«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Что такое склонение имен существительных

Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое имя существительное"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Что такое склонение имён существительных?

Цель: способствовать ознакомлению с понятием «изменение слова по падежам» (склонение); содействовать развитию умения решать проблемные задачи, создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, способом определения их у имён существительных в предложении; развивать орфографическую зоркость; воспитывать умение работать в парах, группах, коллективно; прививать умение аргументировать свои ответы; воспитывать аккуратность в работе.

Задачи: формировать умение детей определять склонение и падеж имен существительных; развивать умение выражать свои мысли в устной форме; обогащение словарного запаса.

Тип урока: изучения новой темы.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач; формирование положительной мотивации учения , познавательной активности.

Регулятивные:  определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действий, определение и формулирование задач урока, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей ..

Познавательные:  структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, овладение умениями ориентироваться в учебнике,  делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме; совершенствование умения работать в паре , группе; развитие умения договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.


Ход урока:

  1. Оргмомент

Закройте глаза и представьте ту оценку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Возьмите дневник, прошепчите ему эту оценку.

Указательным и средним пальцем «идут» друг к другу и говорят: «Если что, я тебе помогу».

Мы совершили магический ритуал, надеюсь, что ваши желания исполнятся!

Присаживайтесь на свои места. Открываем тетради и записываем число.

  1. Актуализация знаний

- Скажите, какую часть речи мы сейчас с вами изучаем?

Вспомним, что вы знаете об имени существительном, как части речи в форме игры «верно», «неверно».

  1. Верно ли, что сущ. называет предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

  2. -Верно ли, что сущ. может называть признак предмета?

3. -Верно ли, что сущ. изменяется по родам.

4. -Верно ли, что сущ. не изменяются по числам.

5. -Верно ли, что в предложении сущ. может быть подлежащим,

6. - Верно ли, что в предложении сущ. может быть и второстепенным членом предложения.

- Хорошо молодцы!

-А что вы знаете о роде имен существительных? Запишите на листочки по 2 существительных каждого рода и прикрепите на доске.

-Что знаете о написании Ь в именах существительных после шипящих?

  1. Введение нового материала

- Представьте, что недавно в Карагу приезжал один иностранец, родом он из Италии. После поездки он отправил мне письмо. Давайте его прочитаем. (листок желтого цвета)


Здравствуйте! Я не могу забыть Карага. Я помню, как я гулял по Карага. Карага можно гордиться. Я часто думаю о Карага. Шлю привет из Италии, твой друг Густаво.


- Есть ли в письме ошибки? (Да, в слове Карага).

- Как исправить эти ошибки, что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова Карага.)

- С помощью чего мы будем менять форму слова? (С помощью вопросов)

(изменение слова по вопросам)

- Для чего изменяется окончание? ( Для связи слов в предложении.)

- Кто из вас может определить тему урока? (Изменять окончание существительных по вопросу)

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово? Тогда отгадайте его.

Я загадала слово из 9 букв. И у меня есть слова подсказки.

Первая подсказка – загадка.

У него большие уши,
Как гора, огромен он.
Равных нет ему на суше:
Он по весу – чемпион! (СЛОН)

В нашем загаданном слове есть это слово, но между 1 и 2 буквой есть ещё одна буква и угадать её поможет картинка.

(Отгадывают слово СКЛОН)

А теперь добавим суффикс «ен» и окончание «ие»

На с. 36 прочитайте правило. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.

- Так какая же тема нашего урока? (Склонение имён существительных.)

- Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.


  1. Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 36 упр.64.

- Прочитайте текст.

- Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)

- Выпишите слово сосна вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному. Выделите окончания.

- На с.37 прочитайте сведения о языке.

- Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их. (В русском языке 6 падежей. Именительный, родительный, дательный, винительный творительный, предложный)

Сказка о падежах

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.


- Рассмотрите таблицу склонения имен сущ-х. Ответьте на вопросы: В каких падежах есть одинаковый вопросы?

  1. Сколько падежей в русском языке?

  2. В каком падеже есть предлог?

  3. Какие имена сущ-е изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?

  4. Какие имена сущ-е изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?


-Сейчас мы с вами  попробуем просклонять (изменить по падежам) несколько словне забывая выделять окончание.   Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят.

Склонение слов волк, школа

  1. Задания с диска для повторения и физминутки

   - Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.)

- Вот, таким образом, склоняются имена существительные. Запишите домашнее задание (Упр. 66, выучить таблицу с. 37)

VI. Рефлексия

Прежде чем закончится урок, мне бы хотелось, что бы вы закончили следующие предложения:

1.Сегодня на уроке я узнал….

2.На уроке мне было интересно….

3.На уроке мне было трудно…

4. У меня получилось…

5. Мне понравилось….

6. Мне захотелось….


  1. Итоги урока

- Что такое склонение имен существительных?

- Сколько падежей им.сущ-х в русском языке?

- Назовите названия падежей и падежные вопросы к ним.



Повторим падежные вопросы, используя жесты:

Именительный

есть

Кивните головой

Родительный

нет

Помотайте головой вправо-влево

Дательный

дать

Протяните ручки вперед

Винительный

вижу

Жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль

Творительный

доволен

Погладьте животик, как после вкусного обеда

Предложный

думаю

Прикоснитесь указательным пальцем ко лбу, как будто думаете


Иван Родил Девчёнку, Велел Тащить Пелёнку.



Просклонять имена существительные


И.п. (кто?что?) мама, пенал

Р.п. (кого?чего?)_________________, _______________________

Д.п. (кому?чему?)________________, _______________________

В.п. (кого?что?)__________________, _______________________

Т.п. (кем?чем?)__________________, ________________________

П.п. (о ком? о чём?)___________________, ______________________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее