Литературное чтение. 3 класс. Система Л.Занкова
Тема урока: «Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако»
Цель урока: содействовать формированию умения определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты: учить элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, находить художественные выразительные приемы, используемые автором.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД – формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.
Регулятивные УУД – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Коммуникативные УУД – проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе, формировать собственное мнение и позицию, умение работать в паре, группе.
Ход урока
Мотивация. Эмоциональный настрой. Создание ситуации успеха.
Не привыкайте к чудесам.
Дивитесь им! Дивитесь.
И всем хорошим, что в вас есть
Со мною поделитесь.
Я пожелать хочу всем нам,
Что бы урок прошел как надо!
Вы помогите мне, я - вам.
Взаимных нам открытий - вот награда!
Проверка домашнего задания.
Учитель. На прошлых уроках мы знакомились с поэтическими произведениями. Афанасия Фета, Сергея Есенина и Евгения Евтушенко.
Учитель. Какие литературные приёмы использовали авторы для передачи чувств, образов?
– Что такое сравнение? – Что такое эпитет? – Что такое олицетворение?
Учитель. Дома вы готовили выразительное чтение и по желанию учили наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром!» (ученик читает наизусть)
Учитель. Приведите примеры литературных приёмов, которые использовал Сергей Есенин в стихотворении «С добрым утром».
III. Подготовка к работе на основном этапе: речевая разминка.
Учитель. Предлагаю выполнить речевую разминку.
Работа в парах со скороговоркой
Испугались медвежонка.
Ёж с ежихой и ежонком.
Доска SMART/ Работаем по плану:
– Прочитайте скороговорку про себя.
– Проговорите вместе шепотом.
– Проговорите вместе голосом и чуть быстрее.
– Проговорите скороговорку друг другу быстро и четко.
Вывод: Какие умения отрабатываем при работе с данной скороговоркой? Для чего нам это надо? (Это средство по развитию речевых навыков. Скороговорки можно использовать как средство развития воображение - умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.)
– Случайно ли я взяла такую речевую разминку?
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи Создание условий для определения темы урока, формулирования целей
Учитель. С какими литературными героями встретимся на уроке?
Учитель. В произведениях, какого писателя мы с ними уже встречались?
Работа группами
Красные конверты – выбрать автора из предложенных;
Синие конверты – выбрать жанр произведения из данных;
Зеленые конверты – выбрать название произведения.
– Кто автор произведения?
– В каком жанре писал Сергей Козлов для детей?
– С каким произведением Сергея Козлова будем знакомиться сегодня? –
Учитель. Почему вы выбрали название «Как поймать облако», а не название «Как поймать рыбку», или название «Как поймать мышку»? (Мы знакомились с произведением С. Козлова «Такое дерево» и знаем, что Ёжик и Медвежонок – романтики. А романтики могут поймать и облако)
Учитель. Сформулируйте тему урока (Предположения детей)
Тема урока: С.Козлов. Как поймать облако.
– На слайде слова-помощники. Выберите среди них те, которые помогут вам определить цель урока:
– знакомиться со сказкой,
– исследовать,
– рассказывать о героях сказки,
– отвечать на вопросы,
– читать по ролям,
– запоминать,
– разыгрывать сценки.
Учитель. Что вы знаете о жизни и творчестве Сергея Григорьевича Козлова? (Ответы детей)
Сергей Григорьевич родился в Москве. Свои первые стихи он написал, когда учился в школе. До того как стать писателем, был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском Музее-заповеднике Михайловское.
Сергей Григорьевич Козлов, написал более 30 книг для детей, двух десятков пьес для кукольных театров. По его сценариям снято более 20 мультфильмов. Его книги изданы на многих языках мира.
В самом начале своего творческого пути писатель придумал Медвежонка, Зайца и Ежика. Истории о них он сочинял всю жизнь, так что постепенно появился целый сказочный мир. Там каждый зверек живет в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с медом, если погода теплая — гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце.
Сергей Григорьевич Козлов не просто талантливый писатель и поэт, он сказочник. Написал много сказок в прозе – весёлых и грустных, забавных и серьёзных. В них много фантазии, выдумки, озорства. Ведь настоящий сказочник должен обладать волшебством: он может быть весёлым и печальным, задумчивым и лукавым, но всегда по-настоящему детским, а значит мудрым.
Усвоение новых знаний и способов действий
Учитель. Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев - Ёжика и Медвежонка. Они ходят друг к другу в гости, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время. Можно долго рассказывать про приключения этих героев, но лучше прочитать книгу или её послушать.
– Вы хотели бы встретиться с Ёжиком и Медвежонком? (Ответы детей)
– Сейчас мы послушаем ещё одну историю из жизни Ёжика и Медвежонка.
Знакомство со сказкой «Как поймать облако» (читают подготовленные дети)
Учитель. Что особенно понравилось в тексте, показалось поэтичным, красивым или заставило улыбнуться? (Ответы детей)
Учитель. Удалась ли у друзей рыбалка? (Ответы детей)
Учитель. Назовите главных героев сказки? (Ответы детей)
– Охарактеризуйте их. (Ёжик рассудительный, задумчивый, немного мечтательный, тактичный. Медвежонок добрый, доверчивый, простодушный, предан Ежику, восхищается им.)
Учитель. Что больше всего привлекает вас в героях?
Предположения детей: их дружба, преданность друг другу. Они разные, но именно это их объединяет. Ежик и Медвежонок учат нас ценить дружбу, своих друзей.)
Учитель. Какие качества друга больше всего ценны? (Ответы детей)
Физкультминутка (выполняем движения под медленную музыку)
Учитель. Удивительно то, что сказка не содержит каких-то ярких событий, резких переломных моментов. Повествование течет спокойно, ровно, неторопливо, поскольку о главном в жизни не говорят быстро, суетливо и громко. Перед нами сказка, а значит, в ней есть сюжет, который представлен несколькими эпизодами, связанными между собой основой мыслью автора.
Учитель. Какая основная мысль данной сказки? (Дружба Ёжика и Медвежонка)
Учитель. Могут ли обычные герои поймать луну, звёзды, солнце? А кто может? Только романтики могут поймать луну, звёзды, солнце.
Такой приём в литературе называется – иносказание.
Работа с текстом
– Докажите, что Ёжик и Медвежонок серьёзно относились к возможности поймать облако? (обсуждают, на что можно поймать облако…на одуванчик)
– Какое чудо произошло благодаря этой вере? (Вдруг поплавок заплясал и глубоко нырнул.)
Учитель. Что поймали герои в сказке? (герои поймали луну, звёзды и солнышко).
- Перечитайте, как по – особенному описаны луна, звезды и солнышко.
Луна. Высоко в небо взлетела огромная красная луна…..покачнулась и тихо поплыла над рекой.
Звёзды. …и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда….целую ночь ловили звёзды и забросали ими всё небо.
Солнышко. Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.
Учитель. В мультфильме, снятом по сказке С. Козлова, есть красивый образ облаков – белогривых лошадок. Давайте посмотрим отрывок.
Учитель. У этой сказки есть автор…? Но есть ещё народные сказки. В чем их особенность? (повторы, зачин, концовка, главный герой, помощники, волшебные предметы и числа)
Учитель. В чем особенность авторской сказки? (переживания героев, пейзажные описания, сказочные черты переплетаются с реальностью, отношение автора к происходящему)
На доске строю КЛАСТЕР (особенности народной и авторской сказки в сравнении)
Подведение итогов. Итоговая рефлексия.
– Давайте вспомним, какую цель вы ставили себе в начале урока?
– Достигли ли мы её?
– Что узнали новое?
– Чему научила нас сказка?
Резерв: 1. Работа в группе. Чтение сказки по ролям.
2. Фронтальная работа. Электронный тест.
– На уроке мы были исследователями сказки, а теперь пришло время оценить работу. (словесная самооценка)
Домашнее задание:
а) выразительно читать сказку Сергея Козлова «Как поймать облако»
б) творческое задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.