Конспект урока по литературному чтению

Конпект урока по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России". Тема : "Житие Сергия Радонежского"

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 4 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 4 класс («Школа России») Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий - М.:Просвещение

Тема урока: «Житие Сергия Радонежского».

Тип урока: урок – введение нового знания.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных ) учащихся 4 класса в предметной области литературное чтение по теме «Житие Сергия Радонежского».

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)формирование духовно-нравственных ценностей.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, умения взаимодействовать в парах и группах;

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: безошибочное чтение, выразительное чтение; обогащение словарного запаса;

2) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;

3) фор­мирование первоначальных представлений о житии и исторических фактах, воспитание почтительного отношения к образу святых;

4) развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1) учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова);

2) проектор, компьютер, экран;



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

1)Организацион

ный момент.












Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.


Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелаем нам удачи,

И успешности в придачу!



Дети внимательно слушают и настраиваются на работу.




Личностные:

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.


2

Актуализация   опорных знаний

1) Чтение стихотворения.








2)Подбор однокоренных слов.



3)Разгадывание зашифрованного слова.






4) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.


5)Беседа о житиях святых.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.


- Подберите однокоренные слова, к выделенному слову живёт.





-Назовите литературный жанр, зашифрованный на слайде, который, тоже является однокоренным словом, к слову живёт: ЕТЖИИ







- Что обозначает слово житие? (Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью)

- Пополните знания из толкового словаря С.И.Ожегова.



- Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя - вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти. В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.


- Как вы думаете, о ком говорится в житии?


- Кого называют святыми?





- Обратите внимание на выставку книг, в которых описываются жития разных святых.



Учитель читает стихотворение






Называют однокоренные слова. (живой, живность, заживут и т.д.)


Высказывают свои варианты ответов.






Работают 2 ученика с толковым словарём, дают конкретное лексическое значение слову житие.




(о святых)


(тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).





Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Формирование умения работать со словарём.

Познавательные:

Повторение знаний по теме однокоренные слова.

3

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

1) Игра «Соотнеси карточки».


2)Формулировка темы урока.



3) Постановка проблемы.


- Возьмите на столе карточки и установите соответствие.

Илья Муромец сказка

Сергий Радонежский былина

Иванушка дурачок

- Какая карточка осталась? Почему?


-Знаком ли вам образ, который вы видите на экране? (портрет Сергия Радонежского)

-Где и когда вы его видели?

-А что вам известно о Сергии Радонежском?

- Сформулируйте тему нашего урока?

Тема урока «Житие Сергия Радонежского»




- Какие учебные задачи нам предстоит решить?








- Сегодня на уроке мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака»

- Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?

- Готовы ли вы ответить на этот вопрос?

- Что нам для этого необходимо?



Учащиеся взаимодействуют в парах и устанавливают соответствие героя и жанра произведения.

Рассматривают на слайде портрет святого.

Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.


Дети высказывают свои мысли.

(Кто такой Сергий Радонежский?

Какими поступками прославился Сергий Радонежский?

Кто были родители святого?)









(Изучить житие Сергия Радонежского.)

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.


4

Открытие нового знания.

(Построение проекта выхода из затруднения)



1)Словарная работа.






















2) Работа по учебнику.



3)Оценивание учащихся.


- Житие преподобного Сергия Радонежского» написано его учеником в 1418 году на старославянском языке.








- Мы с вами читаем «Житие» в переводе на современный язык. Но в нём есть много слов, сложных для нашего понимания. Сейчас мы разберём эти слова.

Словарная работа:

Преподобный – Святой монах.

Угодник — лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел.

Инок – монах.

Литургия – богослужение.

Добродетель — положительное нравственное качество.

Праведный — у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Черноризец - монах.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение.

Благочестивый - соблюдающий предписание религии.

Просфора – церковный хлеб.

Благодать – ниспосланная свыше сила.


Чтение «Жития Сергия Радонежского» по «цепочке» по отрывкам

(с. 22-28)


Учитель оценивает чтение учащихся, учитывая, что текст новый по содержанию.


Ученики внимательно слушают учителя.







Учащиеся пытаются объяснить лексическое значение слова, при затруднении могут воспользоваться толковым словарем.


Познавательные:

Дать лексическое значение трудных слов из текста. Читать незнакомый текст.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.


Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


5

Физкультур-ная минутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг

Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.


Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.

Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора!

Учащиеся пересаживаются в группы по рядам

Коммуникативные:

Настроиться на слаженную работу в группах.

6

































































Реализация построенного проекта. 


1)

Осуществление деятельности по решению проблемы.





2) Проверка работы групп: ответы на вопросы.































3)Рассказ учителя.










Работа в группах по рядам.


- Найти информацию в тексте и ответить на вопросы.

1 ряд

1.Как звали родителей Сергия?


2.Почему их называли божьими угодниками?











божьими угодниками?божьими угодниками?божьими угодниками?

1 абзац

с. 22

3.Какой обет дали родители перед рождением ребенка?









рождением ребѐнка?

2 абзац

С. 22

Ответы:

1.Кирилл и Мария

2.Они были людьми благочестивыми, правдивыми, добродетельными, угодными Богу

3.Принести ребѐнка в церковь и отдать Богу.


2 ряд


1.Как назвали младенца при крещении?


2.Какое чудо произошло после его крещения?

С. 22-23

1.Варфоломей

2.В среду и пятницу младенец не брал грудь, не пил коровьего молока, ничего не ел.

3 ряд


1.Легко ли давалась Варфоломею учѐба?


2. Какое событие произошло в жизни отрока?


3.Как это событие повлияло на отрока?

С. 26 вверху и до конца абзаца

1.Был худший из учеников, очень переживал и молился Богу.

2.Встреча со старцем.

3.Получив благословение от старца, хорошо освоил грамоту. Родители и братья удивились неожиданному разуму и мудрости.


Вывод:

- Чему мы можем научиться у преподобного Сергия Радонежского?

-Что необходимо нам для этого?


Молитвенное обращение к Сергию Радонежскому

- Преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению, молятся о детях, которым трудно дается учеба, о даровании смирения, избавления от гордыни.

Также святого Преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.


- Преподобный Сергий отошёл ко Господу 25 сентября 1392 г. Через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды.

- В 1452 г. православная церковь причислила его к лику святых. Житие святого, написанное Епифанием Премудрым, и описания его монашеских подвигов стало любимым духовным чтением на Руси.


Ученики читают вопрос на карточке и ищут ответ на определенной странице по подсказке в карточке.










Каждая группа озвучивает результат совместной работы. Делает выводы.






























Дети высказывают своё мнение.



Ребята внимательно слушают и запоминают.





Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать).

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.


7







Первичное закрепление

1) Работа с репродукцией картины.

Фронтальная работа с репродукцией картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»


-Какой момент жития изображѐн на картине?








-Что вы видите в глазах мальчика?





-Как вы думаете, о чѐм диалог двух встретившихся людей?






-Каким изображѐн старец-монах?





-Что можно сказать про пейзаж картины?


-Какие цвета использует художник?

Вывод:

- Художника Михаила Нестерова всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа. Посмотрите на отрока Варфоломея. В нём угадывается жажда духовного совершенства, готовность к испытаниям и лишениям.


(Встреча со старцем. Отрок остановился перед старцем и ждѐт окончания молитвы)


(Душевную чистоту, спокойствие, печаль)


(Варфоломей поведал ему свою печаль: он не владеет грамотой)



(Лицо старца закрыто капюшоном. Он стоит, наклонив голову, вокруг которой свечение)



(Осенний пейзаж. Природа охвачена тишиной)



(Художник использует различные оттенки жѐлтого, золотистого цветов)



Познавательные:

Формирование умения рассматривать картину.

Коммуникативные:

Формирование умениеяотвечать на вопросы и строить грамотные ответы.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


8

Закрепление. Групповая

работа с самопровер-

кой по эталону.










1) Работа в группах.

Тест «Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) медленно и не прилежно

в) прилежно, но с трудом

Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым

б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь

г) что он хочет знать грамоту

Откуда переехал отец мальчика?

А) из Киева

Б) из Москвы

В) из Ростова

Г) Из Рязани

Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) В Коломну

г) Во Владимир

О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

а) князь Александр

б) князь Дмитрий

в) князь Владимир

Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?

а) Успенский собор

б) Духовская церковь

в) Троицкий собор


Самопроверка по эталону на слайде

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

В

В

А

В

Г

В

А

В

Б


Учащиеся взаимодействуют в группах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.









Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в группах.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.



9

Включение в систему знаний и повторение. 

1)Фронтальные ответы на вопросы.






2)Работа в группах.





















3)Вывод учителя.





4) Чтение стихотворения учителем.

- Чему вы хотели научиться на уроке?

(Познакомиться с особенностями жанра «житие».

Расширить знания о преподобном Сергии Радонежском)



- Удалось решить поставленную задачу?




- Как поняли смысл фразы «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака», написанной Епифанием Премудрым в житии про Сергия Радонежского.


- Попробуем заполнить пирамиду доказательств «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»


(Обсуждают в группах, 1 ученик от группы представляет доказательства у доски)

-







Вывод: - Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, а свет его души освещает жизненный путь многим поколениям людей.




Чтение стихотворения Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.


Ученики отвечают на вопросы.






Ученики стараются объяснить смысл звучащей фразы.


Докладчики демонстрируют свою работу и перечисляют все доказательства.

(Честность, доброта, смирение, кротость, забота о других, любовь к людям, послушание родителям, трудолюбие, скромность)



Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять обобщение полученных знаний, выделять существенные признаки в характере героя.



10







Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока)

1) Приём «Неоконченное предложение».

2) Оценки за работу.



- Используем приём «Неоконченное предложение». Выберите одно из предложений и завершите его:

  • Сегодня я сделал маленькое открытие…

  • Мне был интересен этот урок тем, что…

  • Я хотел бы в себе изменить…



Оценки за работу в группе, за ответы на вопросы.


Учащиеся индивидуально заполняют лист самооценки.





Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

11

Домашнее задание.

По выбору:

  1. Подготовить рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского по учебнику с. 22-28.

  2. Подготовить к уроку обобщения темы проектную работу по житию Сергия Радонежского.

- Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке и дарю каждому из вас образ святого Сергия Радонежского. Пусть он вам помогает в трудные минуты учебной деятельности.

Учащиеся определяются с выбором и фиксируют домашнее задание в дневниках.

Личностные:

Формирование умения сделать быстро правильный выбор с учетом своих интересов.














3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее