Урок. Окружающий мир 4 класс
Тема «Карта - наш экскурсовод»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: дать представление о физической карте, условных значениях, масштабе; познакомить с видами поверхности России; формировать умения, связанные с чтением карты.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику; работать с текстом учебника; обозначать на контурной карте изученные природные объекты.
Формировать УУД:
познавательные
-сравнивать физическую и контурную карты, объяснять разницу;
регулятивные
-формулировать тему урока;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
коммуникативные
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;
Оборудование: физическая карта России, толковый словарь,
Ход урока
I Организационный момент
Дети хором: Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II Актуализация знаний
Работа по учебнику
- Прочитайте на с. 49 тему нового раздела .
- Как вы понимаете значение словосочетания? (Мы будем путешествовать по нашей
стране.)
- Чем отличаются наши путешествия в прошлом разделе от этих путешествий? (Мы узнавали
о том, какие народы проживают в России, какой у них язык, какие традиции)
- Прочитайте, что мы узнаем и чему будем учиться, изучая этот раздел.
III Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя. {Карта.)
(Учитель вывешивает на доску карту России.)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
Прочитайте на с. 50 тему урока.
Как вы ее понимаете?
(Определение можно найти в словаре)
- Что такое карта? (Карта — чертеж какой-либо части земли, моря, неба.)
- Кто такой экскурсовод? (Специалист по проведению экскурсий)
- Что означает наша тема? (Путешествуя по России нашим экскурсоводом станет карта)
IV Работа по теме урока
- Какие еще виды карт вы знаете? (Карта полезных ископаемых, политическая, карта
климата, карта полушарий, карта дорог и т. д.)
- Как называется карта, которая на доске?(Физическая)
- Что это за карта? (На которой изображены природные объекты: реки, озера, горы)
- Что надо уметь , чтобы путешествовать по карте? (Для того чтобы путешествовать по
карте, надо научиться её читать.)
- Что значит читать карту? (Не только читать надписи на ней, но и понимать и особый
язык карты - условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.)
- Работая в парах, рассмотрите карту, условные обозначения. (См. с.50- 51.)
Практическая работа
- Как на карте определить стороны света?
(Север на картах всегда обозначается вверху, юг внизу, слева запад, восток справа)
- Назовите моря, омывающие нашу страну . (Баренцево Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское ,Берингово, Охотское, Чёрное, Каспийское, Балтийское.)
- А теперь покажите на карте:
города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;
реки: Дон, Колыму, Лену, Обь;
горы: Уральские, Алтайские;
болота Западно-Сибирской равнины;
границу нашей страны;
острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.
(Учащиеся показывают природные объекты на настенной карте, пользуясь условными обозначениями.)
Физкультминутка
песня «Моя Россия»
VI Закрепление изученного материала
- Попробуйте рассказать о нашей стране по карте. О чем вы будете рассказывать?
(составление плана)
Работа по учебнику
(Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 52-53, готовят выступление по плану)
- На каком материке находится Россия?
- Где проходит граница между Европой и Азией?
- Сколько океанов омывает территорию России?
- Как обозначаются на карте равнины, горы?
- Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное в России.
- Какие полезные ископаемые скрыты в недрах страны?
(выступление детей)
VII Подведение итогов урока.
Прием «Сюрприз»
VIII Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
IX Домашнее задание
Написать сочинение про Россию, выбрав один из типов текста (описание, повествование, рассуждение)
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
Сегодня на уроке я узнал |
|
Меня удивило |
|
Мне захотелось |
|
На каком материке находится Россия?
Где проходит граница между Европой и Азией?
Сколько океанов омывает территорию России?
Как обозначаются на карте равнины, горы?
Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное в России.
Какие полезные ископаемые скрыты в недрах страны?
На каком материке находится Россия?
Где проходит граница между Европой и Азией?
Сколько океанов омывает территорию России?
Как обозначаются на карте равнины, горы?
Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное в России.
Какие полезные ископаемые скрыты в недрах страны?
На каком материке находится Россия?
Где проходит граница между Европой и Азией?
Сколько океанов омывает территорию России?
Как обозначаются на карте равнины, горы?
Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное в России.
Какие полезные ископаемые скрыты в недрах страны?
9