1
Конспект по курсу Окружающий мир
Предмет: Окружающий мир. 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Насекомые леса.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: формирование целостного представления о насекомых леса.
Задачи:
Образовательные: расширить знания об отличительных признаках насекомых и местах их обитания, о значении насекомых в природе.
Развивающие: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, и интерес к окружающему миру.
Средства обучения: учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть (авт. Н.Ф.Виноградова), видеоролик «Звуки леса», листы для составления памяток.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Орг.момент | Сегодня наш урок пройдет под девизом: «Слушай! Наблюдай! Запоминай! Изучай! Делай выводы!» |
| Личностные (интерес к учебному материалу) |
Актуализация знаний и постановка цели урока | - А теперь сядьте удобно и представьте себя в лесу. Послушайте звуки леса и понаблюдайте за лесными жителями. (Видеоролик «Звуки леса») - Что интересного вы заметили и услышали в лесу?
- Молодцы, вы очень наблюдательны. А теперь, зарядка для ума: 1. А верите ли вы, что не все птицы умеют летать? 2. А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу? 3. А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? 4. А верите ли вы, что незнакомые грибы опасны? 5. А верите ли вы, что лес многоэтажный дом? 6. А верите ли вы, что природа может существовать без животных? 7. А верите ли вы, что растения могут нас лечить? 8. А верите ли вы, что паук это насекомое? - Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? - Верно. Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием животного мира - насекомыми и найдете ответ на главный вопрос урока: Как отличить насекомых от других животных? - Ребята, откуда мы можем получить ответ-информацию на вопрос урока?
- Чтобы узнать как можно больше о насекомых, я предлагаю составить план работы. Какие вопросы нас интересуют? - Вопросов очень много, поэтому мы с вами постараемся узнать как можно больше, разделимся на группы, выполним задания и обратимся к той информации, которую нам предлагает учебник. |
- Голос кукушки, стук дятла, жужжание пчел, стрекотание кузнечика.
1. Да
2. Да
3. Да
4. Да
5. Да
6. Нет
7. Да
8. Да-нет
- О насекомых.
- Вспомнить свои наблюдения, спросить, найти в журналах, интернете, увидеть по телевизору, узнать на уроке и тп. 1. Почему насекомых так назвали? 2. Сколько ног у насекомых? 3. Где могут жить насекомые? | Личностные (интерес к изучению окружающего мира)
Регулятивные (выполнять учебные действия в устной речи)
Коммуникативные (уметь договариваться, приходить к общему решению) |
Первичное усвоение новых знаний | - Каждая группа получила свой вопрос, на который она будет искать ответ и текст, в котором есть этот ответ. | 1) Почему насекомых так назвали? Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно насечено. У всех насекомых есть брюшко, грудь, голова, ноги. 2) Знакомство с количеством ног у насекомых. Насекомых не зря называют шестиногими. У всех насекомых по шесть ног, если больше или меньше, а может и вовсе нет, то это не насекомое. 3) Где могут жить насекомые? Насекомые - самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать, бегать. | Коммуникативные (Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы)
Познавательные (воспринимать смысл познавательного текста; осуществлять синтез как составление целого из частей)
Регулятивные (принимать роль в учебном сотрудничестве)
|
Физминутка | Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. Ты летай как бабочка, Крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка, Ты ко мне спеши. | Встают с места, улыбаются друг другу, потягиваются. Имитация умывания. Кружатся на месте. Наклоняются и приседают. Взмахи руками. Взмахи руками на носочках движения по кругу, вперед, назад. Возвращаются на свои места. | Личностные (профилактика ЗОЖ) |
Первичное усвоение новых знаний | Работа в учебнике - Чтение текста «Муравьи-друзья леса» (с.77-78) - Что вы узнали? О чем нам хотел сказать автор учебника? - И какова же жизнь у муравьев? Чем они занимаются? - Рассмотри рисунок муравейника (с.77), прочитай надписи. Попробуйте по иллюстрации рассказать о жизни муравьев. - Рассмотрите иллюстрацию (с.78). Как вы думаете, почему жуки так называются? - Давайте, прочитаем информацию в учебнике и сравним ваши предположения с мнением автора. - Как вы считаете, насекомые – друзья и вредители леса? - Какие? Давайте прочитаем.
|
- Он хотел нам рассказать о жизни муравьев. Из текста вычитать предложения.
Предположения детей.
Предположения детей.
Чтение текста и сравнение.
- Друзья, но есть и вредители. - Черный сосновый усач, жук короед. | Регулятивные (самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи)
Познавательные (умение обобщать) |
Первичная проверка понимания и закрепление изученного | - Рассмотри рисунки на с.79-80. Чем вредит лесу такое поведение? - Давайте составим памятку «Правила поведения в лесу».
РТ №11 и №15. Соединить стрелками описание и название насекомых. Верны ли утверждения. | Ответы детей.
1. Не шумите в лесу. 2. Не трогать ядовитые растения. 3. Не рвите лесные цветы. 4. Будьте осторожны с огнём, не разводите костёр без присмотра, перед уходом тщательно залейте его водой или засыпьте землёй. Не поджигайте сухую траву. 5. Не ломайте в лесу деревья и кустарники. 6. Не сорите в лесу. 7. Птицы – крылатая защита лесов. Не трогайте птичьи гнёзда. 8. Не разрушайте муравейники. 9. Бережно относитесь к полезным насекомым. 10. Старайтесь ходить по тропинкам, не вытаптывая растений.
Выполнение заданий в рабочей тетради. |
|
Рефлексия и домашнее задание | - Какую тему мы с вами сейчас разобрали? - Для чего лесу нужны насекомые? - Дайте ответ на главный вопрос урока: Как отличить насекомых от других животных? - Где эти знания пригодятся вам в жизни? Д/з – составить рассказ о несуществующем животном | - Насекомые леса.
- Для полноценной жизни леса.
Ответы детей. | Регулятивные (формировать собствен. мнение и позицию) |