Урок литературного чтения в 3-м классе
по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"
Цели:
обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
осмысление заглавия произведения;
формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
давать характеристику героини произведения;
развитие творческих способностей, связной речи, памяти;
содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.
Ход урока
Организационный момент.
Желаю удачи
Большой
Во всем и везде
Здравствуйте!
Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите уверенность в том, что у вас все получится, поддержите друг друга.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- С хорошим!
А на что оно похоже?
(дети выбирают эмблему- настроение)
2.Проверка Д/З
-Какой раздел изучаем ?
-Какое произведение читали дома?
-Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали произведения из предыдущего раздела.
-Проведём буквенный диктант. Слушайте внимательно вопрос и записывайте первую букву ответа.
ВОПРОСЫ.
-Как зовут героиню сказа П.Бажова «Серебряное копытце»? (Даренка)
II. Побуждение
-Сегодня мы будем читать новое произведение.
-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. Откройте конверт №1, прочитайте задание, посовещайтесь в парах и дайте ответ.(загадки дети читают и отгадывают в парах)
1. Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
3. Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка)
4. На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)
- Так о ком же мы будем читать?
-А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций.
- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах.
У лягушек чрезвычайно большое значение в науке. Трудно даже перечислить все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками.
В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях. Есть и второй памятник
лягушки – в Токио.
Ф И З М И Н У Т К А «Песенка лягушат»
III. Реализация.
Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”
-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница» СЛАЙД
– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)
-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)СЛАЙД
-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)
Подготовленный ученик рассказывает о писателе. СЛАЙД
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.
-К какому жанру можно отнести это произведение? (Это сказка.)
-Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это литературная или авторская сказка.)
-Почему её можно отнести к литературной сказке? (Эту сказку написал автор, писатель.)
-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)
-Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
СЛАЙД
Познакомиться с ….. (литературной сказкой)
Учиться составлять…..(план сказки)
Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)
Озаглавливать…. (части сказки)
Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)
Стратегия «Чтение с остановками»
Чтение сказки по частям, составление плана. ( на доске)
а) Чтение первой части учителем.
- Озаглавьте 1 часть (Беззаботная жизнь лягушки.)
б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.
2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)
-Куда летели утки? (На юг.)
-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)
-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)
-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)
-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)
-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)
-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками..)
– Как вы думаете, что будет дальше?
в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.
– Оправдались ли ваши предположения?
-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)
-Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?
(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)
-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.)
-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)
-Придумайте заголовок.(Сообразительность лягушки.)
г) Слушание четвертой части (аудиозапись)
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)
-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.)
-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)
-Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)
– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?
V. Итог урока.
-Давайте посмотрим , что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.
– Что нового узнал на уроке?
– Чему научился?
– Достиг ли цели урока?
– Что у тебя получилось?
Рефлексия.
- Если на уроке вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было комфортно, то раскрасьте свое настроение в теплые цвета, если возникали трудности, то раскрасьте в холодные тона, а если вы считаете, что урок прошел совсем зря, то оставьте не раскрашенными.