Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
15
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.
Используемое оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, демонстрационные материалы для доски.
Краткое описание:
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Старый дед и внучек". УМК "Школа России", 2 класс.
Конспект урока литературного чтения, 2 класс УМК «Школа России»
Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Цели урока. 1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». 2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников. 3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). 4)Совершенствование навыков чтения, развития речи. 5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям. Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).
Ход урока
I.Организационный момент Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачу
II.Постановка темы и цели урока. - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Ответы уч-ся: – Учиться понимать прочитанное. – Учиться выразительно и правильно читать. – Учиться правильно и грамотно говорить. – Действительно, на уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить. А для чего мы это делаем? – Правильно. Мы должны помнить о том, чтобы речь наша была яркой и приятной для души, а так же для окружающих. III. Актуализация знаний – Упражнения для дыхания. Итак, приступим к работе. Для того, чтобы правильно брать дыхание во– время чтения, повторим упражнения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторите три раза. Повторите 3 раза 2.Речевая разминка Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки (Прочитайте медленно, вопросительно, с удивлением, скороговоркой) 4.Постановка целей урока. Откройте учебники на с.108. Прочитайте , кто к нам сегодня в гости пожаловал.(Лев Николаевич Толстой)
Итак , как же сформулируем тему урока (Л Н Толстой) Какие вопросы внесем для обсуждения: !) Познакомимся с биографией Л Н Толстого 2)Узнать какие произведения он писал 3)Чему они учат? 6.Изучение нового материала. 7. Знакомство с биографией писателя. -Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых. Слайд 4,5. -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Слайд 6. -Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. Слайд 7. -В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Слайд 2. -В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
1) Где жил Л.Н.Толстой? 2) Каким он был человеком? 3) Как Толстой помогал детям из бедных семей? 4) О чем он писал в своих рассказах для детей?
Давайте вспомним, какие произведения Л.Н.Толстого вы уже читали? (Филлипок,Три медведя,Лев и собачка») Рассмотрите иллюстрацию на с.109. Узнали вы сказку? Расскажите ее по рисункам. Подумайте, о чем он писал в своих рассказах, баснях для детей?( о дружбе помощи слабым,о добре, сочувствии) Молодцы, вы очень внимательны! Работаем парами -Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания Слайд .
-Посмотрите на экран. У кого не так? -Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут». -Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете? Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься». -Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл. Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.» -Какой темой объединены эти пословицы? Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».
Физкультминутка Дружно маме помогаем- Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полоскаем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.
Прочитайте название басни , который мы будем изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете. О чем будет басня? 8.Словарная работа Эта басня написана очень давно, при чтении нам встретятся слова, которых в наше время практически не употребляют.
Лоханка- Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».
Невестка-жена брата или сына
Слаживает-складывает
8.Чтение басни
-А что такое басня? Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль». -Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся. -Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы: (открываю записи на доске) Я почувствовал … Я задумался … Я понял…
9. Первичное восприятие текста. -Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске. Я почувствовал …(Какие чувства вы испытали?) Я задумался…
-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.
2) ». -Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы. .
7)Проверка первичного восприятия текста. -Продолжи первое предложение, написанное на доске. Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко». -Продолжи второе предложение. Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.» -Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
IV.Структурный анализ текста. 1)Чтение басни про себя. -Прочитайте басню про себя и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить? 2)Чтение басни вслух по цепочке. 3)Чтение и анализ Iчасти. -На сколько частей можно разделить басню?Докажи. Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей». -Прочитайте первую часть басни. -Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой». -Что случилось во время обеда за печкой? Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее». -А почему дед уронил и разбил чашку? Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел». -Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке». -Правильно ли поступила невестка? Почему? Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».
4)Чтение и анализ IIчасти. -Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни. -Зачем Миша делал лохань? Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми». -Прочитай, почему родители Миши заплакали? Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика». - Как после этой истории стали относиться к дедушке? Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».
V.Логический анализ текста. 1)Определение поучения басни. -Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит? Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям». -Какова идея этого произведения? Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».
2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек» -Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время? -Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь? -В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.
3)Выбор пословицы для определения идеи басни. Слайд 8.
-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек». (Дети показывают №1). -Молодцы, ребята, я согласна с вашим выбором.
VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого. -Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор? Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей». -Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие? Ответы уч-ся:«В басне Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме». -Что в них общего? Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».
VII.Итог урока. Рефлексия. -С каким произведением познакомились на уроке? -Кто автор? -Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает? -Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка. Я понял … - Продолжите это предложение. Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу».
Оцените свои достижения на уроке
VIII/Домашнее задание. Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту. Творческое задание: написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.
Нарисуйте свое настроение к уроку
|