ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: Литературное чтение для 2 класса
Учитель начальных классов: Скребец Владислава Сергеевна
Тема урока: Л.Н. Толстой «Котёнок»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с рассказом Л.Н Толстого «Котёнок» и для понимания его смысла.
Задачи урока:
Дидактические: познакомить с содержанием рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок», проанализировать рассказ, обобщить знания детей по творчеству Л.Н. Толстого.
Развивающие: развивать умение работать с художественным текстом, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные: формировать ответственное отношение к учебной деятельности, воспитывать интерес и любовь к
книге и чтению, воспитывать любовь к животным, воспитывать смелость.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап уро-ка | Образова -тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая) | Дидакти- ческие средства, инте- рактивное оборудова- ние | Формы контроля, взаимо- контроля и само- контроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Лич-ностные | ||||||||
1. Организа ционный Мо-мент 2. Моти-ваци-онный этап (Актуализация знаний) (Целеполагание) 3. Форми- рование умений 4. Итог урока. Рефлексия Деятельности.
| Создать условия для возникнове-ния внутренней потребности включения в деятельность Создать условия для выявления степени осве-домленности детей по изучаемому вопросу, привлечения детей к определению темы урока и целеполаганию Мобилизо-вать внимание учащихся для восприятия нового материала. Сформиро-вать понятие о Толстом-писателе, содержании рассказа, учить анализиро-вать поступки героев, учить переносить поступки героев в реальную жизнь. Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоцио-нального состояния, мотивации своей деятелности и взаимо-действия с учителем и одноклассниками | Элементы деятельностного метода. (Словесный) Побуждающий Диалог (Наглядный) ИКТ. Элементы деятельностного метода. (Практический) Выполнение задания. (Словесный) Побуждающий диалог. (Наглядный) ИКТ. Элементы деятельностного метода. ИКТ. (Словесный) Побуждающий диалог. Наглядный метод. Словесный (Беседа.) Практический (выполнение задания) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический Словесный Практический Практический Словесный Словесный (Беседа)
| -Здравствуйте, ребята! Начинается урок литературного чтения, давайте проверим готовность к уроку, у вас должны лежать учебник, пенал, у каждого на парте должен лежать один конверт и через парту должен лежать словарь. У кого на партах порядок могут тихо сесть. -Обратите внимание на интерактивную доску, кто хочет прочитать стихотворение? -Понравилось ли вам это стихотворение? Почему? О чем идет речь в этом стихотворении? Как мы должны работать на уроке? Зачем мы должны работать именно так? Для чего нам слушаться учителя? -Хорошо, теперь я вижу, что вы готовы, мы можем начинать наш урок. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Шифровальщик» -Достаньте из конверта карточку под номером один, в них представлена таблица. В ней у каждой буквы свое числовое обозначение. Ниже на карточке с помощью чисел зашифрованы слова. Ваша задача – расшифровать слова. - Вы будете работать в парах. - Кто расскажет правила, работы в парах? - Давайте проверим, что у вас получилось? - Знаем ли мы, кто такой Л.Н. Толстой? - Посмотрите на интерактивную доску, перед нами портрет великого писателя Л. Н. Толстого. - Какие произведения Л. Н. Толстого мы с вами уже читали? - Какое произведение Л.Н. Толстого вам больше всего понравилось? - Почему? -Чтобы узнать с каким рассказом великого писателя мы познакомимся сегодня, я предлагаю вам отгадать загадку, слушайте внимательно. Загадка: Что за зверь со мной играет, не мычит, не ржёт, не лает. Нападает на клубки, прячет в лапках коготки? -Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? -Какую цель поставим на урок? -Ребята, посмотрите на доску. Что на ней представлено? -Правильно, это план нашего урока, всё ли вам нравится в этом плане? Что не так? Кто готов выйти к доске и поправить план? -Посмотрите внимательно, может мы уже выполнили что-то из пунктов? Давайте поставим возле этого пункта галочку. -Как мы будем достигать поставленной цели? -Достаньте из конвертов два листа под номером 2, разверните их. Я предлагаю вам самостоятельно прочитать текст о великом писателе. -Внизу текста находятся вопросы. Письменно ответьте на них. Текст: Л.Н. Толстой родился в 1828 году. Он прожил долгую жизнь и написал немало книг для детей и взрослых. Толстой всё время трудился пахал землю, косил траву. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для крестьянских детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми, так как очень их любил. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться. Вопросы после текста: 1.Где жил Л.Н. Толстой? 2.Как Толстой помогал детям из крестьянских семей? 3. О чем он писал в своих рассказах для детей? 4. Какого человека можно уважать, по мнению Толстого? -Обменяйтесь листами с соседом по парте. -Посмотрите на интерактивную доску, сравните ответы. Поставьте плюс возле правильных ответов. Верните лист соседу. Поднимите руку, кто допустил одну ошибку? Две ошибки? Три ошибки? Ни одной ошибки? Молодцы. -Послушайте рассказ. (Включение аудиозаписи рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок») Первичный синтез - Понравился ли вам рассказ? Почему? - Какой момент понравился больше всего? Почему? Какую картинку представляли себе, слушая рассказ? Анализ -Откройте учебник на странице 117. Прочитайте текст рассказа и скажите, какие непонятные слова вам встретились. - Давайте выясним значения этих слов. -Работать будем в группах по 4 человека. Кто скажет правила работы в группе? -Работать будем со словарями. Как нужно работать со словарём? Словарная работа Амбар - строение для складки зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров. Щавель - травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса. Что было духу – очень быстро. Проверка выполнения задания. Беседа, направленная на рассмотрение конкретного содержания рассказа, поведения героев, его мотивов характера, связь сюжета, композиции. Вопросы для беседы: -О ком говорится в рассказе? -Кто герои этого рассказа? Как их зовут. - Как у детей появился котёнок. -Почему дети забыли о котёнке? - Как отреагировал котёнок на собак? - Кто спас котёнка? -Брали ли котёнка снова в поле? Вторичный синтез Беседа, направленная на обобщение черт характера героев, на оценку поступков героев, на оценку произведения как источника информации об окружающем мире. - Какой была Катя? - Какие слова текста это подтверждают? Как поступила девочка? - Обсудите в парах, легко ли победить страх? - Можно ли за это ругать человека? Что можно сделать? - Какой был Вася? - Откройте учебник на странице 119. Прочитайте 3 вопрос. Как бы вы ответили на него? Почему? Приведите примеры из текста. -Что хотел сказать читателям автор своим рассказом? - Можно ли назвать рассказ поучительным? - Чему же учит этот рассказ? Какой урок для себя вы можете извлечь из рассказа. -Посмотрите на страницу учебника 118. Найдите и прочитайте, какой момент изображен на иллюстрации. -Какие строчки из рассказа подходят к этой иллюстрации? Составление плана рассказа Достаньте из конверта две карточки под номером 3. Сейчас мы с вами составим план текста. Ваша задача озаглавить каждую часть рассказа «Котёнок». Начнём. - О чем говорится в первой части рассказа? -Почему пропала кошка? Нашли ли её дети? -Озаглавьте первую часть. -О чём говорится во второй части рассказа? -Откуда у детей появился котёнок? -Озаглавьте вторую часть рассказа. -О чём говорится в третьей части рассказа? -Что сделали Вася и Катя с котёнком? -Озаглавьте третью часть рассказа. -О чём рассказывается в последней части рассказа? -Что сделала Катя? Что сделал Вася? Что решил Вася? -Озаглавьте четвертую часть рассказа. -Обменяйтесь карточками с соседом, проверьте, как он составил план. -Если план соответствует рассказу, поставьте соседу плюс. -Ребята, смотрите у нас на доске появился план пересказа рассказа: кошка пропала; котята; Катя и Вася; котёнок спасён; собаки; котёнок испугался. -Всё ли вам нравится в этом плане? Кто хочет выйти исправить? -Кто хочет попробовать пересказать рассказ по плану? Проверка и корректировка неточностей. -Посмотрите, кокой пункт планы мы выполнили? Давайте поставим галочку. Что нам осталось сделать? -Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая тема звучала в начале урока? -Какую цель мы себе ставили на урок? Добились её выполнения? -Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? Кто его автор? -Чему научил нас этот рассказ? Можно ли забывать про животных? Как к ним нужно относиться? -Что больше всего понравилось на уроке? -Ребята, посмотрите на интерактивную доску. Справа сидит грустный котёнок, слева – весёлый. Поднимите ту руку, как вы ощущаете себя после урока. Если урок не понравился – правую, если понравилось на уроке – левую. -Вы все большие молодцы, на этом наш урок окончен. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы. Доказывают свою точку зрения. Слушают. Читают. Вспоминают правила работы в парах. Работают в парах. Лев Николаевич Толстой.. Отвечают на вопросы. Рассматривают портрет. Разгадывают загадку. Рассказ Л.Н. Толстой рассказ «Котёнок» Познакомиться с рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок», понять его. Цель: «Познакомиться с биографией Л.Н. Толстого и его рассказом» Распределяют этапы работы на доске. Ставят галочку около выполненного пункта плана. Отвечают на вопросы. Слушают. Читают текст о Толстом. Отвечают на вопросы письменно. Проверяют ответы по эталону. Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. Осмысленно читают и находят непонятные слова. Выясняют значение слов в словаре Вспоминают правила работы в группе. Вспоминают правила работы со словарём. Выясняют значение слов в словаре Отвечают на вопросы по тексту. Находят информацию в тексте, отвечают, читают. Отвечают. Находят информацию в тексте, отвечают, читают. Обсуждают ситуацию в парах. Приводят примеры, опираясь на жизненный опыт. Отвечают на вопросы, основываясь на своих чувствах. Работа с текстом, сопоставляют иллюстрацию с фрагментом рассказа. Зачитывают. Составляют и записывают план. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют взаимопроверку. Исправляют план, на интерактивной доске устанавливая правильную последовательность. Пересказывают текст по составленному плану. Отвечают на вопросы. Поднимают правую или левую руку в зависимости от настроения.
| И-индивидуальная Ф - фронтальная П - парная Ф - фронтальная Ф – фронтальная И – индивидуальная И-Индивидуальная Ф - фронтальная Г – групповая Ф – фронтальная Ф – фронтальная И – индивидуальная Ф – фронтальная И – индивидуальная Ф - фронтальная И - индивидуальная | Интерактив-ная доска. Мульти-медийный проектор. Текст стихо-творения на слайде. (Ответить хочешь - не шуми, А только руку подними. Учитель спросит - надо встать, Когда позволит сесть- то сядь. Ты сиди за партой стройно. И веди себя достойно.) В конвертах Карточки с игрой» Шифро- вальщик» ИД – портрет Л.Н. Толстого ИД – обложки прочитанных произведений Формулировки темы и цели на слайдах. Мультиме-дийный проектор. ИД. Карточки на доске с этапами работы на уроке. Конверт с заданиями (Лист №2 текст о писателе Л.Н. Толстом, вопросы в конце текста). Аудиозапись рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» Учебник Словари Учебник Конверты с карточками №3 (колонки для составления плана текста). Задание на платформе LearningApps (восстанови последовательность плана) ИД – слайд с изображением грустного и весёлого котёнка.
| Устный опрос Внешний контроль Устный опрос Самоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Проверка по эталону Устный опрос Устный опрос Взаимоконтроль Фронтальный опрос Устный опрос Внешний контроль Устный опрос Взаимопроверка Самоконтроль Устный опрос Устный опрос | Знание об организации своей учебной деятельности на уроке. Умение настраиваться на работу. Анализ, синтез, формулирование высказывания и обоснование своих ответов. Знания о биографии Толстого. Умение анализировать текст, понимать содержание произведения и его смысл. Умение структурировать изученный материал, ориентироваться в своей системе знаний, чётко отвечать на поставленные вопросы | П– познавательные Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение выполнять операции анализа, сравнения, обобщения, синтеза. Овладение способами самооценки. Р – регулятивные Умение организовывать своё рабочее место. Умение контролировать и оценивать свои действия. К - коммуникативные Умение участвовать в учеб-ном диалоге, ориентируясь на партнёра. Умение строить речевое высказывание, отвечая на вопрос, формулируя вопрос или корректируя ответ одноклассника. Умение слушать и понимать речь других людей. П – познавательные Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение следовать выделенным учителем ориентирам. Р – регулятивные Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия. К – коммуникативные Умение участвовать в учебном диалоге, ориентируясь на партнёра. Умение строить речевое высказывание, отвечая на вопрос, формулируя вопрос или корректируя ответ одно-классника. П – познавательные: Умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей рассказа; ха-рактеристика героев, их черт личности, поступков ); Понимание идеи текста; Поиск необходимой информации в тексте. Р – регулятивные: Анализировать причины успеха/неуспеха. Умение следовать плану, контролировать свои учебные действия. К – коммуникативные: Умение участвовать в учебном диалоге, ориентируясь на партнёра; Умение строить речевое высказывание, отвечая на вопрос, формулируя вопрос или корректируя ответ одноклассника; Умение слушать и понимать речь других людей. Умение строить понятные речевые высказывания для одноклассников и учителя. Умение отстаивать свою точку зрения. П – познавательные. Ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – регулятивные. Оценивают свою деятельность на уроке. К – коммуникативные. Строят понятные высказывания для учителя и одноклассников, отстаивают свою точку зрения, аргументируют фактами изученного на уроке материала.
| Мотивация к познанию, учебной деятельности. Способность к самооценке. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и точке зрения. Понимать нравственные уроки, которые дает рассказ; делать выводы Владение навыками со-трудничества со взрослыми и сверстниками. Воспитывают чувство ответственности за тех, кого приручили. Воспитывают, на основе рассказа чувство долга, бесстрашия. |