План-конспект урока
окружающего мира
(4 класс)
Тема «Жизнь леса»
Цели: сформировать у обучающихся представления о лесе, как природном сообществе;
познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и
микроорганизмами, ролью грибов;
развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее
полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, работать в группах.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса»
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- Почему люди называют землю «кормилицей»?
- Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)
- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?
3. Работа по теме урока.
На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны. - Какие леса вы знаете? (Хвойные, смешанные, широколиственные.)
Лес
Здравствуй, лес,
дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою,
что нам шепчешь на заре
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С. Погореловский)
- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком. (На доске: лучик)
- Послушайте сказку. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:
- Ах, какое сегодня чудесное утро! Посмотрел вниз и увидел лес. - А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он и стал гулять по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. В следующее мгновение он очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.
- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням, - подумал Солнечный Лучик.
Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.
- Почему же в лесу есть такие ступени? Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос. Это был старый мудрый Ворон.
- Я отвечу на твой вопрос. В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так все растения в лесу образуют ярусы.
- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)
- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)
Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.
- Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.
4. Работа в группах. (Разделить класс на 3 группы)
Пользуясь учебниками, обсудить и составить список животных леса:
Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)
Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)
Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)
Составьте цепи питания.
(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы).
5. Физкультминутка.
Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
- Можно ходить по траве.
- Можно ломать деревья.
- Можно отдыхать в лесу.
- Можно жечь костры.
- Можно слушать птиц.
- Можно громко говорить, кричать в лесу.
6. Продолжение изучения новой темы.
Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.
Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.
Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.
- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.
И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)
7. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:
1) Как грибы связаны с лесными растениями?
2) Как грибы связаны с животными леса?
3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?
Прочитайте на с. 180 «О лесной подстилке и микробах»
- Из чего образуется лесная подстилка?
- Какая польза от нее для почвы? Для животных?
8. Подведение итогов урока.
- Почему лес называют природным сообществом?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание.