Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края»
Возрастная группа: подготовительная
Цель: формирование представлений об образе жизни птиц.
Задачи:
1.Образовательные:
познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц;
расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах; совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.
2.Развивающие:
развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи;
развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
3.Воспитательные:
воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.
Виды деятельности: Познавательная.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: предметные картинки с изображениями птиц, пуховое и маховое перо, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».
Для детей: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, перья пуховые и маховые, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, лупы.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, чтение произведений о птицах, беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
| Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | (Воспитатель вместе с детьми делает круг доброты)
Мы любим природу, Мы любим мир вокруг!
Мы очень-очень рады Что рядом с нами друг!
Звучит пение птиц.
- Дети, вы слышите пение птиц? Птицы прислали нам загадки о себе, попробуем отгадать?
Игра «Отгадай загадку». Цель: совершенствовать умение отгадывать загадки о птицах.
Правила игры: если дети правильно отгадывают загадку, то на доске появляется отгадка-картинка с птицей.
1. Она маленькая птичка. И зовут её (Синичка)
2. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует – Коноплю ворует. (Воробей)
3. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел)
4. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач)
5. На шесте –дворец Во дворце-певец. Как зовут его? (Скворец)
6. Спереди-шильце, Сзади-вильце, Сверху-чёрное суконце, Снизу-белое полотенце. (Ласточка)
- Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске. |
Прижимают руки к груди Разводят руки в стороны Хлопают в ладоши Кивают друг другу
Да Да
Ребята отгадывают загадку |
Основная часть | -А скажите мне, какие птицы, из появившихся на доске, с нами будут зимовать?
-Как мы можем назвать этих птиц одним словом?
- Давайте расскажем о этих птицах.
-Это мы с вами вспомнили о зимующих птицах. -А как назовём оставшихся птиц? -А как вы думаете, почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются? -Чем питаются перелётные птицы? -Кто из птиц является вестником весны?
- Правильно. Он первый, в середине марта, возвращается в наши края. Затем в апреле прилетают скворцы. В мае прилетают ласточки. Давайте и о них расскажем.
Скворец – следующая птица, которая к нам прилетает весной.
Это небольшая птица с оперением черного цвета, имеющая длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут.
-Дети, птицы хотят поиграть с нами в прятки. Поиграем с ними? Нужно будет отгадать, кто из них спрятался?
Игра «Угадай, кого не стало». Цель: совершенствовать умение использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями. (Не стало воробья). Развивать внимание, память. Правила игры: на доске вывешены 6 предметных картинок (дятел, синица, воробей, ласточка, грач, скворец). Дети по команде воспитателя закрывают глаза. Воспитатель прячет изображение одной из птиц. А дети отгадывают, какой птицы не стало.
- Давайте немного отдохнём, проведем разминку.
Динамическая пауза Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад. - Из чего птицы строят (вьют) гнёзда? В какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов?
-Дети, кто из вас правильно расположит картинки на доске и расскажет, как развиваются птицы? Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Цель: совершенствовать умение рассказывать по картинкам о последовательности развития птиц. Развивать внимание, мышление.
Правила игры: ребёнок должен расположить на доске картинки: «гнездо», «гнездо с яйцами», «гнездо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.
- Как вы думаете, что надо сделать птице, чтобы она полетела. -Что будет делать птица, если ей надо приземлиться? -Давайте это проверим на опыте.
Опыт «Птица летит, птица приземляется» Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик). -Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист-медленно планируя?
(Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится).
- С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Опыт «Что птицу согревает, а что помогает летать» (У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа). - Дети, посмотрите, что лежит перед вами? -Возьмите лупу и рассмотрите перья. Перья состоят из стержня и волосков. Одинаковые ли перья? Чем они отличаются?
-Как вы думаете, какие из этих перьев птицу согревают, а какие помогают летать?
Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? Может птица махать такими перьями?
Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода. - А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили?
-Эти перья назвали маховыми, потому что они помогают птице летать. -Где у птицы растут маховые перья? -А где растут пуховые перья?
-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?
- Возьмите карандаш и попробуйте схематично нарисовать маховое и пуховое перо. |
Синица, воробей, дятел
Зимующие
Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си». Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений. Спинка дятла черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса.
Перелётные
Для них нет корма
Насекомыми, мелкими обитателями воды
Грач
Грач – птица черного цвета с белым клювом. Она возвращается на родину в марте и как говорится, открывает весну. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её.. Он достаточно много времени проводит на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны.
Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках. Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, с длинными остроконечными крыльями. Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. У неё белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.
Руки вверх, плавное покачивание
Встряхивание кистей
Руки в стороны, движения вверх-вниз
Присесть, руки отвести за спину Из веточек, листьев, пуха, глины и т. д. Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной Рассказы детей
Ей надо расправить крылья, распушить хвост Она сложит крылья и хвост
гладкий лист-лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Рассматривают 2 картинки: «Птица в полёте», «Птица на земле».
Птичьи перья
Нет Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски
При взмахе это перо не пружинит Нет
При взмахе оно пружинит, волоски на стержне пера сцеплены вместе
На крыльях
Они растут на туловище Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.
|
Заключительная часть (рефлексия) | - Какое время года для птиц самое тяжёлое? -Дети, что же спасает птицу от холода? -Как вы помогали птицам зимой?
-Какую пользу приносят птицы?
-Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Нельзя пугать птиц громкими криками, разорять гнёзда, ловить. Друзей нужно беречь. |
Зима
Пуховые перья и еда Мы развесили кормушки и насыпали в них корм Они поедают вредных насекомых, красиво поют, украшают нашу Землю |