Конспект урока-объяснения в 5 классе по теме:
«Имя существительное как часть речи»
Тема: Имя существительное как часть речи
Класс: 5
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цели:
обучающие: - расширить знания учащихся об имени существительном: познакомить со значением имени существительного, выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль;
- формировать навыки определения морфологических признаков имен существительных;
развивающие: - развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
- развивать внимание, логическое мышление;
воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к русскому языку, интерес к предмету;
- формировать культуру интеллектуального труда, умение работать с учебником.
Литература:
Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс/ под ред. О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2007
Программа «Русский язык» 5-9 класс (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.). – М.: Дрофа, 2000.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1998.
План урока
I Организационный момент (1 мин.)
II Актуализация знаний (5 мин.)
III Объяснение нового материала (13 мин.)
IV Закрепление (10 -15 мин.)
V Выводы, итоги (2 мин.)
VI Информирование о домашнем задании. Комментирование оценок (5 мин.)
ХОД УРОКА
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
I Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть сегодня. Но прежде чем приступить к объяснению нового материала, я хочу у вас спросить: на месте ли ваши тетради, ручки, учебники? Готовы?
Ученики: Да!
II Актуализация знаний
Учитель: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика». Ответьте, пожалуйста, что изучает этот раздел?
Ученик: « Морфемика» - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.
Учитель: Сегодня мы переходим к изучению раздела «Морфология». Ребята, кто-нибудь из вас знает, что изучает этот раздел?
Ученик: «Морфология» - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Учитель: Сейчас мы с вами повторим изученный вами в начальных классах материал – «Самостоятельные и служебные части речи». Итак, ребята, какие части речи называют самостоятельными, а какие служебными?
Ученик: Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные части речи являются членами предложения. Например, имя существительное , имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Ученик: Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Служебные части речи не являются членами предложения. Например, предлог, союзы, частицы, междометия.
Учитель: Правильно.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
Ученик: Эта часть речи – имя существительное.
Учитель: Правильно, это имя существительное. Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский.
Учитель: Запишите эпиграф в тетрадь. Напоминаю, что эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части (в нашем случае -уроку ) и характеризующая его основную идею.
Учитель: Объясните значение слова "хлеб" (Хлеб всему голова). Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.
Ученик: Имя существительное в языке и речи, так же важно, как и хлеб для стола.
Учитель: Да, верно. Хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба - признак крайней нужды и бедности. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них речь и язык невозможно - как и стол без хлеба. (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
Учитель: Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока (Имя существительное как часть речи). С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Вспомните, что такое имя существительное? Какие грамматические признаки имеет имя существительное? Приведите примеры.
Ученик: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Например, кто? - мальчик, что? – стул.
Ученик: Имена существительные относятся к мужскому, среднему, женскому роду, изменяются по падежам и числам. Например, мальчик – мужской род, единственное число и именительный падеж.
Учитель: А сейчас для того, чтобы вспомнить, каким членом предложения может быть имя существительное, рассмотрим несколько примеров. Запишите несколько предложений в тетради. Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях:
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Подлежащее, дополнение, обстоятельство).
Учитель: Итак, ребята, кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ученик: Повторять, что такое имя существительное, какие грамматические признаки оно имеет и какими членами предложения является.
4.Закрепление изученного материала.
Учитель: Откройте учебники на странице 46. Внимательно прочитайте правило. Как вы думаете, мы правильно дали определение имени существительному?
Учитель: Для того, чтобы закрепить нашу тему, мы выполним в тетрадях упражнение 473.
Выполнение упражнения 473.
Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили, как правильно определять грамматические признаки существительных, мы проведем следующую работу. Сейчас мы запишем словосочетания, найдем в них имена существительные, определим их род, число и падеж (работа по цепочке):
зеленые листочки, об интересном фильме, красивое озеро, чистые пруды, радоваться хорошему началу, хорошее отношение, играть в игры, поощрять победителей.
5. Итоги, выводы.
Учитель: Сегодня на уроке мы изучали имена существительные как часть речи. Ребята, сделайте выводы, начиная со слов, записанных на доске :
- Сегодня на уроке мы познакомились с …
- Научились …
- Мне понравилось выполнять …
Ребята, вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, это утверждение верно?
6. Информирование о домашнем задании. Комментирование оценок.
Дома вы выучите определение имени существительного, выполните упражнение 475. Пользуясь толковым словарем, запишите лексические значения данных слов. В записанных предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены? Обозначьте сокращенно падежи существительных. Объясните постановку тире.
Образец. Живописец – художник , воспроизводящий предметы и явления действительности с помощью красок.
Учитель: Сегодня на уроке активно работали … , они получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы… , вам ставим оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.