«Зимний фестиваль знаний 2025»

План-конспект урока в 5 классе «Имя существительное как часть речи»

План-конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему "Имя существительное как часть речи"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока-объяснения в 5 классе по теме:

«Имя существительное как часть речи»

Тема: Имя существительное как часть речи

Класс: 5

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Цели:

обучающие: - расширить знания учащихся об имени существительном: познакомить со значением имени существительного, выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль;

- формировать навыки определения морфологических признаков имен существительных;

развивающие: - развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

- развивать внимание, логическое мышление;

воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к русскому языку, интерес к предмету;

- формировать культуру интеллектуального труда, умение работать с учебником.

Литература:

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс/ под ред. О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2007

  2. Программа «Русский язык» 5-9 класс (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.). – М.: Дрофа, 2000.

  3. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1998.

План урока

I Организационный момент (1 мин.)

II Актуализация знаний (5 мин.)

III Объяснение нового материала (13 мин.)

IV Закрепление (10 -15 мин.)

V Выводы, итоги (2 мин.)

VI Информирование о домашнем задании. Комментирование оценок (5 мин.)

ХОД УРОКА

Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский 

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть сегодня. Но прежде чем приступить к объяснению нового материала, я хочу у вас спросить: на месте ли ваши тетради, ручки, учебники? Готовы?

Ученики: Да!

II Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика». Ответьте, пожалуйста, что изучает этот раздел?

Ученик: « Морфемика» - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

Учитель: Сегодня мы переходим к изучению раздела «Морфология». Ребята, кто-нибудь из вас знает, что изучает этот раздел?

Ученик: «Морфология» - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Учитель: Сейчас мы с вами повторим изученный вами в начальных классах материал – «Самостоятельные и служебные части речи». Итак, ребята, какие части речи называют самостоятельными, а какие служебными?

Ученик: Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные части речи являются членами предложения. Например, имя существительное , имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Ученик:  Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Служебные части речи не являются членами предложения. Например, предлог, союзы, частицы, междометия.

Учитель: Правильно.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? 

Ученик: Эта часть речи – имя существительное.

Учитель: Правильно, это имя существительное. Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский. 
Учитель: Запишите эпиграф в тетрадь. Напоминаю, что эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части (в нашем случае -уроку ) и характеризующая его основную идею.

Учитель: Объясните значение слова "хлеб" (Хлеб всему голова). Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Ученик: Имя существительное в языке и речи, так же важно, как и хлеб для стола.

Учитель: Да, верно. Хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба - признак крайней нужды и бедности. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них речь и язык невозможно - как и стол без хлеба. (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

Учитель: Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока (Имя существительное как часть речи). С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Вспомните, что такое имя существительное? Какие грамматические признаки имеет имя существительное? Приведите примеры.

Ученик: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Например, кто? - мальчик, что? – стул.

Ученик: Имена существительные относятся к мужскому, среднему, женскому роду, изменяются по падежам и числам. Например, мальчик – мужской род, единственное число и именительный падеж.

Учитель: А сейчас для того, чтобы вспомнить, каким членом предложения может быть имя существительное, рассмотрим несколько примеров. Запишите несколько предложений в тетради. Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях:

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Подлежащее, дополнение, обстоятельство).

Учитель: Итак, ребята, кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ученик: Повторять, что такое имя существительное, какие грамматические признаки оно имеет и какими членами предложения является.

4.Закрепление изученного материала.

Учитель: Откройте учебники на странице 46. Внимательно прочитайте правило. Как вы думаете, мы правильно дали определение имени существительному?

Учитель: Для того, чтобы закрепить нашу тему, мы выполним в тетрадях упражнение 473.

Выполнение упражнения 473.

Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили, как правильно определять грамматические признаки существительных, мы проведем следующую работу. Сейчас мы запишем словосочетания, найдем в них имена существительные, определим их род, число и падеж (работа по цепочке):

зеленые листочки, об интересном фильме, красивое озеро, чистые пруды, радоваться хорошему началу, хорошее отношение, играть в игры, поощрять победителей.

5. Итоги, выводы.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучали имена существительные как часть речи. Ребята, сделайте выводы, начиная со слов, записанных на доске :

- Сегодня на уроке мы познакомились с …

- Научились …

- Мне понравилось выполнять …

Ребята, вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, это утверждение верно?

6. Информирование о домашнем задании. Комментирование оценок.

Дома вы выучите определение имени существительного, выполните упражнение 475. Пользуясь толковым словарем, запишите лексические значения данных слов. В записанных предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены? Обозначьте сокращенно падежи существительных. Объясните постановку тире.

Образец. Живописец художник , воспроизводящий предметы и явления действительности с помощью красок.

Учитель: Сегодня на уроке активно работали … , они получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы… , вам ставим оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее