Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
«В гости к солнышку»
Задачи:
1. Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной (светит солнце, появляется травка, листочки, идет дождь).
2. Дать детям представление о повадках птиц и диких животных.
3. Активизировать словарь словами (лучистое, яркое, желтое, жаркое; молодая, густая, зеленая)
4. Воспитывать желание вступать в разговор со взрослым не отвлекаясь от темы.
5. Способствовать повышению эмоционального настроя детей.
Материал:
Дидактическое панно, кукла, магнитофонная запись (шум дождя, пение птиц), изображение птиц, игрушки диких животных, раздаточный материал (лучики, листочки), зонт.
Предварительная работа:
Разучивание потешек «Солнышко», «Дождик-дождик», «Молодой дроздок», «Весняночка», «Наша Маша».
Ход занятия:
В: - Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Какая куколка красивая, нарядная. Как тебя зовут куколка? (Маша). Во что одета Маша?
Д: - На ней шапка, куртка, сапоги…
В: - Нравится вам Машенька?
Д: - Да.
В: - А давайте про Машеньку потешку расскажем:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая!
В: - Маша, а куда ты собралась? (шепчет на ухо: «Я иду весну встречать!»). А ты не боишься, Машенька, одной отправляться в лес? Это может быть опасно! Мои ребята могут дружно позвать весну и она придет к нам в группу. Дети, давайте дружно и громко весняночку позовем!
Весна, весна, красная,
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
Приди весна к нам!
В: - Вот и весняночка в гости к нам пришла! Здравствуй, весна красна! Что это ты с собой принесла? Ребята, весняночка приготовила для нас весеннюю картину, но только дорисовать не успела. Давайте вместе закончим картину и вспомним, что мы знаем о весне! А ты, Машенька, посиди и послушай! Ребята, что на небе весной появляется?
Д: - Солнышко!
В: - А какое солнышко?
Д: - Теплое, яркое, лучистое!
В: - А наше солнышко еще не проснулось и не засеяло в небе. Давайте позовем его дружно и разбудим!
Солнышко яркое, солнышко жаркое,
Выйди солнышко скорей,
Будет деткам веселей!
(Воспитатель выкладывает солнышко на панно) Вот и проснулось наше солнышко! Засияло и стало все вокруг светлым, теплым, радостным, свежим! Чего не хватает нашему солнышку?
Д:- Лучиков!
В: Подарим волшебные добрые лучики, чтобы оно светило и грело еще сильнее!
(Дети крепят лучики на панно)
В: - Как стало тепло, красиво и радостно! Подышим свежим воздухом и позагораем на солнышке! (Проводится дыхательная гимнастика)
В: - А что, ребята, весной на земле появляется?
Д: - Травка!
В: - А какая трава весной?
Д: - Зеленая, мягкая, густая!
(Выставляем траву на панно)
В: – Видишь, Машенька, какая картина красивая получается? Как в весеннем лесу. А кто, ребята, живет в лесу?
Д: - Медведь, лиса, волк, заяц.
В: - А какие это животные?
Д: - Дикие.
В: - Животные в лесу тоже весну встречают! Медведь просыпается, выходит из берлоги, а зайчик меняет шубку. Зимой какая у зайки шубка?
Д: - Белая!
В: - А почему у зайки белая шубка?
Д: Чтобы на белом снегу его не видно было.
В: - А весной какая у зайчика шубка?
Д: - Серая!
В: - Послушайте внимательно мои загадки о животных и попробуйте их отгадать!
- Кто в гости к нам придет первым?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку!
- Кто это, ребята?
Д: - зайчик!
Появляется заяц.
В: - Какой зайчик?
Д: - Маленький, пушистый, мягкий, трусливый, длинноухий!
В: - А где живет зайка?
Д: - под кустиком.
В: Давайте посадим его под кустик, пусть погреется на солнышке!
Д: А сейчас к нам спешит еще один дикий зверь! Отгадайте про него загадку:
Ходит, бродит он в лесу,
И кричит все : «У» да «У»,
В поросятах знает толк,
Лесной житель…
Д: - Серый Волк.
Появляется волк.
В: – Какой волк?
Д: Серый, грубый, голодный!
В: - А где живет волк?
Д: - В логове!
Воспитатель сажает волка на панно.
В: - Послушайте следующую загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это?
Появляется лиса…
В: какая лисичка?
Д: - Хитрая, коварная, рыжая, плутовка…
В: - А где живет лиса?
Д: - В норе!
В: - Давайте посадим ее в норку!
Отгадайте последнюю загадку:
Он большой и косолапый!
Любит лапу он сосать!
Сладкоежка он отменны!
А зимой он любит спать!
Очень любит он реветь,
А зовут его медведь!
Появляется медведь…
В: - Какой медведь.
Д: Бурый, огромный, грубый, косолапый…
В: - А где живет медведь?
Д: - В берлоге…
Д: Но весной, он просыпается и ходит по лесу.
В: - Красивая у нас, ребята, картина получилась: солнышко светит, природа просыпается ото сна, звери веселятся. А всегда ли светит солнышко?
Д: - Нет, иногда идет дождик!
В: А когда идет дождь, это хорошо или плохо?
Д: - Хорошо, потому что растет травка, листочки на деревьях появляются.
В: - Но как же мы под дождиком будем гулять? Что можно взять с собой на прогулку, чтобы укрыться от дождя?
Д: Зонт…
В: - Вот посмотрите, у меня есть большой зонт мы можем отправляться на прогулку, а если пойдет дождик, мы спрячемся под зонтом!
Проводится подвижная игра «Солнце и дождик». Дети произносят слова потешки:
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
В – Вот и перестал лить дождик, снова солнышко засияло на небе! Звери веселятся, радуются, танцуют. Давайте и мы потанцуем!
Пляска «Ты мне, зайка, лапку дай!»
В: - Ребята, что появляется весной на деревьях?
Д: - Листочки
В: - А какие листочки?
Д: - зеленые, красивые, молодые, ароматные, липкие…
В: - А наше деревце совсем голое стоит, грустное, давайте порадуем его и подарим ему весенние листочки!
(Дети крепят листочки на панно). Звучит запись пения птиц.
В: А кто это поет?
Д: - Птички...Это птички радуются солнышку, весне, громко поют и чирикают. Воспитатель крепит птиц на панно!
В: - Что это за птицы прилетели к нам?
Дети называют птиц: голубь, воробей, сорока, ворона.
В: - Дайте и мы вместе с птичками порадуемся весне, споем песенку, потанцуем! Дети хором с воспитателем повторяю слова потешки «Молодой дроздок».
В: - Какая красивая картина у нас получилась! Вам нравится, ребята! А тебе, Машенька? Ребята еще раз расскажем Маше, что бывает весной?
Д: - Весной светит солнышко, появляется травка, зеленые листочки на деревьях, звонко поют птицы!
В: - Оставайся, Машенька, с нами, будем чай пить, пойдем на прогулку, там нас солнышко ждет, прилетят птицы, мы их покормим!