Конспект урока математики во 2 классе.
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Тема: «Геометрические фигуры».
Цель: формирование представления о новой геометрической фигуре.
Задачи:
Создать условия для выявления учащимися особенностей куба как геометрического тела.
Организовать практическую работу учащихся по изготовлению каркасной модели куба.
Развивать у учащихся пространственное мышление, умение работать по плану.
Формировать коммуникативные навыки.
Воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность.
Оборудование:
Два набора: с плоскими геометрическими фигурами и объёмными телами.
Модели куба для работы в парах.
Пластилин и счётные палочки для изготовления каркасной модели куба.
Клеёнки на парты.
Компьютер, проектор, экран.
Учебник «Математика. 2 класс» авт. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова.
Рабочая тетрадь к учебнику тех же авторов.
Фигурные магниты для рефлексии.
Ход урока
I.Организационный этап.
Коллективная игра «Весёлый счёт».
Учащиеся становятся в круг.
Выбор водящего считалкой.
Счёт двойками, тройками, четвёрками по часовой стрелке.
II. Мотивационный этап.
Звучит фрагмент песни «Голубой вагон».
У: Куда зовёт нас эта песенка?
Д: Она зовёт нас в путешествие по стране Математика.
У: Я приглашаю вас в путешествие в необычный город. Вы готовы?
III. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения.
Учитель приглашает ребят к столу, на котором лежат геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, пятиугольник, шестиугольник).
У: Вас пришли встречать жители этого города. Как называется этот город?
Учащиеся называют различные варианты. В итоге все останавливаются на названии «Геометринск».
У: Геометрические фигуры живут на одной улице, но в разных домиках. Догадайтесь, в каком из домиков живёт каждая фигура.
Учащиеся делят фигуры на две группы и поясняют, почему они их так разделили.
Д: 1-ая группа – круг, овал. Эти фигуры не имеют углов.
2-ая группа – треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник. Эти фигуры имеют углы.
У: В Геометринск приехал гость.
Учитель показывает ребятам модель куба.
У: Куда мы его поселим?
После обсуждения учащиеся делают вывод, что ни в один из этих домиков гостя поселить не можем, потому что все фигуры плоские, а эта – объёмная. Для новой фигуры нужен другой домик.
У: Давайте познакомимся с неизвестной фигурой.
На доске из магнитных букв выложено слово БУК. Ребята переставляют буквы, и получается слово КУБ.
У: Это тема нашего урока. А как мы называем такую, но маленькую фигуру?
Д: Кубик.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
У: Сформулируем цель нашего урока.
Д: Знакомство с новой геометрической фигурой.
На доске:
Изучить свойства ….
Научиться различать …
Изготовить …
Учащиеся, дополняя каждую фразу, формулируют задачи урока.
V. Реализация построенного проекта.
1. Изучение свойств куба. Работа в парах.
Учебник стр. 44 – изучить свойства куба.
Рабочая тетрадь стр. 42, №1 – заполнить пропуски в предложении.
У куба … вершин, … граней и … рёбер.
При выполнении задания учащиеся пользуются моделью куба.
Проверка – фронтальная.
У: В Геометринске в одном из домиков живёт родственник куба. Найдите его.
Учащиеся подходят к столу с плоскими фигурами и выбирают квадрат.
У: Почему вы так решили?
Д: Каждая грань куба – это квадрат.
2.Формирование умения различать куб.
У: Где в окружающем мире вы встречали куб?
Д: Коробка, кубик Рубика, сруб у домика, кубик для игры…
Учащиеся называют предметы окружающего мира, имеющие форму куба.
Учитель берёт в руки бумажную модель куба и разворачивает её.
У: Что я сделала с кубом?
Д: Развернули.
У: У меня получился плоский лист бумаги. Он называется развёртка.
Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.42, № 2.
Задание:
Среди фигур на чертеже найди и раскрась жёлтым карандашом те, из которых можно сложить куб.
При проверке учащиеся доказывают правильность выбранных вариантов.
3.Практическая работа. Изготовление каркасной модели куба.
У: Отгадайте ребус
Д: Модель.
Словарная работа.
У: МОДЕЛЬ – это заместитель чего – либо.
Из чего можно изготовить модель куба?
Д: Из бумаги, пластилина, проволоки, дерева …
У: А я предлагаю сделать модель куба из палочек. Такая модель называется каркасная. Скреплять палочки будем с помощью пластилиновых шариков.
Подумайте, сколько палочек и пластилиновых шариков вам потребуется?
Д: 12 палочек, потому что у куба 12 рёбер, 8 пластилиновых шариков, потому что у куба 8 вершин
У: Познакомимся с планом работы.
План работы.
Скатай 8 шариков из пластилина.
Приготовь 12 палочек.
Соедини 4 палочки с помощью шариков в виде квадрата.
Повтори действия, описанные в пункте 3.
Расположи квадраты один над другим и соедини палочками шарики, оказавшиеся друг напротив друга.
Учащиеся выполняют работу по плану, из изготовленных моделей оформляется выставка.
VI. Включение в систему знаний.
Самостоятельное выполнение задания в учебнике №6 на стр.47 с последующей взаимопроверкой.
VII. Рефлексия.
У: С какой геометрической фигурой познакомились?
Хором доскажите словечко в стихотворении.
Учитель читает стихи, а ребята хором договаривают слова.
Грани в кубе есть? Есть!
В нём их ровно шесть.
Запомните это, ребята!
Все они квадраты.
И вершины в кубе есть.
Можем мы их перечесть.