«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество".

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Откуда в наш дом приходит электричество".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Учитель начальных классов: 

Чернышева Ирина Витальевна

Место работы, должность: 

МОУ Иванковская СОШ

Класс: 

1 класс

Предмет: 

Окружающий мир

Краткое описание: 

Урок «открытия» нового знания






Тема:   "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Цели: учащиеся должны раскрыть роль электричества в быту,

сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом,

познакомиться  с правилами безопасного обращения с электроприборами;

Задачи:

Углубить и расширить знания  детей и привести их в систему.  

Развивать  речь, мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы.

воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Воспитывать ответственность за собственное здоровье

Тип урока:  урок открытия нового знания

Форма проведения: урок-практикум

Оборудование и материалы: презентация,  диск  с мультфильмом «Повелители молний», картинки  муравьишки Вопросника и черепахи, лампочки 2,5 V на подставке, батарейки, проводники для опыта, фонарики

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный,  частично-поисковый.

Планируемые достижения учащихся: научиться выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы;

усвоить, что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам, а также создается в батарейках; запомнить правила безопасного обращения с электроприборами (проводами, выключателем, розеткой).

Приёмы: преподавание урока сказочным героям, наглядность, выбор правильных ситуаций, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка, фронтальная проверка на интерактивной доске.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Методический комментарий.

I Самоопределение к деятельности. (Организациооный момент.)

Микроцель:

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

-Как живёшь?

-Как идёшь?

-А бежишь?

-Ночью спишь?

-Как берёшь?

-А даёшь?

-Как молчишь?

-А грозишь?

- А сидишь?

-Вот так!

Пожелание успеха друг другу и учителю.


II

Актуализация знаний. Микроцель:

-возникноверие проблемной ситуации.

(В классе темно).

Презентация.(слайд 1)

- Что ты делаешь, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаешь СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда.

В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА. (Слайд 2)

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ. Как ты думаешь, удобно ли было пользоваться факелом? Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ.(слайд 3) Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Как Ты думаешь, на какое слово похоже слово "светец"? Умничка! Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! (слайд4)Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Словом, не очень-то было удобно! Потом люди придумали свечку.

А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. (слайд 5). В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной.

Пока один очень умный человек не изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮЛАМПОЧКУ.

 В лампе солнышко живет,

Лампа свет чудесный льет! (слайд 6)

Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и газовыми фонарями, и керосиновыми лампами. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и... загорится свет!

Включаем свет!!

Просмотр презентации.

Ситуация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций

III Постановка учебной задачи.

-Почему горит лампочка?

-Что заставляет работать лампочку?

Отгадайте загадку: (слайд 7)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня ребята нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это::

А как еще нам помогает электричество?:.

Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?

Вот и муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?

(слайд 8)

Высказывания детей.

Отгадывают загадку.

Обсуждение затруднений.

Диалог, подводящий к теме урока:

"Откуда в наш дом приходит электричество?"

Ситуация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций

IV «Открытие нового знания»

- Откуда же приходит электричество?

(показ мультфильма)

Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы - электроны.(слайд 9,10,11) Электрический ток вырабатывают большие мощные гидроэлектростанции. (слайд12). Электростанции (слайд 13) Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам,(слайд14), потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.

Отвечают на вопрос.

Просмотр мультфильма: «Повелители молний»

Проговаривание нового знания.


V Первичное закрепление.

-Откройте страницу 45 учебника.(слайд 15)

И  расскажите муравьишке:  Как в наш дом попадает электричество? 

Рассказы учащихся по иллюстрации в учебнике

на стр.45.


VI Релаксация (физминутка)

Называю электроприбор - встаем

Не электроприбор - садимся.

(веник, фен, телевизор, расчёска, утюг, микроволновая печь, совок, компьютер, DVD плеер, ложка, стиральная машина,  холодильник, ножницы, настольная лампа, вентилятор)

Выполнение физминутки.


VI Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

1.Итак, электричество уже в доме, а в доме огромное количество помощников, которым необходимо это электричество.

Вспомните Бедную Золушку, про нее сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду;

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет!

Присела бедняжка - всего не успеть:

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на Добрую Фею.

Но если она бы компьютер включила

И в тайне от мачехи сайт свой открыла,

Тогда бы на бал ни за что не пошла,

А принца себе в Интернете нашла!

-Соедините предметы, которые использовали раньше и используют сейчас.(слайды 16,17, 18)

2. Элементы питания.

Демонстрация фонарика.

 Почему горит фонарик? Откуда здесь электрический ток? (демонстрация батареек) (слайд 19) Батареи бывают разные по форме и размеру.

-Холодильник может работать от батареек? Почему?

3.  Работа в парах. (слайд 20)

ОПЫТ. Собери электрическую цепь.

Фронтальная работа.

Дети соединяют предметы, которые использовали раньше и используют сейчас:

(работа в учебнике с.44)

Ответы учащихся.

- Запас электричества хранится, и в батареях

Работа в парах .По  схеме в рабочей тетради дети собирают электрическую цепь.с. 19.

Самостоятельная работа.

Практическая  работа.

VII Включение нового знания в систему знания и повторение.

-Итак, откуда приходит и куда уходит электричество?

-А когда электроприборы из друзей могут стать опасными?

Какие правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете? (слайд21, 22,23)

Ответы учащихся.

Активизация мыслительной деятельности в конце урока.

VIII. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

-Помогли муравьишке ответить на вопрос?

(слайд24)

Я:  Узнал

     Запомнил

     Научился

     Повторил

     Затрудняюсь

 -Оцените свою работу на уроке. (слайд 25)

Я понял и могу рассказать другим

Я понял, но не могу объяснить

Я не понял

Учащиеся продолжают начатое высказывание,

На  листках заполняют «лесенку успеха»


IХ. Информация о домашнем задании.

Микроцель:

прокомментировать дифференцированное домашнее задание.

Творческое задание по желанию. Нарисовать рекламные плакаты : «Береги электроэнергию!», «Осторожно, электричество!»




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее