КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Урок 1(объяснение)
Тема: Географическая карта.
Задачи урока: сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.); формировать начальные умения работы с картой.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради, демонстрационный глобус, настенные карты Северного и Южного полушарий, Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, указка, разноцветные карточки для динамической минутки, презентация учащихся «Географические карты».
Ход урока
Организация класса.
Проверка знаний учащихся, их умений использовать глобус, навыков работы с глобусом.
Учащиеся делятся на две группы.
Задание каждой группе: прочитать вопросы и найти ответы. Первая группа выписывает буквы, означающие верные ответы, из левого столбика, а вторая – из правого.
Вопросы:
Самый большой материк на Земле?
Самый маленький материк на Земле?
Полушарие, в котором находится самый маленький материк?
Материк, через который проходят все меридианы?
Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?
Полушарие, в котором находится Северный полюс?
Океан, в котором находится самая северная точка Земли?
Материк, который пересекается экватором почти посередине?
Самый большой океан?
Второй по величине океан Земли?
Материк, пересекаемый экватором в северной части?
Материк, который расположен севернее Южной Америки?
Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы:
А Северный Ледовитый океан Н
И Тихий океан Ш
П Южный океан О
Л Атлантический океан Ь
О Индийский океан А
В Африка И
У Евразия В
Ы Антарктида П
Н Северная Америка Р
Ь Южная Америка У
Х Австралия С
Т Северное полушарие Е
Р Южное полушарие М
(Если учащиеся ответили верно, то в первом варианте из букв получается фраза: «Ух ты, правильно», а во втором: «Всё помнишь, ура».)
Объяснение нового материала.
– С помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли.
- Выскажите своё предположение: в чём неудобство пользования моделью Земли?
+ Глобусы довольно громоздки.
Ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой.
Глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нём изображены только самые большие, самые важные объекты. А в жизни людям более подробное описание какой–то конкретной местности.
- Чтение параграфа учебника.
- Слово « география» означает «землеописание» (от слов «Гея» – земля, «графо» –пишу).Прочитайте в словаре учебника статью, что такое географическая карта.
- Где вы могли видеть географические карты? ( Ответы на этот вопрос учащиеся дают в ходе динамической минутки.)
Д.М. Начиная с первой парты, школьники последовательно встают и говорят, где и когда они видели изображение Земли на географической карте. Ответы могут повторяться. Все садятся только после того, как прозвучит последний ответ.
- Как появились первые географические карты?
+ (Дети высказывают свои предположения.)
- Читаем статью в хрестоматии «Как появились географические карты?».
- Какими были первые карты, что они изображали?
- Карты изменялись по мере освоения человеком пространств Земли. Чем дальше в океаны и моря к неведомым берегам уходили корабли наших предков, чем дальше в глубь неизведанных земель пробирались путешественники, тем точнее становились географические карты. На них появлялись очертания новых океанов и материков. Очень долго на картах было лишь 4 материка: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка. Австралии и Антарктиды на старинных картах не было, потому что эти материки мореплаватели открыли позднее.
4. Знакомство с картой полушарий.
- Давайте подробнее познакомимся с картой полушарий.
- Что , по-вашему, представляет собой карта полушарий?
+ ( Предположения учащихся.)
- Читаем об этом в учебнике.
5. Демонстрация карт полушарий.
( Внимание детей обращается на то, что в одном варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором случае линия разреза проходит по нулевому меридиану.)
6. Работа в парах.
- Найдите карты полушарий в учебнике. Покажите соседу по парте экватор, Северное и Южное полушария. Теперь другой сосед покажет на карте нулевой меридиан, Западное и Восточное полушария.
- Посмотрите внимательно на карты полушарий. На них можно увидеть нашу Землю целиком со всеми морями, материками и океанами, Крупными реками и озёрами, горами и равнинами.
- Чем отличается глобус от карты?
+ На глобусе сразу можно увидеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.
- Какие океаны изображены на этих картах полушарий?
Какие материки? Покажите на карте.
Примечание. Предварительно объясняю, как следует показывать объекты на карте.
Географические объекты показываем указкой. Человек, показывающий объекты стоит сбоку от карты, чтобы не заслонять карту. Указывая моря, равнины, горы, обводит границы их расположения указкой на карте. Указывая город, показывает его условный знак.
- Географическая карта поможет тому, кто умеет её читать. Карты бывают разного размера и разного назначения .
7. Знакомство с физическими картами.
Демонстрация презентации учащихся «Географические карты»
- Найдите такую же карту в учебнике. (Физическая карта России).
- Нужна ли нам настенная карта?
+ Настенная карта большего размера, на ней лучше видны объекты, она удобна для коллективной работы в классе.
- Рассмотрите контурную карту на странице учебника.
Чем она отличается от физической карты России?
- На этой карте нет подписей, она не имеет условных цветных обозначений.
- Найдите на контурной карте Уральские горы, Северный Ледовитый океан
8. Беседа по контрольным вопросам учебника в конце параграфа.
9. Домашнее задание.