«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературному чтению

ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВА УВАЖЕНИЯ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ, РОДИТЕЛЯМ.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

 15

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.

Используемое оборудование: 

Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  демонстрационные материалы для доски.

Краткое описание: 

 Конспект урока литературного чтения. Тема: "Старый дед и внучек". УМК "Школа России", 2 класс.


Конспект урока литературного чтения, 2 класс

УМК «Школа России»

 

Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Цели урока.

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник  «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ход урока

 

I.Организационный момент

Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачу



II.Постановка темы  и цели урока.

-

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся:

– Учиться понимать прочитанное.

– Учиться выразительно и правильно читать.

– Учиться правильно и грамотно говорить.

– Действительно, на уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

А для чего мы это делаем?

– Правильно. Мы должны помнить о том, чтобы речь наша была яркой и приятной для души, а так же для окружающих.

III. Актуализация знаний

– Упражнения для дыхания.

Итак, приступим к работе. Для того, чтобы правильно брать дыхание во– время чтения, повторим упражнения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторите три раза.

Повторите 3 раза

2.Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки

(Прочитайте медленно, вопросительно, с удивлением, скороговоркой)

4.Постановка целей урока.

Откройте учебники на с.108. Прочитайте , кто к нам сегодня в гости пожаловал.(Лев Николаевич Толстой)

  1. Прочитайте самостоятельно о писателе)

  2. Работа с карточками( в парах)

  3. Друзьями могут быть(одноклассники, родители, книги)

  4. Л.Н.Толстой (любил детей, обижал детей, понимал детей)

  5. Писатель боялся (волков. детей, собственной совести)

Итак , как же сформулируем тему урока (Л Н Толстой)

Какие вопросы внесем для обсуждения:



!) Познакомимся с биографией Л Н Толстого

2)Узнать какие произведения он писал

3)Чему они учат?

6.Изучение нового материала.



7. Знакомство с биографией писателя.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

Слайд 4,5.

 -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно  того  человека, который всю жизнь трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 2.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.


1)    Где жил Л.Н.Толстой?

2)    Каким он был человеком?

3)    Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4)    О чем он писал в своих рассказах для детей?


 



Давайте вспомним, какие произведения Л.Н.Толстого вы уже читали?

(Филлипок,Три медведя,Лев и собачка»)

Рассмотрите иллюстрацию на с.109. Узнали вы сказку?

Расскажите ее по рисункам.

Подумайте, о чем он писал в своих рассказах, баснях для детей?( о дружбе помощи слабым,о добре, сочувствии)

Молодцы, вы очень внимательны!

Работаем парами

-Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к  пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините  начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд .

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».


Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.



Прочитайте название басни , который мы будем изучать.

Рассмотрите иллюстрацию к нему.

Как вы думаете. О чем будет басня?

8.Словарная работа

Эта басня написана очень давно, при чтении нам встретятся слова, которых в наше время практически не употребляют.


Лоханка- Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».


Невестка-жена брата или сына


Слаживает-складывает


8.Чтение басни



-А что такое басня?

Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.

-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:

(открываю записи на доске)

Я почувствовал …

Я задумался …

Я понял…




9. Первичное восприятие текста.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после  прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …(Какие чувства вы испытали?)

Я задумался


-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.

 

2)

».

-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

 .

 

 

7)Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

 

IV.Структурный анализ текста.

1)Чтение басни про себя.

-Прочитайте  басню про себя  и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

 2)Чтение басни вслух по цепочке.

3)Чтение и анализ  Iчасти.

-На  сколько частей можно разделить басню?Докажи.

Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

-Прочитайте первую часть басни.

-Найдите  в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед  уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

 

4)Чтение и анализ IIчасти.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

 

V.Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

 

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

 

3)Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 8.

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

(Дети показывают №1).

-Молодцы, ребята, я  согласна с вашим выбором.

 

 VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей».

-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие?

Ответы уч-ся:«В басне  Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».

-Что в них общего?

Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».

 

VII.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто автор?

-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?

-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.

Я понял …

- Продолжите это предложение.

Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к  другу».


Оцените свои достижения на уроке



 

VIII/Домашнее задание.

Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.

Творческое задание: написать  рассказ о  своей семье; о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.


Нарисуйте свое настроение к уроку




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее