Урок-исследование по окружающему миру
«ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»
2 класс
Тема урока: «Волшебные свойства воды»
Тип урока: урок – исследование
Цель:
- познакомить с одним из главных богатств природы - водой;
- познакомить со свойствами воды
- показать значение воды для растений, животных и человека;
-воспитание экологического мировоззрение подрастающего поколения
-повышение мотивации учащихся; развитие речи учащихся в форме устного ответа
- формирование у школьников бережного отношения к воде как жизненно-важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы
-привитие культурно-гигиенических навыков, опрятность, аккуратность
Планируемые результаты:
Предметные: Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения.
Метопредметные: Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов человека.
Универсальные учебные действия: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Оборудование:
- интерактивная доска с проектором,
- документ-камера,
- глобус,
-одноразовые стаканчики с водой,
-картинка с изображением капли воды
- презентация на тему «Вода»,
- диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класса,
- тест на тему « Свойства воздуха»
I.Орг. момент
-Наш урок окружающего мира будет не совсем обычным, т.к. на нем присутствует много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь им и опять ко мне вернитесь.
- Время нас торопит в класс,
Ведь урок сейчас у нас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час! (дети сели на места)
II Актуализация знаний
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке? (о воздухе)
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал. На ваших партах лежат тесты. Возьмите их и прочитав выберите правильный ответ.(Ребята выполняют тест. Проверка теста через документ-камеру).
- Оцените свою работу(сигналом)
III Самоопределение к деятельности
.Отложите тесты на край стола и послушайте загадку:
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу» (вода)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? ( о воде) Правильно, о воде, а поможет нам в этом экскурсовод:
- Кто он, чтобы вам узнать,
Загадку надо отгадать:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять»(капля воды)(на доску прекрепляется изображение капли воды)
IV Работа по теме урока
- Как вы думаете, много ли воды на земле? Каким цветом изображена вода на глобусе? Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть и под землей (родники и др.)
- Наши ребята приготовили небольшое сообщение о воде в стихах и в форме презентации.(чтение стихов с показом презентации)
Сказка о воде
1 ученик.
Расскажи мне сказку о воде!
Знаешь, внученька, вода везде.
Осмотрись вокруг – озера и моря,
Без воды не проживет Земля твоя.
Воду ценит каждый человек,
Дерево не выросло б во век.
Птицы, звери тоже воду пьют,
Рыбки без водички не живут.
2 ученик.
Как бы жили мы в своей квартире,
Если бы нам воду отключили?
Не умыться и не постирать,
Как тогда в квартире убирать?
Кушать, тоже варим на воде,
Что сказать? Вода – она везде!
Травка без водички не растёт,
Все живое без воды умрёт.
3 ученик.
По морям не плыли б корабли
И цветы на клумбах не цвели.
С речек орошаются поля,
Чтоб была красивою Земля.
Что ж, цени и береги водичку,
Расскажи о ней друзьям, сестричкам,
Что бы все про ценность эту знали
И водичку зря не проливали.
- Так какую роль играет вода в жизни человека, животных, растений? (ответы детей).
Конечно, вода-это жизнь на Земле. Каковы причины загрязнения воды? (ответы детей).
Сейчас ребята прочитают стихи о том, как надо беречь воду.
1 ученик
С водой люди бед не знают,
Только очень загрязняют.
В ней и грязь, в ней и отходы.
Не жалеют люди воду!
2 ученик
Но если не будет воды, то тогда
Не будет и жизни у нас никогда.
Спасти нас от грязи, сильны только Мы,
Поэтому просим, чтоб Вы помогли!!!
- Так как мы можем помочь сберечь нашу воду?( ответы детей: закрывать плотно кран, не мусорить у водоёмов…)
Физкультминутка
Притворяшки.
Дружно встаньте, детвора
Отдохнуть пришла пора!
Притворитесь-ка совой-
Повертите головой.
Притворитесь тучками-
Помашите ручками.
Притворитесь свинками
И потритесь спинками.
-А теперь давайте определим, какая же она, вода, какими обладает свойствами.:
а)- У вас у всех на столах есть стаканчики с водой .Посмотрите и ответьте, какого цвета вода? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?( вода бесцветна.)
б) Какова прозрачность воды? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
в) Попробуйте воду и скажите, какого она вкуса?(без вкуса)
г) Каков запах воды? Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.( вода не имеет запаха.)
д) – У воды есть еще одно свойство- это растворимость. Посмотрите, у меня есть немного соли, сейчас я положу эту соль в стаканчик и перемешаю.
- видна ли соль в стаканчике?(нет) это потому, что она растворилась в воде.
-А теперь сделаем вывод: какими свойствами обладает вода?( без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, растворимость).
-Но и это еще не все. Предлагаю вам отправиться в кабинет химии, где нас с вами ждет помощник нашей капельки КОСМИК.
(Просмотр диска «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс)
Вопросы к детям:
1) Если воду заморозить, то что произойдет? (она превратится в лед)
2) А если её нагреть на огне? (закипит, превратится в пар)
-Значит какой мы можем сделать вывод: что вода может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии.
- Вода « притягивала» и поэтов и художников .Посмотрите картины известного художника Левитана. Почти все его работы связаны с водой.( показ слайдов).
V Рефлексия
- Ребята, вы получили большой объем информации, давайте закрепим его в форме теста (проведение теста с помощью интерактивной доски и пульта).
- А теперь я предложу вам оценить урок и вашу работу на нем. Раскрасьте смайлика. (дети рисуют смайлика и прикрепляют его на доску около Капельки.
VI Домашнее задание:
-Прочитать стихотворение и подчеркнуть те слова, которые описывают разное состояние воды:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться , не напиться!
Смею Вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Желающие могут нарисовать рисунок с изображением воды.