«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтения по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"

Конспект урока литературного чтения по сказке В.М. Гаршина. "Лягушка - путешественница"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 3-м классе

по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"

Цели:

обеспечение целостного восприятия и понимания текста;

осмысление заглавия произведения;

формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,

давать характеристику героини произведения;

развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

Ход урока

Организационный момент.

Желаю удачи

Большой

Во всем и везде

Здравствуйте!

Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите уверенность в том, что у вас все получится, поддержите друг друга.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- С хорошим!

А на что оно похоже?

(дети выбирают эмблему- настроение)

2.Проверка Д/З

-Какой раздел изучаем ?

-Какое произведение читали дома?

-Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали произведения из предыдущего раздела.

-Проведём буквенный диктант. Слушайте внимательно вопрос и записывайте первую букву ответа.

ВОПРОСЫ.

-Как зовут героиню сказа П.Бажова «Серебряное копытце»? (Даренка)


II. Побуждение

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. Откройте конверт №1, прочитайте задание, посовещайтесь в парах и дайте ответ.(загадки дети читают и отгадывают в парах)

1. Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)

3. Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух –

И в воду – плюх! (Лягушка)

4. На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)


- Так о ком же мы будем читать?


-А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций.







- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах.

У лягушек чрезвычайно большое значение в науке. Трудно даже перечислить все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками.
В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях. Есть и второй памятник
лягушки – в Токио.

Ф И З М И Н У Т К А «Песенка лягушат»

III. Реализация.

Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница» СЛАЙД

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)СЛАЙД

-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

Подготовленный ученик рассказывает о писателе. СЛАЙД

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.


-К какому жанру можно отнести это произведение? (Это сказка.)

-Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это литературная или авторская сказка.)

-Почему её можно отнести к литературной сказке? (Эту сказку написал автор, писатель.)

-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)

-Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

СЛАЙД

Познакомиться с ….. (литературной сказкой)

Учиться составлять…..(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)


Стратегия «Чтение с остановками»

Чтение сказки по частям, составление плана. ( на доске)

а) Чтение первой части учителем.

- Озаглавьте 1 часть (Беззаботная жизнь лягушки.)


б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

-Куда летели утки? (На юг.)

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)

-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)

-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)

-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками..)

– Как вы думаете, что будет дальше?


в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.


-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.

– Оправдались ли ваши предположения?

-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)

-Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)

-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.)

-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)

-Придумайте заголовок.(Сообразительность лягушки.)


г) Слушание четвертой части (аудиозапись)

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)

-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.)

-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)

-Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)

– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

V. Итог урока.

-Давайте посмотрим , что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.


– Что нового узнал на уроке?

– Чему научился?

– Достиг ли цели урока?

– Что у тебя получилось?


Рефлексия.

- Если на уроке вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было комфортно, то раскрасьте свое настроение в теплые цвета, если возникали трудности, то раскрасьте в холодные тона, а если вы считаете, что урок прошел совсем зря, то оставьте не раскрашенными.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее