«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: формирование представлений об образе жизни птиц.

Задачи:

1.Образовательные:

  • познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц;
  • расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах; совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.

2.Развивающие:

  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи;
  • развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.

3.Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.

Виды деятельности: Познавательная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: предметные картинки с изображениями птиц, пуховое и маховое перо, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».

Для детей: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, перья пуховые и маховые, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, лупы.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, чтение произведений о птицах, беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: формирование представлений об образе жизни птиц.

Задачи:

1.Образовательные:

  • познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц;

  • расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах; совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.

2.Развивающие:

  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи;

  • развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.

3.Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.

Виды деятельности: Познавательная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: предметные картинки с изображениями птиц, пуховое и маховое перо, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».

Для детей: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, перья пуховые и маховые, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, лупы.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, чтение произведений о птицах, беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах.

ХОД ЗАНЯТИЯ


Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

(Воспитатель вместе с детьми делает круг доброты)


Мы любим природу,

Мы любим мир вокруг!


Мы очень-очень рады

Что рядом с нами друг!


Звучит пение птиц.


- Дети, вы слышите пение птиц? Птицы прислали нам загадки о себе, попробуем отгадать?


Игра «Отгадай загадку».

Цель: совершенствовать умение отгадывать загадки о птицах.


Правила игры: если дети правильно отгадывают загадку, то на доске появляется отгадка-картинка с птицей.


1. Она маленькая птичка.

И зовут её (Синичка)


2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует –

Коноплю ворует. (Воробей)


3. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой!

Кто это? (Дятел)


4. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)


5. На шесте –дворец

Во дворце-певец.

Как зовут его? (Скворец)


6. Спереди-шильце,

Сзади-вильце,

Сверху-чёрное суконце,

Снизу-белое полотенце. (Ласточка)


- Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске.




Прижимают руки к груди

Разводят руки в стороны

Хлопают в ладоши

Кивают друг другу





Да

Да













Ребята отгадывают загадку

Основная часть

-А скажите мне, какие птицы, из появившихся на доске, с нами будут зимовать?


-Как мы можем назвать этих птиц одним словом?


- Давайте расскажем о этих птицах.












































-Это мы с вами вспомнили о зимующих птицах.

-А как назовём оставшихся птиц?

-А как вы думаете, почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются?

-Чем питаются перелётные птицы?

-Кто из птиц является вестником весны?


- Правильно. Он первый, в середине марта, возвращается в наши края. Затем в апреле прилетают скворцы. В мае прилетают ласточки. Давайте и о них расскажем.


Скворец – следующая птица, которая к нам прилетает весной.


Это небольшая птица с оперением черного цвета, имеющая длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут.












































-Дети, птицы хотят поиграть с нами в прятки.

Поиграем с ними? Нужно будет отгадать, кто из них спрятался?


Игра «Угадай, кого не стало».

Цель: совершенствовать умение использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями. (Не стало воробья). Развивать внимание, память.

Правила игры: на доске вывешены 6 предметных картинок (дятел, синица, воробей, ласточка, грач, скворец). Дети по команде воспитателя закрывают глаза. Воспитатель прячет изображение одной из птиц. А дети отгадывают, какой птицы не стало.


- Давайте немного отдохнём, проведем разминку.


Динамическая пауза

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.


Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.


В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.


Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

- Из чего птицы строят (вьют) гнёзда?

В какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов?


-Дети, кто из вас правильно расположит картинки на доске и расскажет, как развиваются птицы?

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: совершенствовать умение рассказывать по картинкам о последовательности развития птиц. Развивать внимание, мышление.


Правила игры: ребёнок должен расположить на доске картинки: «гнездо», «гнездо с яйцами», «гнездо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.


- Как вы думаете, что надо сделать птице, чтобы она полетела.

-Что будет делать птица, если ей надо приземлиться?

-Давайте это проверим на опыте.


Опыт «Птица летит, птица приземляется»

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик).

-Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист-медленно планируя?


(Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится).


- С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.


Опыт «Что птицу согревает, а что помогает летать»

(У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа).

- Дети, посмотрите, что лежит перед вами?

-Возьмите лупу и рассмотрите перья. Перья состоят из стержня и волосков.

Одинаковые ли перья?

Чем они отличаются?






-Как вы думаете, какие из этих перьев птицу согревают, а какие помогают летать?


Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? Может птица махать такими перьями?


Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода.

- А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили?



-Эти перья назвали маховыми, потому что они помогают птице летать.

-Где у птицы растут маховые перья?

-А где растут пуховые перья?


-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?





- Возьмите карандаш и попробуйте схематично нарисовать маховое и пуховое перо.


Синица, воробей, дятел


Зимующие


Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».

Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.

Спинка дятла черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса.



Перелётные



Для них нет корма



Насекомыми, мелкими обитателями воды


Грач


Грач – птица черного цвета с белым клювом. Она возвращается на родину в марте и как говорится, открывает весну. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её.. Он достаточно много времени проводит на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны.


Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, с длинными остроконечными крыльями. Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. У неё белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.




























Руки вверх, плавное покачивание



Встряхивание кистей


Руки в стороны, движения вверх-вниз



Присесть, руки отвести за спину

Из веточек, листьев, пуха, глины и т. д. Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной

Рассказы детей




















Ей надо расправить крылья, распушить хвост

Она сложит крылья и хвост










гладкий лист-лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.











Рассматривают 2 картинки: «Птица в полёте», «Птица на земле».








Птичьи перья






Нет

Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски





При взмахе это перо не пружинит

Нет






При взмахе оно пружинит, волоски на стержне пера сцеплены вместе




На крыльях


Они растут на туловище

Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.


Заключительная часть (рефлексия)

- Какое время года для птиц самое тяжёлое?

-Дети, что же спасает птицу от холода?

-Как вы помогали птицам зимой?


-Какую пользу приносят птицы?




-Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Нельзя пугать птиц громкими криками, разорять гнёзда, ловить. Друзей нужно беречь.


Зима


Пуховые перья и еда

Мы развесили кормушки и насыпали в них корм

Они поедают вредных насекомых, красиво поют, украшают нашу Землю



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее