнее»

3

«Одно словечко на двоих»


4

«Хорошо» – «Плохо»

5

Кластер

6

Тест-контроль

7

Благодарственное письмо




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шкала оценивания:

5 правильных ответов – красная звездочка

4 ответа – зеленая звездочка

3 и менее – синяя звездочка


ПРИЛОЖЕНИЕ 3













9


















8





 

















1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 








 





 










 








 



2

 

 

 

 

 







 




10




 





 




11






?




 




 





 




 






 


3

 

 

 

 

 

 



4

 

 

 

 

 

 






 




 




 





 




 






 




 











6

 

 

 

 

 

 




5

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 










 













 










 













 








7

 

 

 

 

 

 

 

 

 
















 












































ПРИЛОЖЕНИЕ 4


«Третье лишнее»

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Ураган, дождь, буря

Е) Шалун, тихоня, озорник

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Ноша 1 горе (тяжелый)



Кольцо 2 колос (золотой)



Человек 3 мороз (сильный)



Враг 4 ветер (злой)



Газета 5 воздух (свежий)



ПРИЛОЖЕНИЕ 6


друг

вражда

враг

лень

горе

правда

добро

радость

трудолюбие

зло

ложь

мир

война

дружба




ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Кластер.




ЗЕМЛЯ






После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг Солнца. За землю родную пошел воевать.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее