Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Л.Яхнин Пятое время года, Силачи.
Литературное чтение | «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Виноградский Л.А. | Л.Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Смысл заголовка.
| Урок изучения нового материала | 18.04 |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Повторяйте за мной-
Мы - умные
Мы - дружные
Мы - внимательные
Мы - старательные
Мы - отлично учимся
Всё у нас получится
Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Я очень люблю уроки лит.чтения. А вы любите? А за что? А что вы хотите получить от сегодняшнего урока?
Начните с таких слов ( на слайде)
Сегодня на уроке мне хотелось бы
– Как вы думаете, что нам надо делать для успешной работы на уроке?
- Дети, мы с вами нацелили себя на серьезную работу. Пусть у нас всё получится.
Каждый урок литературного чтения это встреча с кем или с чем?
Сегодняшний урок не исключение
(На слайде портрет Леонида Яхнина)
Вы знаете кто это? А что вы знаете об этом человеке?
Рассказ учителя. Леони́д Льво́вич Яхни́н родился 11 июля 1937 года в Москве. Леонид Яхнин русский поэт, писатель, драматург и переводчик. В 27 лет он стал публиковать стихи для дошкольников и младших школьников. Среди его первых книг – сборники стихов «Мой город» «Всадник» «Сосны корабельные»), «Всегда вперед». Среди самых известных сказок – «Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко». Заслуженную славу принесли Леониду Яхнину переводы и пересказы с языков разных народов мира – с сербского, македонского, словенского, белорусского, польского, немецкого, английского, грузинского. Среди его переводов особое место занимает интереснейший и оригинальнейший перевод всемирно известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Другой значительной его работой является перевод «Слова о полку Игореве», великого произведения древнерусской литературы.
- Для кого предназначены произведения автора? (для детей)
- Какие сборники стихотворений Леонид Яхнин выпустил? («Мой город» , «Всадник» ,«Сосны корабельные»), «Всегда вперед» )
- Какие сказки написаны автором? («Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко»)
- Какие произведения перевел Леонид Яхнин? («Слова о полку Игореве», «Алиса в Стране Чудес»).
Пятое время года – так называется произведение, с которым мы будем сегодня работать.
А сколько времен года вы знаете? Предположите, о каком пятом времени года может идти речь в произведении. Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на с.124
Начинаем читать.
Расскажите, о каких добрых делах мечтает герой рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». (особенных, замечательных. Кататься на коньках, посадить сад, плавать в лодке по большой реке)
Скажите, что мешало герою совершить все эти добрые дела. (лень, нежелание трудиться)
Можно ли утверждать, что герой не успевал выполнять намеченные дела, потому что постоянно был загружен работой? Обоснуйте своё мнение. Закончите предложение «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только..»
Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название — «Пятое время года». Предложите своё название рассказа Л. Яхнина и обоснуйте свой выбор.
Выберите из предложенных пословиц и поговорок ту, которая выражает главную мысль рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». Обоснуйте свой выбор.
— Добро и во сне хорошо.
— Спешите делать добро.
— Дерево узнают по плодам, а человека — по его делам. !
— Без друга на сердце вьюга.
Прочитайте рассказ Л. Яхнина «Пятое время года» так, чтобы слушатели поняли характер героя и отношение к нему автора произведения.
О чем рассказ? Определим его тему.
-В каких предложениях отражена главная мысль рассказа? Найдем их.
-Почему автор поместил этот рассказ в раздел под названием «Жизнь дана на добрые дела»? Ведь герой рассказа так и не совершил никакой добрый поступок.
-Что герой неправильно делал? И как не стать таким, как он?
-А что для вас означает слово добро? Добрый поступок?
-Чему нас учит этот текст?
Физминутка
Догадайтесь, как называется произведение. Его название зашифровано в ребусе
Кого называют силачами? Подумайте, о чем может идти речь в произведении с таким названием?
Перечислите добрые дела, которые могут совершать силачи.
- Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно.
- Сколько в рассказе действующих лиц? Скажите, о чём ведут разговор два приятеля в рассказе Л. Яхнина «Силачи
- Отметьте слова автора и мальчиков.
- Каким голосом нужно читать слова мальчиков? (Хвастливо.)
- Прочитайте последние три строчки. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? (Автору.)
- Как, судя по словам, автор относится к мальчикам? (Он подсмеивается над ними, не одобряет их поведения.)
- Каким голосом нужно читать последние строчки рассказа? (Насмешливо, осуждая.)
Можно ли утверждать, что герои рассказа «Силачи» ценят такие качества человека, как уважение друг к другу, внимание к людям? Обоснуйте своё мнение.
Можно ли утверждать, что автору произведения симпатичны его герои (что автор одобряет поведение своих героев)? Обоснуйте своё мнение, используя слова текста.
Прочитайте по ролям рассказ Л. Яхнина «Силачи» так, чтобы слушатели поняли характер героев и ваше отношение к ним
- Нравятся ли вам эти приятели? Почему?
- Как вы думаете, нравятся ли они писателю? Как об этом можно догадаться?
- Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое?
- Как можно иначе назвать это произведение?
- Что можно посоветовать таким «силачам»?
- Подходят ли пословицы этому рассказу?
Не спеши языком, торопись делом.
Сказано – не доказано, надо сделать.
С произведениями какого писателя мы сегодня познакомились?
- Понравилось ли вам читать рассказы Леонида Яхнина?
- Какими бы вы назвали эти произведения: поучительными, смешными, весёлыми, грустными. Чему учат его произведения?
- Кто из вас хочет прочитать другие произведения этого автора? Где можно найти рассказы Яхнина?
Чему мы сегодня научились?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Приготовьте зелёный, жёлтый и красный карандаши.
Я работал активно, хорошо читал. Зелёный
У меня всё получится, если я буду больше читать. Жёлтый.
Помогите! Я встретил много трудностей. Красный
Что вам больше всего понравилось на уроке? Мне было интересно с вами работать. Особенно хочется выделить…
Урок окончен. До свидания