7
УРОК 38
Тема урока: “Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде”
Дата: 06.12.2106 г.
Обучающийся: Афанасенков Иван
Класс: 9 (УО)
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Цель: закрепить полученные знания по данной теме;
Задачи:
1. Формировать умения и навыки определения рода имён прилагательных.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, самостоятельность; активизировать речевую и мыслительную деятельность.
3. Воспитывать любовь к предмету и к учебной деятельности, чувство патриотизма через интерес к советским мультфильмам.
Оборудование: электронная тетрадь, отрывки из мультфильмов.
Ход урока:
- Как настроение?
- Я надеюсь, что к концу урока оно не испортится, ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-сюрприз. Посмотри на картинку. Что на ней изображено? (Торт)
- Кого ты видишь на торте? (Героев мультфильмов)
- А как ты думаешь, почему я вдруг начала урок с изображения торта, да ещё с мультипликационными героями?
- Может быть, это в честь какого-нибудь праздника?
- Да, в этом году студия “Союзмультфильм” отмечает своё 80-летие.
- Наш урок будет посвящён этой теме. Каких героев советских мультфильмов ты знаешь и любишь?
Задание 1.
- Ответь, про кого из героев мы можем так сказать:
Толстый, подвижный, смешной - Карлсон.
Весёлый, забавный, косолапый - Винни-Пух
Серый, злой, голодный - Волк
Глупый, непоседливый, любопытный - Незнайка.
Длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
Зелёный, большой, добрый - Крокодил Гена.
Лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
Красивая, нарядная, воспитанная - Мальвина.
- Как называются слова, которые мне помогли описать этих героев? (Прилагательные)
- Скажи, какой же будет тема нашего урока, о чём будем говорить? (“Имя прилагательное”)
- Правильно. Мы продолжим изучать эту интересную часть речи.
- Давай вспомним, что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? какая? какое? какие?)
- От какого слова зависят имена прилагательные? (От имени существительного)
- Как ты понимаешь “прилагательные зависят от существительных”? (Стоят в том же числе и роде, что и существительные)
- Ну что ж, продолжим работу по изучению имени прилагательного. А помогут нам в этом герои мультфильмов. Послушай и скажи, кто придёт к нам первым.
https://www.youtube.com/watch?v=TCvxXvlCTbY - м/ф “Винни-Пух” (с 0.48 до 1.01)
Задание 2.
- Мультфильм “Винни-Пух и все-все-все” был выпущен в 1969 году. Автор сценария Борис Заходер и Фёдор Хитрук. С озвучкой мишки возникли трудности. Как вспоминал режиссёр картины Фёдор Хитрук, при подборе актёров для озвучивания главных героев мультфильмов о Винни-Пухе возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали Евгения Леонова,
но его голос также не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор Георгий Мартынюк неожиданно предложил немного ускорить голос быстрой перемоткой плёнки - результат оказался замечательным. Голос попал точно в персонажа. Тот же приём использовали для других героев мультфильма.
- Винни-Пуху нужна твоя помощь - он принёс картинки. Посмотри на них и скажи, про какие предметы можно сказать мой? моя? моё?
- Запиши слова в таблицу.
Мой | Моя | Моё |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- Как одним словом назвать все слова, которые мы записали в таблицу? (Слова-предметы или имена существительные)
- Что мы определяли у имён существительных? (Род)
- Подбери к двум любым существительным прилагательные. Определи их род.
- У имён прилагательных тот же род, что и существительных? (Да)
- Почему? (Прилагательные имеют тот же род, что и существительные)
Физкультминутка.
- Давай отдохнём. Угадай, с кем ты будешь отдыхать.
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажи мне, как?
(Матроскин из м/ф “Трое из Простоквашино”)
- Мультфильм впервые вышел на экран в 1978 году. Автор сценария Эдуард Успенский. Озвучивал Матроскина Олег Табаков (остальных Валентина Талызина, Борис Новиков, Лев Дуров...).
- В опросе, проведённом фондом “Общественное мнение” среди жителей России, трилогия «Трое из Простоквашино» поделил третье место с анимационным фильмом «Шрек», второе место занял мультфильм “Маша и Медведь”, 1 место - мультфильм “Ну погоди!”
-Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то Матроскин предложил провести игру “Покажи”. Я буду называть прилагательные, а ты будешь показывать их с помощью действий. Например, морской - изобразить руками волны.
Высокий, низкий, широкий, узкий, крылатый, плавательный.
Задание 3.
- Третье задание тебе предложит наш следующий гость. Чтобы узнать, кто он, посмотри мультфильм.
https://www.youtube.com/watch?v=TZTjr-DN9xY - м/ф “Малыш и Карлсон” (с 3.23 до 3.52)
- Мультфильм “Малыш и Карлсон” был создан в 1968. Автор сценария Борис Ларин. Малыша озвучивала Клара Румянова, а Карлсона - Василий Ливанов.
- И здесь озвучить Карлсона помог случай. На его озвучку тоже пробовались многие актёры. А Василий Ливанов часто заходил в группу, в шахматы играл. Сценарист ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Василий Ливанов говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось.
http://learningapps.org/1469208 - упражнение в определении рода прилагательных
Подведение итогов урока.
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств разных - знай.
Себе любое выбирай!
- Итак, над какой частью речи мы сегодня работали? (Над именем прилагательным)
- А что мы определяли у прилагательных? (Род)
- Какое слово нам помогает определить женский род? (Моя)
- Кто помогал нам сегодня на уроке?
- Сколько лет исполняется студии “Союзмультфильм”? (80)
- Тебе было интересно?
- А как ты работал на уроке? Оцени свою работу.
У меня получилось ____
Я смог ____
Я допускал ошибки, когда _____
За урок я бы себе поставил ___
- И героям очень понравилось заниматься вместе с тобой. Они решили подарить тебе воздушные шарики.
- Герои “Союзмультфильма” прощаются с тобой!