Тема урока: «Имя существительное »
Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Учитель: Прозвенел долгожданный звонок –
Начинается урок! Девиз нашего урока :
- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку!(Учащиеся записывают классная работа и число.)
III. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.
на доске: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух, Род..на.
- прочитайте слова.
- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.
- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)
(убираю слово «жёлтый»)
- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)( Слайд3)
Итак,целью нашего урока будет……(говорят дети)
сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
- А что вы уже знаете об этой части речи?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)
- Ученица нашего класса(Ф.И) приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.
IV. Работа по теме.
Кто знает из каких частей состоит дом?(Слайд6)
- У каждого дома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).
И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)
- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)
- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)
-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.
Классификация существительных
- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)
- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ
Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ
Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ
Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ
Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА
Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА
Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ
Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Подбери ещё названья рек и городов
- Итак, запишите названия рек,, городов в 2 столбика (по 3 слова в каждый)
Реки: Города:
(выслушиваю варианты ответов)
- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)
А на какие две группы можно разделить все слова названия этого этажа? (имёна собственные и нарицательные)
Давайте опять вернёмся к нашим словарным словам
Скажите на какие ещё группы можно разделить эти слова?
( Собственные и нарицательные им.сущ.)
- Что такое Родина? (Ответы детей.)
У каждого человека есть родина большая и маленькая родина .
- Как называется большая Родина? (Российская Федерация.)
Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?
Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.
- Назовите тот город, в котором мы живем ?Республику?
Что обозначает понятие «малая родина». У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя! (и мы сейчас выясним у кого какая Родина)
- ФИЗМИНУТКА. Ученикам заранее было дано задание ,узнать район в котором жили его родители. Учитель кидает каждому ученику в руки мяч, он его ловит и называет свою нацию и свой район ( Например : Камиль (аварец из Ботлихского района)и т. д.
Следующий этаж
Роль существительных в речи и предложении.
Карточки: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).
- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)
- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)
- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)
- Запишите первое предложение с комментированием.
- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)
- Третье предложение пишут по памяти
- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)
- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)
- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.
1. Весной животные любят греться на солнце.
2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.
3. Только не спит в своей берлоге медведь.
(Дети доказывают, что именно третье предложение подходит)
- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).
- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).
- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).
V. Итог. Рефлексия
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения. Процветанье маленькой родины - в наших сильных руках. Из таких маленьких родин складывается одна большая Родина.
VI. Домашнее задание.
VII. Оценивание