Урок русского языка во 2 классе
Цыганкова Т.В.
Тема урока: Что такое имя существительное?
Тип урока: Открытие Нового Знания.
Цели урока:
- формирование общего понятия об имени существительном;
- знакомство с именем существительным как частью речи;
Задачи:
учить различать предмет и слово как часть речи;
учить соотносить вопросы кто? и что?;
показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;
определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;
развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость, наблюдательность, умение работать в сотрудничестве;
Регулятивные УУД :
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД:
научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.
Коммуникативные УУД:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,
научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)
научатся соотносить вопросы Кто? и Что?;
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
Применение нового знания. Развитие умений.
Работа в группах, по рядам. Самостоятельная работа.
Рефлексия. Итог урока.
Д/з.
Ход урока.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, садитесь. Настроились на урок русского языка. Я думаю, у нас сегодня все получится!
II. Актуализация знаний.
- Открыли тетради, проверили свою посадку.
- Посмотрите, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании? (Мм – строчную и заглавную).
- Какие звуки может обозначать эта буква? (м) (м,).
- Что в русском языке пишется с заглавной М?
-А что с маленькой?
- На что вы будете обращать внимание, при написании этих букв? (Высота, наклон, соединение).
- Пропишите эти буквы, самые красивые – подчеркните. (ПИШУТ)
- Запишите число, классная работа.
Двадцатое февраля.
Классная работа.
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Давайте, вспомним, из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений).
А, из чего состоят предложения? (Из слов).
Все слова в русском языке объединяются в группы. Как называются такие группы? (ЧАСТИ РЕЧИ).
Какие названия частей речи вы уже знаете? С ними мы познакомились на прошлом уроке. (сущ, прил, глаг).
Что мы можем узнать про часть речи?
ПЛАН:
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
- Это и есть цель нашего урока. Сегодня мы узнаем:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Что оно обозначает?
А также научимся распознавать ее среди других слов.
IV Открытие нового знания. (ОНЗ)
1. Запишите с красной строки, СЛОВАРЬ:
- Замените одним словом:
1). Единица времени, равная 1/12 части года или диск луны или его часть (МЕСЯЦ)
2). Первый месяц года – (ЯНВАРЬ)
3). Небольшая певчая птичка, сама серая, а грудка – красная. Прилетает к нам с севера, с наступлением зимы. (СНЕГИРЬ)
4). Синоним к слову стужа, холод – (МОРОЗ)
5). Движение воздуха – (ВЕТЕР)
6). Сильный ветер со снегом – (МЕТЕЛЬ)
7). Лесной зверек отряда грызунов, с длинными ушами, сильными задними лапами и пушистым мехом – (ЗАЯЦ)
8). Крупное дикое животное, которое зимой впадает в спячку. – (МЕДВЕДЬ)
- Прочитайте еще раз эти слова, Что вы можете о них сказать? (Это словарные слова, существительные)
- На какие 2 группы можно поделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? И что?)
- Что обозначают эти слова? (предметы, явления, названия животных)
* Ученые после долгих споров условились считать, что главное значение подобных слов – значение предмета. Мы спрашиваем КТО? – о живых существах, ЧТО? – о вещах.
- Откройте стр. 47, прочитаем странички для любознательных.
А В. Даль говорил о существительных – «Все эти предметы существуют, они есть!»
Ф И З М И Н У Т К А
(НА глазки, на внимание)
- Так что же называется именем существительным? (правило, с. 45)
V. Применение нового знания. Развитие умения распознавать имена существительные.
Группировка по лексическому значению.
С. 45, упр. 75. Прочитайте задание. (Работаем на доске 4 человека.)
Люди: (кто?)
Животные (Что?)
Растения (Что?)
Одежда (Что?)
- Проверка по образцу!
- Как мы сейчас учились группировать имена существительные?
(По их лексическому значению)
2. Развитие речи:
- Из данных слов выберите существительные, докажите:
1 ряд: Падают, тихо, снежинки,
2 ряд: в, дети, школа, спешат
3 ряд: встречает, учитель, их
- Составьте из данных слов предложения, запишите их самостоятельно.
Тихо падают снежинки. Дети спешат в школу. Их встречает учитель.
Подчеркните грамматическую основу.
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Какую часть речи мы сегодня на уроке научились распознавать? ( имя существительное)
- Как мы это делали? (по плану.)
-Достигли мы цели урока? (Да)
- О чем мы не знали, а узнали на уроке?
- Для чего нам будут нужны эти знания?
VII. Домашнее задание.
С. 46, упр. 77, правило выучить.
Спасибо за работу!