Тема: Теорема Пифагора.
Цели:
Образовательные – Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, показать исторические истоки теоремы, учить учащихся применять полученные знания к решению практических и древних задач ;
Развивающие – развивать внимание учащихся, логическое мышление, математическую речь;
Воспитательные – прививать интерес к геометрии, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручку, самостоятельность.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Оборудование:
мультимедийный проектор
презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point
карточки с заданиями
Пифагорейская головоломка
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Сообщения обучающихся (историческая справка теоремы Пифагора)
4. Решение практических и древних задач
5. Проверочная работа (тест)
6. Пифагорейская головоломка
7. Домашнее задание
8. Итог урока
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент урока: приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).
Сообщение темы урока, цель урока.
2. Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке :
Устная работа.
а) Выполним несколько устных упражнений, которые пригодятся на уроке:
- Вычислите 112 ; 252; 0,42; 202; 122
; ; ; ; ;
Х2 = 144; Х2 = 11
322 – 82 ( применяя формулу сокращенного умножения)
б) формулировка теоремы Пифагора; назвать стороны прямоугольного треугольника, составить формулу для вычисления катета b
в) Работа по готовому чертежу: составить верные равенства , используя теорему Пифагора, вычислить косинусы острых углов
3. Сообщения учащихся .
Экскурс в историю. Знакомство с жизнью и достижениями великого ученого. История открытия теоремы Пифагора. ( ученица - презентация)
Учитель: Популярность теоремы столь велика, что ее доказательства встречаются даже в художественной литературе, например в рассказе английского писателя Хаксли «Юный Архимед». Для тех кто желает больше узнать о Пифагоре, узнать о нем легенды, можно прочитать книгу А.В.Волошинова «Пифагор».
4. Закрепление теоремы Пифагора при решении практических и древних задач
1) Длина участка газопровода от с.Леонидово до с.Гастелло (через с.Тихменево) равно 20 км, а от с.Гастелло до г.Поронайска – 12 км. ( угол г.Поронайска – прямой)
Вычислите:
а) длину участка газопровода между с.Леонидово и г.Поронайск;
б) косинусы острых углов между длинами газопроводов
2) Решение древних задач (ученик) - презентация
5. Проверочная работа (тест). Кто выполнит работу можно предложить задачу на слайде 8.
| ||||||
6. Пифагорейская головоломка. Каждому учащемуся выдается конверт с головоломкой. Из 8 квадратов составить снова квадрат, трапецию, равнобедренный треугольник. 7. Домашнее задание. 1. 2. Составить задачу с применением т.Пифагора 8. Итог урока |