Тема: Что такое склонение имён существительных?
Цель: способствовать ознакомлению с понятием «изменение слова по падежам» (склонение); содействовать развитию умения решать проблемные задачи, создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, способом определения их у имён существительных в предложении; развивать орфографическую зоркость; воспитывать умение работать в парах, группах, коллективно; прививать умение аргументировать свои ответы; воспитывать аккуратность в работе.
Задачи: формировать умение детей определять склонение и падеж имен существительных; развивать умение выражать свои мысли в устной форме; обогащение словарного запаса.
Тип урока: изучения новой темы.
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач; формирование положительной мотивации учения , познавательной активности.
Регулятивные: определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действий, определение и формулирование задач урока, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей ..
Познавательные: структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, овладение умениями ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме; совершенствование умения работать в паре , группе; развитие умения договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Ход урока:
Оргмомент
Закройте глаза и представьте ту оценку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Возьмите дневник, прошепчите ему эту оценку.
Указательным и средним пальцем «идут» друг к другу и говорят: «Если что, я тебе помогу».
Мы совершили магический ритуал, надеюсь, что ваши желания исполнятся!
Присаживайтесь на свои места. Открываем тетради и записываем число.
Актуализация знаний
- Скажите, какую часть речи мы сейчас с вами изучаем?
Вспомним, что вы знаете об имени существительном, как части речи в форме игры «верно», «неверно».
Верно ли, что сущ. называет предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
-Верно ли, что сущ. может называть признак предмета?
3. -Верно ли, что сущ. изменяется по родам.
4. -Верно ли, что сущ. не изменяются по числам.
5. -Верно ли, что в предложении сущ. может быть подлежащим,
6. - Верно ли, что в предложении сущ. может быть и второстепенным членом предложения.
- Хорошо молодцы!
-А что вы знаете о роде имен существительных? Запишите на листочки по 2 существительных каждого рода и прикрепите на доске.
-Что знаете о написании Ь в именах существительных после шипящих?
Введение нового материала
- Представьте, что недавно в Карагу приезжал один иностранец, родом он из Италии. После поездки он отправил мне письмо. Давайте его прочитаем. (листок желтого цвета)
Здравствуйте! Я не могу забыть Карага. Я помню, как я гулял по Карага. Карага можно гордиться. Я часто думаю о Карага. Шлю привет из Италии, твой друг Густаво.
- Есть ли в письме ошибки? (Да, в слове Карага).
- Как исправить эти ошибки, что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова Карага.)
- С помощью чего мы будем менять форму слова? (С помощью вопросов)
(изменение слова по вопросам)
- Для чего изменяется окончание? ( Для связи слов в предложении.)
- Кто из вас может определить тему урока? (Изменять окончание существительных по вопросу)
- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово? Тогда отгадайте его.
Я загадала слово из 9 букв. И у меня есть слова подсказки.
Первая подсказка – загадка.
У него большие уши,
Как гора, огромен он.
Равных нет ему на суше:
Он по весу – чемпион! (СЛОН)
В нашем загаданном слове есть это слово, но между 1 и 2 буквой есть ещё одна буква и угадать её поможет картинка.
(Отгадывают слово СКЛОН)
А теперь добавим суффикс «ен» и окончание «ие»
На с. 36 прочитайте правило. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.
- Так какая же тема нашего урока? (Склонение имён существительных.)
- Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 36 упр.64.
- Прочитайте текст.
- Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)
- Выпишите слово сосна вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному. Выделите окончания.
- На с.37 прочитайте сведения о языке.
- Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их. (В русском языке 6 падежей. Именительный, родительный, дательный, винительный творительный, предложный)
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- Рассмотрите таблицу склонения имен сущ-х. Ответьте на вопросы: В каких падежах есть одинаковый вопросы?
Сколько падежей в русском языке?
В каком падеже есть предлог?
Какие имена сущ-е изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?
Какие имена сущ-е изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?
-Сейчас мы с вами попробуем просклонять (изменить по падежам) несколько слов, не забывая выделять окончание. Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят.
Склонение слов волк, школа
Задания с диска для повторения и физминутки
- Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.)
- Вот, таким образом, склоняются имена существительные. Запишите домашнее задание (Упр. 66, выучить таблицу с. 37)
VI. Рефлексия
Прежде чем закончится урок, мне бы хотелось, что бы вы закончили следующие предложения:
1.Сегодня на уроке я узнал….
2.На уроке мне было интересно….
3.На уроке мне было трудно…
4. У меня получилось…
5. Мне понравилось….
6. Мне захотелось….
Итоги урока
- Что такое склонение имен существительных?
- Сколько падежей им.сущ-х в русском языке?
- Назовите названия падежей и падежные вопросы к ним.
Повторим падежные вопросы, используя жесты:
Именительный | есть | Кивните головой |
Родительный | нет | Помотайте головой вправо-влево |
Дательный | дать | Протяните ручки вперед |
Винительный | вижу | Жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль |
Творительный | доволен | Погладьте животик, как после вкусного обеда |
Предложный | думаю | Прикоснитесь указательным пальцем ко лбу, как будто думаете |
Иван Родил Девчёнку, Велел Тащить Пелёнку.
Просклонять имена существительные
И.п. (кто?что?) мама, пенал
Р.п. (кого?чего?)_________________, _______________________
Д.п. (кому?чему?)________________, _______________________
В.п. (кого?что?)__________________, _______________________
Т.п. (кем?чем?)__________________, ________________________
П.п. (о ком? о чём?)___________________, ______________________